Методические рекомендации по организации занятий лепкой для детей с ОВЗ.




Специальность 54.02.06. Изобразительное искусство и черчение

Берестов Святослав Иванович

 

ПМ 01. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Методические рекомендации к практическим работам по изобразительной деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Курсовой проект

 

 

Руководитель

Черданцева Татьяна Ивановна

 

__________________________

(подпись)

Курсовая работа допущена к защите

«____» _____________________ 2016

 

________________ Председатель ПЦК

(подпись)

 

________________ Зав. отделением

(подпись)

Курсовая работа защищена

«____» _____________________ 2016

Оценка ________________________

 

 

БИЙСК 2016

 


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Методические рекомендации по лепке для детей с ОВЗ …………………………………………………………………………….....4

1.1 Методика организации занятий по работе с пластическими материалами………………………………………………………..4

1.2 Методическое обеспечение образовательного процесса……...7

1.3 Основные цели творческой реабилитации детей и подростков с ОВЗ при работе с пластическими материалами…………………8

1.4 Принципы образовательной деятельности…………………….. 9

1.5 Приемы обучения лепке детей с ОВЗ…………………………..11

1.6 Способы отслеживания результатов и организация коррекционной работы с умственно отсталыми детьми……..14

Глава II. Методические рекомендации по работе с графическими материалами………………………………………………………………….19

2.1 Методика организации занятий по работе с графическими материалами……………………………………………………………………19

2.2 Методические рекомендации по применению

фломастеров и маркеров………………………………………………………22

 

Глава III. Методические рекомендации по работе с живописными материалами………………………………………………………………….24

3.1 Особенности живописных материалов, используемых на занятиях ……………………………………………………………………….24

3.2 Эффективные приемы и методы организации художественной деятельности детей с ОВЗ, используемые на занятиях. …………………..25

 

Заключение ……………………………………………………………………30

Список используемых источников ………………………………………...31

Приложение А ………………………………………………………………...32

Приложение Б ………………………………………………………………...35

 

 


Введение

В последние годы изобразительная деятельность все больше включается в коррекционно - развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты. Реабилитационные центры, центры социальной помощи семье и детям всесторонне занимаются вопросами и проблемами интеграции в общество детей-инвалидов. В связи с чем, появилась долгосрочная целевая программа «Дети Алтая» и подпрограмма «Мир открытый для всех», где изобразительное искусство выступает как средство творческой реабилитации, и дальнейшего развития ребенка.

Раньше детей с ограниченными возможностями здоровья обучали либо на дому (в основном при помощи родителей), либо в коррекционных учебных заведениях, а в настоящее время появились государственные реформы в сфере образования, по инклюзивному образованию, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе со здоровыми сверстниками.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для развития психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.

Особенности изобразительной деятельности детей с ОВЗ обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.

В курсовом проекте рассматриваются дидактические, образовательные и развивающие средства коррекционного обучения изобразительному искусству, которые позволили бы детям с ОВЗ, не отставать в плане творческого развития от своих здоровых сверстников?

Цель проекта: Разработка средств, повышающих творческий потенциал и вовлекающих в творческую деятельность детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

· Изучить литературу по данной теме.

· Разработать методические рекомендации по улучшению творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

· Провести пробные занятия с детьми, имеющими трудности в обучении на базе Центра коррекционного развития детей и подростков с ОВЗ «Родник»

Глава I

Методические рекомендации по организации занятий лепкой для детей с ОВЗ.

1.1 Методика организации занятий при работе с пластическими материалами

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» направлена на гармоничное развитие ребенка и его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста, физического состояния деятельности.

Художественное творчество имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из доступных видов художественного творчества является лепка из различных материалов (приложение 2). Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. Лепить можно из разных материалов, но самым экологически чистым, безвредным, практически не оставляющим грязи, приятным для рук является соленое тесто. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соленое тесто, глина или пластилин. Это универсальный материал, который очень эластичен, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Техника лепки из различных материалов доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.

Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

В содержание обучения лепке из различных материалов включены следующие вопросы:

-обучение приготовлению массы из соленого теста для лепки изделий;

-обучение приемам лепки (формовка, скатывание шариков, раскатывание колбасок, капелек, овалов);

-обучение способам лепки (конструктивный, пластический, совокупный, лепка из пласта, лепка посуды способом кольцевых налепов, рельеф);

-обучение лепке различных видов изделий (фигурок животных и людей, сосудов, детской посуды ручными способами; рельефных пластин и панно; декоративных изделий);

-обучение декорированию изделий (украшение налепами, украшение при помощи инструментов: стеков, штампиков, трубочек, роспись игрушек гуашью);

-изучение цветоведения (технология приготовления красок для росписи игрушек, подбор гармоничных цветов на основе цветового круга; способы окрашивания соленого теста).

