В настоящее время под техникой подразумевается совокупность материальных средств (орудий, машин, систем), создание которых продиктовано необходимостью осуществления производственных процессов и обслуживанием непроизводственных потребностей общества. При этом определяется назначение техники: полная или частичная замена функций человека во время производственного процесса с целью облегчения труда и повышения производительности.
Существует и другое значение - "совокупность приемов и способов для выполнения чего-либо", близкое к современному понятию "технологический процесс", как элементу технологии. Технология, как понятие, различными авторами трактуется довольно широко и классифицируется как объективная и субъективная составляющая. Это некий алгоритм (система операций, выполняемых определенным способом, методом, по специальным правилам), приводящий к определенному результату и связанный с изменением состояния, свойств, форм, качества какого-либо объекта или процесса.
Появление новых технологий связано с накоплением опыта, научными открытиями, созданием новой техники и открытием новых возможностей. Эти факторы становятся базой для моделирования интеллектуальной деятельности человека, что помогает создать механизм материальной и культурной основы для появления более прогрессивной технологии.
Технологии - это системы, которые динамичны, главным образом, за счет собственного внутреннего потенциала, важнейшее достижение человеческого общества. Они способствуют эволюции, результат которой может быть как позитивный, так и негативный. Процессы, происходящие в природе и обществе взаимосвязаны, поэтому, технологические изменения будут способствовать созданию в будущем новых широкомасштабных концепций техники и технологий, которые, в первую очередь, должны внедряться в производство. Они должны способствовать сохранению многообразия всех форм жизни на земле и их увеличению, не допуская приоритета искусственного мира, который приведет к неспособности всей биосферы выжить.
Техника и технологии должны быть направлены на преобразование не только деятельности человека, но и его самого.
Между техникой и технологиями существует взаимосвязь. Развитие технологий порождает новую технику, совершенствует ее, делает более производительной, полезной, технологичной, управляемой, многофункциональной.
Техника - как элемент производительных сил, уходящий корнями в историю и имея широкую историческую перспективу, является феноменом, и занимает особое место в общественном развитии. Ее главное назначение - воздействуя на окружающий мир и силы природы реализовать возможности человека.
Техника является частью системы производительных сил общества. Она играет роль посредника между человеком и природой. С одной стороны, человек, как личность, с присущей ему совокупностью свойств, воздействует на природу с помощью техники, создавая искусственные материальные образования. С другой стороны, техника оказывает действие на человека, воздействуя на него физически, приобщая к знанию природных процессов и их использованию. Таким образом, прямая и обратная функции техники - это совокупность связей системы: человек - техника - природа.
Являясь элементом человеческой деятельности, техника выполняет социальную функцию. Она преобразует и самого человека.
В своей деятельности человек постоянно совершенствуется. В процессе эволюции у него возникает необходимость в знаниях, которые совершенствуют деятельность, а она, в свою очередь, совершенствует знание, которое преобразуется в умение, умение - в навыки, навыки - в опыт, а опыт человек реализует в новых видах техники и прогрессивных технологиях.
Техника и технологии становятся непосредственным процессом жизни человека, с помощью их он активно вступает во взаимодействие с окружающей средой, покоряет ее, переходя на новую, более высокую ступень развития общества.
Постепенно общество в своем развитии перешло от ручного труда к машинному.
Развитие техники и технологий, безусловно, связано с понятием цивилизация, выступающим синонимом высших достижений человека и человечества.
Особым типом цивилизации стала Европейская цивилизация, которая начала активно развиваться в эпоху Возрождения. Европейская цивилизация, проникнув во все регионы Земли, связала многие народы и страны. А наиболее существенные ее достижения приобрели значение общечеловеческих ценностей. Особенно при переходе к индустриальной фазе развития.
Она основывалась на следующих ценностях:
- уделялось огромное значение науке
- оставалось постоянным стремление к прогрессу
- изменялись формы деятельности
Именно тогда зародился механизм соизмерения производства с потреблением, подразумевающим:
- высокий уровень производительных сил
- современные технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции
- система товарно-денежных отношений
- наличие рынка
До сегодняшнего дня другого механизма пока не выработано.
В духовно-производственной сфере общим достоянием всех цивилизаций является великие достижения науки, искусства, культуры, мысли и творчества многих поколений, а также общечеловеческие моральные ценности.