Вопрос: Лексическое развитие ребенка




Лексика (от греч. lexicos - «словарный, словесный») - это совокупность слов, входящих в состав языка.
Слова выполняют определенные функции:

· Номинативная, или дефинитивная, функция.

· Функция обобщения

· Коммуникативная функция

· Слово выражает оценку субъекта

М.Б.Елисеева О лексическом развитии ребенка раннего возраста/Логопед в детском саду. – 2006.-№ 1.- 10 с.

«Речевые стили детей»:

1) Референциальные дети (среди первых слов преобладают слова, обозначающие объекты)

2) Экспрессивные дети (используют слова, обеспечивающие взаимодействие)

Особенности лексики детей раннего возраста (По материалам М.Б.Елисеевой):

Словарь маленького ребенка состоит в основном из существительных и глаголов. Основные группы слов относятся к лицам, окружающим ребенка (мама, папа, и др., собственные имена), птицы и животные (мяу, Катя, ку-ку,), природные явления (кап- кап), игрушки (ляля, мячик), еда (ам-ам, пить, молоко), сон (бай-бай), движения, прогулка (топтоп) одежда и обувь (платье, тапочки, шапка), падение чего-либо (упа), исчезновение чего-либо (тю-тю), место (там), транспорта, предметы в доме (би-би, сося) и некоторые другие.

Протослова – устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого: ки – всё интересное; ть – желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; фа – горячо, опасно.

«Язык нянь» – языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Слова языка нянь делятся на: а) лепетоподобные (отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами, в основном открытыми, редупликацией): баба, деда, бай-бай, бо-бо; б) звукоподражательные (имеющие мотивированность между звучанием и значением): мяу, ням-ням, тик-так, ввв; цокающий звук - о лошадке.

Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша, молоко, чай, яблоко, кукла, мяч, носки, тапки; иди, дать, сядь, спать.

«Застывшие фразы» – выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребёнок воспринимает и воспроизводит как единое целое: То там? – кто там; Отя! – вот так!; маня – мама Аня, баби – баба Ира.

Лексико-семантическая сверхгенерализация – распространение сферы использования слова: ава (собака) – все четвероногие; дяка (ягода) – яблоко, персик, слива; дай – возьми; требование сделать что-нибудь: дай бай-бай мама («дай спать мама», т.е. хочу спать с мамой).

Детская омонимия – совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: ми – мишка, мышка, мыло; така – травка, трактор; тя – чай, ставь; мака – маленький, масло, мясо.

Игровые переименования – сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся или: 1) комментариями ребенка относительно сходства предметов, 2) следствием игры с использованием предметов-заместителей: шапочка – о стаканчике, надетом на голову; Это наперсток – о пустой головке от мака, надетой на пальчик.

Лексико-семантические инновации – употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексикосемантических инноваций: расширение значения слова: посолить творог; бельчата – об аистятах; семья бананов; большой гольф, длинный карман; уже он пожарился (о вскипевшем чайнике); громко меня качай; сужение значения слова: Я не человек, я девочка; Буду банан и фрукт;

образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов: Настоящие коробочки получились – о куличах, сделанных с помощью коробочки из-под масла; Видишь, как кричит! – перебирая зубчики расчески; Чего она такая голенькая? – развернув конфету; небо летит; елка – о кактусе; Тут у меня песочница – о скоплении песка в своих карманах; Биби один рук, один зуб – об экскаваторе.

Ассоциативные замены: смешение паронимов: подружка вместо ватрушка, сундучок вместо значок, бантик вместо фантик; смешение антонимов: закрыть вместо открыть, включить вместо выключить, смелый вместо трусливый, случайно вместо нарочно.

 

Количественный состав словаря

 

 


По данным Е. А. Аркина
1 год 9 слов
1 год 6 мес. 39 слов
2 года 300 слов
3 года 6 мес. 1110 слов
4 года 1926 слов
6 лет 4000 слов
По данным В. Штерна
1 год 5 мес. 100 слов
2 года 300 – 400 слов
3 года 1000 – 1100 слов
4 года 1600 слов
5 лет 2200 слов

 

По данным Ш. Бюллера
Возраст Минимальный запас Максимальный запас
1 год 3 слова 58 слов
1 год 5 мес. 44 слова 383 слова
2 года 45 слов 1227 слов
2 года 6 мес. 171 слово 1509 слов

 

Лексика (словарь) ребенка развивается постепенно в ходе общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах: пассивный словарь (слова, которые ребенок знает, понимает их значение) и активный словарь (слова, которые ребенок использует в общении с окружающими). В норме пассивный словарь преобладает над активным. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развития общения с окружающими людьми приводит к постепенному количественному росту словаря.

Вопрос: последовательность формирования обобщающей функции слова

Л.П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу:

Стадия Возраст Степень обобщения
  от 1 до 2 лет обобщенные имена и названия единичного предмета; дети усваивают слова, соотнося название только с конкретным предметом, таким образом, слова являются для них такими же именами собственными, как и имена людей;
  2 года ребенок усваивает слова первой степени обобщения, т.е. начинает понимать обобщающие значения наименований однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных;
  3 года начинают усваивать слова второй степени обобщения, обобщающие родовые понятия («игрушки»,), передающие обобщенно название предметов, действий, признаков в форме имени существительного («полет», «чернота»);
  5-6 лет дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова третьей степени обобщения («растение» - «деревья», «цветы»; «движение» - «бег», «плавание»,; «цвет» - «чернота», «белизна»), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.

А.И. Лаврентьева, изучая особенности лексико-семантической системы у детей от 1 года 4 месяцев до 4 лет, выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.

На 3 этапе ребенок осознает сходство опред. элементов ситуации и объединяет лексемы втематические группы.
На 4 этапе происходит преодоление этих замен, а также возникновение синонимии.  
На 2 этапе формируется система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы - ситуационные поля.    
На первом этапе словарь ребенка представляет собой бессистемный набор лексем.  
Этапы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: