Пояснительная записка
Цели производственной практики
Целями производственной практики является установление связи между полученными теоретическими знаниями и образовательной практикой, обеспечение овладения умениями и навыками профессиональной деятельности, глубокое и разностороннее ознакомление студентов с психологической профессией, формирование профессиональной мотивации.
2. Задачи производственной практики:
- помочь студентам овладеть психологическими и социально-педагогическими технологиями работы с различными категориями детей, семей, социальными службами, организациями и учреждениями;
- познакомиться с основными направлениями, содержанием и спецификой психологической и социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы, социально-педагогических учреждений, на базе которых организована практика;
- изучить содержание, принять участие в организации работы психолога и социального педагога с различными категориями учащихся;
- помочь овладеть технологиями психологической и социально-педагогической диагностики;
- помочь овладеть технологиями психологической и социальной профилактики;
- научить проектировать психологическую и социально-педагогическую работу с детьми и подростками;
- изучить нормативно-правовое и документационное обеспечение работы психолога и социального педагога, выработать практические навыки ведения основных документационных форм.
Место производственной практики в структуре ООП ВПО
Для прохождения производственной практики студенты должны знать возрастные особенности детей, основы педагогической деятельности, закономерности, принципы, методы воспитания, уметь планировать и организовывать разнообразные виды деятельности детей в условиях обучения. Для этого им необходимо успешно освоить такие учебные дисциплины как «Психология развития», «Введение в профессию», «Возрастная психология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Теории обучения и воспитания», пройти учебно-исследовательскую практику.
В свою очередь, производственная практика закладывает основы для более осмысленного освоения таких дисциплин как «Педагогическая психология», «Социальная педагогика», «Дефектология», «Клиническая психология детей и подростков» а также обеспечивает в дальнейшем успешное прохождение студентами производственной практики в образовательных учреждениях.
Формы проведения производственной практики
Производственная.
Место и время проведения производственной практики
Местом проведения являются муниципальные и государственные образовательные учреждения, средние общеобразовательные школы, социальные учреждения Республики Хакасия, исходя из договора № 22 от 31.10.12 года. Производственная практика проводится в IV семестре 2-го года обучения (ОФО), VI семестр 3-го года обучения (ЗФО)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики
В результате прохождения практики обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
ОПК- 4 – готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
ОПК-5 – готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.;
ОПК-6 – способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.
Требования к результатам обучения могут быть сформулированы на следующих уровнях
Владеть (В): знаниями различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК – 4); умениями организации различных видов деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5); способностями организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды (ОПК-6).
7. Структура и содержание учебно-исследовательской практики
Общая трудоемкость учебно-исследовательской практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Разделы (этапы практики) и задания | Общая трудоемкость (кол-во часов) | Виды деятельности студентов на практике, включая самостоятельную работу студентов | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап | |||
1) Знакомство с программой практики, руководителем практики студента. 2) Распределение по местам прохождения практики. | Участие в установочной конференции. | Оформить в дневниках практики: - цель и задачи практики; -содержание заданий. | |
Основной этап | |||
1) Составление индивидуального плана прохождения производственной практики. 2) Знакомство с учреждением места прохождения практики, его структурой, основными направлениями деятельности, составом специалистов, их должностных обязанностях, проблемами учреждения. 3) Изучение должностных обязанностей психолога, документацией психолога, его плана работы, форм отчетности. 4) Знакомство с кабинетом, рабочими зонами и инструментарием педагога-психолога. 5) Изучение должностных обязанностей социального педагога, его плана работы, форм отчетности. 6) Изучение особенностей профилактической деятельности учреждения, разработка эффективных форм профилактики для конкретной категории детей. 7) Изучение особенностей профессионально-этического взаимодействия психолога и социального педагога с родителями, семьей или самим ребенком. | 1) Совместно с руководителем практики по месту ее прохождения наметить порядок и сроки выполнения заданий. Совместно с групповым руководителем определить тему и форму выступления во время открытой защиты итогов практики. 2) Пройти собеседование с администрацией и конкретными специалистами учреждения места прохождения практики. Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления его работы. 3) Побеседовать с психологом, ознакомиться с документацией, регламентирующей его деятельность. Составить план работы психолога под руководством специалиста, проанализировать основные направления работы. 4) Побеседовать с психологом, ознакомиться с кабинетом, рабочими зонами и инструментарием педагога-психолога. 5) Побеседовать с социальным педагогом, ознакомиться с документацией, регламентирующей его деятельность. Составить циклограмму работы социального педагога под руководством специалиста, проанализировать основные направления работы. 6) Определить содержание социально-педагогической профилактики в отношении данной категории детей. Оценить способы и формы профилактической деятельности данного учреждения. Выделить критерии эффективности социальной профилактики и методы ее измерения. Разработать и провести воспитательное мероприятие, преследующее профилактические цели. Разработать содержание буклета для родителей или детей, имеющего профилактические цели. 7) Наблюдая за взаимоотношениями психолога и социального педагога с родителями, семьей или ребенком, выявить основные принципы нравственно-этического взаимодействия в профессиональном общении специалистов. | 1) Привести в дневнике практики индивидуальный план работы в период производственной практики. 2) Привести в дневнике перечень всех документов, имеющихся в учреждении. 3) Зафиксировать в дневнике общие сведения об особенностях работы психолога в данном учреждении. Оформить в дневнике самостоятельно разработанный план работы психолога. 4) Привести в дневнике перечень и характеристику рабочих зон кабинета, инструментария педагога-психолога. 5) Зафиксировать в дневнике общие сведения об особенностях работы социального педагога в данном учреждении. Оформить в дневнике самостоятельно разработанную циклограмму работы социального педагога. 6) Представить в дневнике план-конспект и самоанализ проведенного воспитательного мероприятия профилактической направленности, представить разработанный буклет. 7) Представить в дневнике краткую характеристику этических проблем взаимоотношений психолога и социального педагога с родителями. Сформулировать основные этические правила взаимоотношений психолога и социального педагога с детьми и родителями. | |
Итоговый этап | |||
1) Обобщение полученных на практике результатов. 2) Подготовка тематического выступления и представление его на открытой защите итогов практики. | 1) Написать отчет по практике по установленной форме. 2) Отзыв группового руководителя и оценка по практик | ||
Итого | 108 (3 ЗЕТ) |