Макар Калмык и Георгий Калмыков




Места силы

Две «Норки»

В Поволжской лесостепи, на левом берегу реки «Уза», вдоль правого берега речки «Норка»1 соседствуют два села, разделённые этническими корнями: «Русская Норка» и «Мордовская Норка».

Первопоселенцами этих мест в середине XVII века были служилые люди Арзамаса и Алатыря, которые прибыли и в эти края, чтобы по Указу Петра Первого, принять участие в укреплении засечной чертой юго - восточной «укрАины» России от крепости Петровск до Пензы: «чтобы впредь в окольные города… вольные люди не приходили и разорения никакого не чинили…». Казаки за службу имели различные льготы, а каждый член их семейства «мужеского пола» получал надел чернозёмной земли.

 

Мордовская Норка

Село «Мордовская Норка» в XIX веке населяла «крещённая мордва», - так именовались официально народы эрзя и мокша, принявшие православное крещение. Но сами сельчане себя мордвой не называли. Они гордились тем, что они – эрзя2, говорили и пели песни на языке своих дедов и прадедов и не смотря на новую веру, продолжали чтить прежние традиции.

 

 

Эрзянская и сарматская девушки в панго

--------------------------------------------------------

1Норка – река, относящаяся к речному бассейну Волги

2Этноним «эрзя» восходит к иранско-сарматской лексике (arsan - самец, мужчина, герой).

А традиции эти своими корнями простирались в глубокую древность, туда, где в III в. до н.э. Сарматы в головных уборах, напоминающих эрзянское панго3, кочуют по евразийским степям — огромному пространству от юга Урала до Империи Александра Македонского и говорят на иранских наречиях. До сих пор заметное число иранизмов существует как в славянских, так и финно-угорских языках.

Традиции родом оттуда, где побеждают своих врагов неповторимыми техниками конного боя вооруженные длинным копьём и тяжёлым мечом; где погребают в высоких курганах своих героев – arsan - с их оружием и невероятной красоты золотыми украшениями для лошадей.

Страна эрзи – Арза упоминается в записках арабского путешественника Ибн-Хаукаля (X в.). Он описывает народ Arsaja (Ersaja), царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся черные соболи, черные лисицы и свинец». Об эрзя (арджанах) сообщал Рашид-ад-дин в XIV в.

 

 

Рязанский народный костюм и Эрзянский флаг

 

Традиции народа эрзя родом из древнего княжества Старой Рязани (Эрзяни), где головные уборы-сороки и богато украшенные черно- красной вышивкой белоснежные наряды так напоминают праздничные одежды жителей «Мордовской норки». Напоминает нам о традициях и эрзянский бело–красно–чёрный триколор. Из летописи известно, что Старая Рязань, первая отважно вступила в битву с захватчиком - войском Батухана в 1237 г, за что была полностью сожжена. Ногайский князь Юсуф упоминал о "рзянах" в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.

 

------------------------------------------

3Панго – похожий на рог головной убор, который эрзянские женщины одевали на косу, заплетённую на лобной части головы.

 

 

А в 1552 году, во время своего третьего похода на Казань, царь Иоанн Васильевич Грозный велел передвинуть засечную черту на восток и заложить города–крепости Арзамас (Эрзямас) и, в том месте, где впадает в реку Суру её приток Алатырь, Алатырь-город.

Эрзямас – на эрзянском языке (эрзянькель) означает «красивое место эрзя». А алатырь (al-atar) в древне - иранских языках (арийских, древне - славянских) звучит как «бел-горюч».

 

 

 

Камень-Алатырь и официальный флаг республики Мордовия

В древне - русских мифах Ала́тырь — священный камень, расположенный в центре мира, «всем камням отец», содержащий сакральные письмена и наделяемый волшебными свойствами. В духовных стихах описывается, как «из-под бел-алатырь-камня» вытекает чудесный источник, дающий всему миру «пропитание и исцеление». На Алатыре всегда горит Живой Огонь, во имя «мертвых, живых и не рожденных», во имя прошлого, настоящего и будущего всех людей.

Русская Норка

Жители «Русской норки» отличались от своих соседей, жителей села «Мордовская норка», нарядами и языком. Но много их и объединяло.

Если проследить вглубь веков, то этноним Русь произошел от той же индоарийской основы (rukhsa/ ru(s)sa - светлый, белый). А название одного из сарматских племен в первых веках н.э. было Рокс(рухс)аланы, что переводится с иранских языков, как «белые аланы». Великие учёные Михайло Ломоносов и Василий Татищев считали, что именно роксоланы были прямыми предками русов. А если это так, то выходит, что эрзя и русские, как братья, бок о бок жили, кочевали и сражались с неприятелем не одну тысячу лет.

 

 

Сарматы

Как эрзянам достался в память о сарматах головной убор панго, так и излюбленный головной убор русских девиц – кокошник, родом от них же.

У знатных сарматских женщин существовал ритуал по искусственной деформации черепа, благодаря которой голова приобретала форму вытянутого яйца. Культ этот ещё восходит к палеолиту, к временам матриархата. Удлиненные головы предполагали и высокие головные уборы. «Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, а вот традиционные головные уборы – кокошники, остались.

 

 

Худ. Н. И. Аргунов и А. Шишкин Крестьянки в русских костюмах.

Реконструкция черепа сарматской женщины

 

До конца 19 века в сёлах «Мордовская норка» и «Русская норка» все ещё сохранялись традиции, которые чтили потомки первопоселенцев. Навыки гончарного ремесла, деревянного узорочья, ткачества, валяния валенок, кожевенного мастерства, плетения из бересты, искусства землепользования и кулинарные секреты - всё родом с Арзамаса и Алатыря – военных и культурных форпостов на восточных границах Русского государства.

 

Светилище Ведь Авы

Местность же между этими сёлами - не обычная. Она с давних пор славится целебными родниками, святыми источниками - как их стали называть после православного крещения. Родников здесь много, около пятнадцати, но урочище ещё со старых времен почему–то именуется «Семь Ключей» или «Семиключье». Вода в этих многоводных родниках тоже не обычная: целебная, везде разная по вкусу и с приятным ароматом. Не обычна здесь и тишина, в сопровождении нежного журчания воды и шороха листьев старого дуба - стража этого природного храма. Семиключье считалось культовым местом. К нему стекались за исцелением жители всех окрестных сёл, не зависимо от вероисповедания, и даже приезжали из далека.

Вблизи на берегу Узы находился холм- курган, вершина которого была увенчана шестом с тележным колесом, - колом с коловратом, символом цикличности всего сущего, круговорота времени, культа солнца и неба, воплотившего в себе функции календаря. Это место было Святилищем Ведь Авы (морд. Владычицы воды) – «Козьи моляны». Хранителем же этого священного места был мордвин–эрзя, пасечник дед Макар.

 

 

Известно, что народные традиции базируются на вере. Когда-то русских, эрзя, мокша, как, впрочем, и другие племена здешних мест, объединяла не только общая территория, но и обычаи, символика, мировоззрение, ведическая веРА – ведение РА. Потому и священную реку именем Бога Солнца РА3нарекли, потому и приток суРА4 назвали, из которого река РА рождается. А река Уза5 придавала человеку крепости и сил, как и тот пчелиный прополис, что вырабатывали пчёлы в местных, приграничных со степью, лесах и на пасеке с колодными ульями деда Макара.

Но вскоре после укрепления «отрезанной» по указу Петра Первого территории, набеги с целью грабежа и угона население в рабство со стороны крымских татар, кочевых народов Поволжья (калмыков, ногайцев), а также вольных казаков, независимых от царской власти, возобновились с прежней силой. Со стороны Дикого поля, кроме того, постоянно шла угроза эпидемий чумы и холеры, что требовало санитарного кордона с осмотром проходящих его и карантином заболевших.

Назрела стратегическая необходимость в том, чтобы отодвинуть кордон ещё дальше на юго-восток. Для этого, с 1718 года началось строительство Царицынской оборонительной линии (Вала Анны Иоанновны). Царицынская сторожевая линия вместе с новой крепостью в XVIII в. становятся крупнейшими оборонительными сооружениями в Европе. Петровская же крепость с её засечной чертой оказались в тылу и потеряли своё важное пограничное значение. Пахотные солдаты перешли в разряд государственных крестьян.

 

Макар Калмык и Георгий Калмыков

Но была и ещё одна опасность, которая послужила толчком к тому, чтобы передвинуть защиту: опасность возвращения «язычества», старой веры в только что устоявшийся христианский мир, требовавший беспрекословного повиновения самодержавной власти. Академик Петербургской академии наук И.И. Лепёхин, ученик М. Ю. Ломоносова, в 1768 г. писал, что Царицынская линия нужна ещё, как предел кочевью некрещеных калмыков к казачьим станицам. «Калмык», - именно такое прозвище получил дед Макар, за его приверженность к традиционной вере своих предков и именно поэтому все его потомки получили фамилию Калмыковы.

По наследству хранителем урочища становится старший сын многодетного семейства Федот Макаров Калмыков. К сожалению, время,

 

-------------------------------------------

4Ра- река, древнерусское название реки Волги. Ра-древнеславянский, арийский, египетский Верховный бог - бог Солнца.

5Су (Su), один из переводов с санскрита: «рождать». СуРа – «рождающая Ра», приток реки Ра.

6Уза – река, правый приток Суры. Уза (крепость, сила) Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора. Уза - восковой клей, из почек березы ·и·др. дерев; Толковый словарь Даля. Уза - клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами, прополис. Толковый словарь Ефремовой.

политика и власть стирают память народную. И, казалось, что уже не вернуть родовые традиции внуку Федота, названному в честь своего деда – язычника (Федот, да не тот), и правнуку, носящему в атеистической стране гордое имя Георгия Победоносца - особо почитаемого Героя, как язычниками, так и христианами.

Святой Георгий Победоносец, был византийским воином, принявшим во II веке нашей эры мученическую смерть. После своей смерти он вновь явился на землю, чтобы убить чудовищного змея, пожиравшего людей. Среди православных святой Георгий считается покровителем земледельцев, пастухов и воинов.

 

 

Георгий – Юрий – Арий –Егор –Гор. В Древнеегипетском мифе о борьбе бога Гора с богом пустыни и зла Сетом, Гор, как и Георгий Победоносец, спасает человечество от гибели. Причем, Гор бьётся с Сетом (сатаной) в образе змея. Имя Георгий происходит от древнегреческого слова «георгос», означающее «возделывающий землю». Но мифы говорят, что мирный земледелец перед лицом врага превращается в воина - хранителя Земли-матушки и всего на ней сущего.

Так и внук Макара Калмыка, воин – землепашец, - Георгий Фёдорович Калмыков, когда Родина-мать вновь позвала на защиту от страшного врага - фашистских захватчиков, встал в первых рядах под её Знамёна – древний символ мужества, чести и достоинства, символ веры и преданности своему народу. Так и осталось его имя, выбитое золотом, на красном знамени в гигантском пантеоне – колесе с вечным огнём на алатыре посередине. Колесо - на вершине кургана, где покоится прах 34,5 тысяч героев, у священной Ра –реки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: