Технология применения средств ИКТ в предметном обучении
Информационно-коммуникационная технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
1. использовании некоторых фомализованных моделей содержания (педагогических програмных средствах);
2. деятельности учителя, управляюшего этими средствами;
3. повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Формализованные модели содержания включают на современном уровне: обучающие и контролирующие программы по предметам, базы данных, гипертекстовые и мультимедиа дополнения, микромиры, имитацию, компьютерные коммуникации, экспертные системы. Чрезвычайное разнообразие типов информации: текстовая, графическая, звуковая, анимационная и видеоинформация, предоставление свободного выбора логики ознакомления с информацией и оперативность обработки информации имеют практически неограниченный подъем «поддерживающей информации», информационную среду и играют огромную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребенка.
Управляюще-обучающая деятельность учителя состоит из:
· общего стратегического планирования использования компьютерных средств, включающего целеполагание, планирование (тематическое и более притяженное) педагогического процесса. Здесь учитель подбирает и/или выстраивает дидактические модули и блоки с учетом методических, логических, психологических и др. соображений;
· тактического тематического планирования;
· планирования использования компьютера на отдельных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.);
· управления познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практического осуществления интеграции традиционных и компьютерных средств;
личностного взаимодействия с учащимися (общение, консультация, воспитательные действия).
Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в определенную игровую ситуацию. Кроме того, учащийся сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ излодения учебного материала.
Акцент целей
● Формирование новой педагогической культуры, требующей обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса на основе ИКТ.
● Реальное использование информации, содержащейся в обучающих програмных средствах (продуктах), программах, носителях.
● Рациональная организация и оптимизация познавательной деятельности в ходе учебного процесса.
● Индивидуализация обучения с помощью использования специфических свойств компьютера и обращения к принципиально новым познавательным целям.
● Повышение эффективности обучения (т.е. снижение числа ошибок и времени усвоения материала, повышение прочности усвоения знаний и навыков).
● Использование компьютерных средств в качестве инструмента познания окружающей действительности для:
· расширения культурного кругозора в предметных образовательных областях;
· применения в учебном процессе объемных изображений и мультимедийных средств;
· изучения явлений и процессов в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и информационного моделирования;
· представления в удобном для изучения масштабе времени различных физических, химических, биологических и социальных процессов, реально протекающих с очень большой или очень малой скоростью;
· частичной компенсации недостатка учебной техники и наглядных пособий в предметных областях.
● Использование компьютера в качестве средства для развития личности учащихся, для повышения эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации.
● Использование компьютера в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного, педагогического).
● Использование компьютера для процедур диагностики и мониторинга.
Концептуальные положения
● Компьютерные средства и информационные технологии значительно влияют на дидактический процесс, повышая его эффективность.
● Информационный подход к педагогическому процессу.
● Принцип педагогической целесообразности в применении информационно-компьютерных средств в учебном процессе. Дополнительные средства обучения надо применять там и только там, где они имеют конкретную методическую функцию или конкретный методический (или дидактическо-психологический) смысл.
● Принцип оптимизации в использовании информационно-компьютерных средств.
● Интеграция информационных технологий с педагогическими.
● Интерактивный характер общения «человек — компьютер».
● Принцип охраны здоровья детей при использовании информационно-компьютерных средств.
● Принцип неограниченных возможностей: дать ребенку столько материала, сколько он захочет и сможет усвоить.
● Невозможность замены человека машиной: компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.