Такое содержание обучения обеспечивает получение обучающимся определенного минимума знаний (способы деятельности, технологии лепки изделий, правила создания художественных композиций). Включение в учебный процесс различных видов деятельности позволяет сделать процесс обучения интересным для обучающегося.

Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями. Занятия строятся с учетом физических возможностей детей. Последовательность построения занятий: беседа о предмете лепки, прорисовка предмета лепки, сама лепка.

Средствами реализации программы являются интегрированные занятия комплексного характера, в которых репродуктивная деятельность переходит в частично поисковую, самостоятельную творческую работу с помощью педагога.

Темы занятий находятся в определенной ритмической последовательности. Повторяясь, они расширяют сюжетный спектр и дают возможность связать разрозненные впечатления в единое представление о фигуре, предмете, композиции. Практические задания выстраиваются на дифференцированной основе.

Главным выразительным средством на занятии является материал для лепки. Работа с ним не только позволяет оценить специфику его выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки.

Знакомство с основными направлениями происходит в следующем порядке:

-поэтапное освоение выразительных возможностей различного материала для лепки;

-отработка каждого направления сначала отдельно, а затем в комплексе упражнений и с применением различных инструментов;

-освоение способов лепки в определенной последовательности: от простого к сложному и переключение с одного движения на другое;

-развитие мелкой моторики кисти руки и коррекция движения глаз;

-использование и изготовление бумажно-картонных конструкций;

-развитие образного мышления и художественно-эстетического вкуса.

Материалы и инструменты

-соленое тесто: мука (пшеничная), соль, холодная вода, кисть, валик для раскатывания теста, шампур, зубочистка, деревянная палочка для обработки краев, маленький кухонный нож, вилки, карманная расческа, формочки для выпечки, кофейное ситечко, чесноковыжималка. Пробки с резьбой от бутылок, специальное колесико для резки теста и другое.

Основной рецепт приготовления соленого теста

2 чашки (примерно 200 грамм) муки;

1 чашка (примерно 200 грамм) соли;

¾ чашки (примерно 125 мл) воды.

Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, разведенного в небольшом количестве воды.

Чтобы окрасить готовое вымешанное соленое тесто из пшеничной муки, нужно по капельке добавить в него пищевые красители.

На 100 грамм теста: 2 капли – голубой; 5 капель – красный; 2 капли – желтый; 2 капли – зеленый; 3 капли красной и 1 капля голубой – лиловый.

-пластилин;

-глина.

 

Для обеспечения сохранности здоровья детей с ОВЗ особенное внимание должно уделяться соблюдению техники безопасности на занятиях. Необходимо постоянно проводить различные виды инструктажа:

1. Инструктаж по использованию колюще-режущих предметов: ножей, стеков, ножниц, иголок.

2. Инструктаж по использованию кистей, красок, клея.

3. Инструктаж по организации рабочего места.

4. Инструктаж по правилам поведения в помещении.

5. Инструктаж по правилам поведения на улице.

6. Инструктаж по правилам поведения в транспорте.

7. Инструктаж по правилам поведения в музее.

 

1.2 Методическое обеспечение образовательного процесса.

 

Наиболее полно помогает решить поставленные задачи методика Марии Монтессори. Ее особенность прежде всего в отношении к ребёнку как к уникальной, неповторимой личности. Суть её - в помощи ребёнку в его непростом и главном занятии на протяжении всего детства - в развитии и адаптации в окружающем мире. Главный принцип педагогической системы Монтессори можно выразить коротко: "Помоги мне это сделать самому!". Данная методика позволяет ребенку развиваться в соответствии с его возможностями, то есть в собственном темпе, что немаловажно для детей, имеющих отклонения в развитии.

Основная цель педагога при применении методики Монтессори сводится к пробуждению у ребёнка интереса к окружающему миру, желанию и умению его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения.

В задачи работы педагога входят: развитие в ребёнке инициативности, самостоятельности, уверенности; формирование умения делать выбор и нести за него ответственность. Включение обучающегося в познавательную, творческую, личностно-значимую для него деятельность – занятие лепкой, заданной через призму теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения, через призму интересов и предпочтений обучающегося, привносит тот темп, ритм и осознанность освоения опыта данного вида деятельности, которое возможно только при работе заинтересованного ребенка; взаимодействие обучающегося и педагога по изучению заинтересовавшего вида деятельности приводит к изменению мотивации познавательной и продуктивной деятельности, что в свою очередь в значительной мере повышает уровень готовности обучающегося к социальному и профессиональному самоопределению.

Цель обучения лепке из различных материалов включает три компонента:

-сообщение моделей практической работы с материалом (приемы и способы лепки из различных материалов);

-формирование умения самостоятельно применять усвоенные знания, комбинировать известные способы деятельности;

-выполнение творческих заданий, требующих нахождения решения новых технологических задач.

Условием реализации цели является необходимое материально-техническое обеспечение и эффективность используемых педагогических технологий.

 

Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ОВЗ, перед педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности: -воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

- развитие способности понимать их содержание, его единство со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

- формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;

- формирование умений, связанных с занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;

- развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;

- развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией.

1.3 Основные цели творческой реабилитации детей и подростков с ОВЗ при работе с пластическими материалами

 

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию об обучающем, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые обучающийся привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

7. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом социальной реабилитации является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

 

1.4 Принципы образовательной деятельности

 

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используется интерактивный (Интерактивный подход в обучении основан на эффективной обратной связи в системах преподаватель — ученик и ученик — ученик, на непрерывном открытом и свободном общении, наблюдении преподавателя за реакцией обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения) подход в сочетании с фасилитарным. («Фасилитация» в образовательном контексте означает «создание благоприятных условий»). Происходит непрерывное, открытое, свободное общение с детьми. Обязательным является слежение педагога за реакцией обучаемых и оптимизация образовательной среды для повышения процесса обучения. Педагогом применяются игровые технологии, беседы, пальчиковая терапия. На занятии предусматривается создание среды, оптимальной для решения образовательных задач, на основе сотрудничества педагога и обучающегося, взаимоуважении и доверии (т.е. гуманистический подход).

В основе процесса обучения лепке из различных материалов лежат два принципа:

1. Принцип наглядности.

Закономерности, отражаемые принципом:

1). У большинства обучающихся наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Это означает, что органы зрения пропускают в мозг больше информации, чем органы слуха и тактильные органы.

2). Информация, поступающая в мозг от органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти легко, быстро и прочно.

Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых детьми не только через зрительные, но и тактильные ощущения.

Наглядным материалом могут служить:

-образцы изделий из различных материалов; иллюстрации из сказок, открытки;

-схемы;

-репродукции изделий мастеров.

Требования, лежащие в основе данного принципа:

1). Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима, чтобы каждое знание опиралось на живое восприятие и представление.

2). Предоставляемый наглядный материал должен быть эстетически оформлен.

Правила, раскрывающие применение принципа наглядности:

1). Наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления детей.

2). Обучая, необходимо использовать различные виды наглядности.

3). Наглядность используется не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний, для создания проблемных ситуаций, организации эффективной поисковой и исследовательской работы обучающегося.

4). Применяя наглядные средства, рассматривать их следует сначала в целом, потом – главное и второстепенное, затем – снова в целом.

5). Применяя наглядность, необходимо развивать у обучающегося внимание, наблюдательность, мышление и конструктивное творчество.

6). Показ наглядного материала и произнесение понятийного обозначения производится одновременно.

Результаты реализации принципа наглядности:

1). Наглядность помогает понять основу технологии лепки.

2). Наглядность связывает процесс познания с практикой.

 

2. Принцип доступности.

Закономерности, отражаемые принципом:

1). Соответствие учебного материала знаниям и умениям обучающегося.

2). Соответствие учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям обучающегося.

3). Доступность организации учебного процесса, методов и приемов обучения.

Доступность – принцип, согласно которому образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося, в соответствии с уровнем его развития.

Требования, лежащие в основе данного принципа:

1). Постепенное нарастание трудностей обучения и приучение обучающегося к их преодолению.

2). Ранее полученные знания должны обеспечивать усвоение материала нового уровня.

Правила, раскрывающие применение принципа доступности:

1). Соответствие учебного материала уровню развития и подготовленности обучающегося, учет его жизненного опыта.

2). Использование такого учебного материала и способов обучения, которые бы опережали развитие обучающегося.

3). На первоначальном этапе изучается основной материал, затем при закреплении вводятся новые, уточняющие изученное, примеры и приемы.

4). Использование для доступности таких методов работы как аналогия, сравнение, сопоставление, противопоставление и др.

5). Ориентация на каждого обучающегося.

6). Обучение на оптимальном уровне трудности.

Результаты реализации принципа доступности:

1). Доступность стимулирует мыслительную деятельность обучающегося.

2). Доступность реализует интерес обучающегося к обучению.

3). Доступность дает возможность достижения успеха каждому обучающемуся.

При реализации данной программы на ряду с принципами образовательной деятельности реализуются и принципы коррекционной работы:

1). Индивидуальный подход к обучающемуся (индивидуальный маршрутный лист);

2). Предотвращение наступления утомляемости;

3). Проявление педагогического такта: поощрение за малейшие успехи;

4). Использование методов, активирующих познавательную деятельность.

 

1.5 Приемы обучения лепке детей с ОВЗ

 

Наиболее эффективными при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья будут следующие приемы обучения:

1. Анализ изделия.

Данный прием является частью метода параллельного обучения, основным при обучении лепке из различных материалов. Для этого приема характерно следующее свойство: расчленение целого изделия на части и их повторное объединение в одно целое.

Порядок применения приема:

1). Восприятие изделия в целом;

2). Выделение основной части изделия, определение ее формы, пропорций;

3). Выделение более мелких частей изделия, определение их формы, пространственного положения;

4). Повторное целостное восприятие изделия.

Пример: Игрушка «Лошадка».

Задание:

1). Рассмотреть изделие; определить, кто изображен; выделить отличительные черты (грива, хвост);

2). Определить основную часть изделия, ее форму (туловище; имеет форму цилиндра);

3). Определить мелкие части изделия, их особенности, форму (ноги – конусообразные, шея с головой в виде дуги выходят из туловища).

Условия эффективности использования приема:

1). Наличие образца изделия или его репродукции;

2). Возможность сенсорного обследования изделий детьми с плохо развитым зрительным восприятием;

3). Знание детьми основных геометрических фигур: треугольник, квадрат, овал, круг.

Предполагаемый результат:

1). Вырабатывается умение мысленно расчленять изделие на части и собирать его в единое целое;

2). Развивается конструктивное мышление.

2. Декоративное рисование.

Данный прием является частью метода параллельного обучения. Декоративное рисование – это рисование внешнего очертания изображаемого объекта, состоящего из совокупности геометрических фигур.

Для этого приема характерно поэтапное выполнение конструктивного изображения фигуры.

Порядок применения приема:

1). Совместный с обучающимся анализ изделия (схемы фигуры животного);

2). Объяснение педагогом процесса рисования по этапам;

3). Выполнение обучающимся рисунка по схеме в цвете:

- выбор формата, размещение объекта;

- наметка тонкой линией самой крупной части фигуры в форме;

- прорисовка остальных частей фигуры в виде геометрических фигур;

- соединение деталей плавной линией, прорисовка фигуры;

- выполнение рисунка в цвете.

Декоративное рисование делится на три группы изображений по степени сложности:

1 группа – простые (живые объекты, которые можно стилизовать в упрощенные формы: рыба, черепаха, бабочка, уточка, ежик, лежащий кролик и другие);

2 группа - средней сложности (фигуры мелких животных и птиц: мышка, зайчик, бобры, кошка, собака);

3 группа - сложные (фигуры четвероногих, имеющих длинные конечности: корова, лошадь, слон, верблюд).

Условия эффективности использования приема:

1). Систематическое использование на начальном этапе обучения;

2). Использование репродукций животных, птиц;

3). Проведение анализа конструкций фигур;

4). Проведение бесед с опорой на наблюдение обучающегося.

Предполагаемый результат:

1). Формируется умение выполнять эскиз на основе декоративного рисования;

2). Развивается мелкая моторика руки, конструктивное мышление, глазомер, зрительное восприятие.

 

3. Беседа.

Беседа – прием целенаправленного и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – педагога и обучающегося. Педагог выслушивает и учитывает мнение обучающегося, строит свои отношения с ним на принципах равноправия и сотрудничества.

Виды бесед, используемых на занятиях лепкой:

1). Вводная беседа проводится перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли дети поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед практической работой, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

2). Беседа – сообщение новых знаний может быть в форме рассказа (знакомство с новыми способами лепки, новой темой, народными промыслами и т.д.) или эвристической, когда педагог, задавая вопросы, побуждает обучающегося размышлять, идти к открытию новых знаний;

3). Беседа – анализ детской работы может проходить двумя путями:

-педагог дает характеристику детской работы, отмечая интересные находки в работе и допущенные неточности, которые можно исправить;

-обучающийся самостоятельно отмечает, что нравится и что не нравится в своей работе. Педагог делает заключительный вывод.

Работа анализируется по следующим аспектам:

-эмоциональный (выражение чувств в данной работе);

-технологический (соблюдение технологии лепки, которая влияет на внешний вид игрушки; приготовление тестовой массы; выполнение приемов; последовательность выполнения и прикрепление элементов изделия);

-художественный (красота изделия, его эстетический вид).

Условия эффективности использования приема:

1). Серьезная подготовка педагога:

- определить тему беседы, ее цель;

- составить план;

- подобрать наглядный материал;

- продумать основные и вспомогательные вопросы;

- продумать вывод и обобщение.

2). Вопросы по содержанию и форме должны соответствовать развитию обучающегося.

3). Активное участие в беседе обучающегося.

4). Наличие у обучающегося определенного запаса знаний.

Предполагаемый результат:

1). Активизируется мышление;

2). Развивается познавательная активность обучающегося.

Особенности:

Беседа применяется в совокупности с наглядным материалом и с методами, формирующими систему знаний и умений.

 

Для создания коррекционно-воспитывающей среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья обязательными и очень эффективными являются следующие приемы:

- игровые ситуации;

- ситуации успеха;

- игровые тренинги;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы;

- смена видов деятельности.

 

 

1.6 Способы отслеживания результатов и организация коррекционной работы с умственно отсталыми детьми на занятиях лепкой

 

1.Вводный контроль осуществляется на первых занятиях. Выполняются технологические пробы и различные упражнения в работе с материалом.

2.Текущий контроль – контроль за усвоение знаний и умений на каждом занятии.

3.Промежуточная аттестация осуществляется через проведение итоговых занятий по окончании каждой темы. Форма проведения: выставка.

4.Итоговая аттестация осуществляется через проведение итоговых занятий и итоговой выставки по окончании изучения образовательной программы.

Уровни оценивания работ:

«н» - низкий уровень (предоставленный вариант работы выполняется с трудом);

«с» - средний уровень (понимает суть изученных знаний и применяет их на практике);

«в» - высокий уровень (оригинально, не стандартно применяет полученные знания, умения и навыки на практике.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья важным элементом является создание социально-психологического климата.

Социально-психологический климат – эмоциональная атмосфера, отражающая систему межличностных отношений.

Очень важно, чтобы между педагогом и обучающимся складывался благоприятный климат (стимулирующий, способствующий совместной деятельности и развитию личности).

Средства влияния на климат:

- материально-технические условия;

- санитарно-гигиенические условия;

- четкая организация деятельности;

- единство требований;

- педагогические ситуации;

- педагогические игры.

Юмор, эрудиция, интерес к жизни, понимание детей, доброта, такт и другие качества педагога способствуют возникновению положительной эмоциональной атмосферы.

Мотивация - вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Сущность мотивации заключается в тонком, деликатном «подталкивании» обучающегося к выполнению определенных действий, исключающем открытое «давление», принуждение.

Мотивация концентрирует внимание обучающегося на изучаемом вопросе, возбуждает его мыслительную активность, помогает создать направленность на учебную работу.

Методы коррекционной работы

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у умственно отсталых детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Особенности использования натуры в работе с умственно отсталыми детьми:

Натура, прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает умственно отсталому ребёнку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

Натуру нужно детально рассматривать с детьми. В качестве натуры можно использовать листья, ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д.

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит умственно отсталых детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Умственно отсталые дети младшего школьного возраста плохо владеют своими движениями и поэтому не знают, какое движение потребуется для «вылепливания» той или иной формы.

Известен такой приём, когда педагог делает определённые движения вместе с ребёнком, ведя его руку. Этот приём следует использовать, когда движения у ребёнка не развиты, он не умеет ими управлять. Необходимо ребёнку дать возможность ощутить это движение.

Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.

При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть, как коллективный, так и индивидуальный. В некоторых случаях это зависит от характера умственно отсталого ребёнка.

 

Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями.

Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный.

Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приёмов.

Для уточнения представлений детей по теме можно использовать и наглядность.

Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелесообразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения. Для умственно отсталых детей наиболее приемлемый способ – способ соединения наглядных и словесных методов и приёмов обучения.

 

Практические методы.

В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.

Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) умственно отсталые дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.

При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:

раскатывание, сгибание с соединением концов, сгибание со сплетением.

 

Материал и оборудование.

Свойства самого пластического материала определяют особенности этого вида труда. Программой предусмотрено использование для занятий лепкой гли



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: