Простейшие механизмы и устройства




ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

Классификация погрузочно-разгрузочных средств

 

Все ПРС делятся на две группы: основные и вспомогательные.

К основным ПРС относятся: грузоподъёмные и транспортирующие машины и механизмы, средства пакетизации и контейнеризации, специализированные и специальные автомобили.

Группу вспомогательных ПРС составляют устройства и приспособления для механизации вспомогательных работ, для облегчения погрузки и разгрузки, а также устройства для выполнения операций учёта и контроля.

Признаками классификации ПРС являются: вид и категория перегружаемого груза, степень подвижности механизма (по наличию ходовой части), принцип действия основного рабочего органа механизма, направление перемещения груза, назначение (рис.5.1).

По виду перегружаемых грузов ПРС делятся на пять групп:

− машины и механизмы, предназначенные для погрузки-разгрузки тарно-упаковочных и штучных грузов (все виды кранов, автопогрузчики, ленточные транспортёры и др.);

− обеспечивающие погрузку навалочных и насыпных грузов (экскаваторы и ковшовые погрузчики, погрузчики и краны с грейферными захватами, ленточные, скребковые, пластинчатые конвейеры, ковшовые элеваторы и др.);

− для работы с порошкообразными грузами (установки всасывания и нагнетания, винтовые конвейеры и др.);

− для погрузки - разгрузки жидких грузов (различные виды гидравлических насосов);

− для газообразных грузов (насосы для перекачки газов).

По степени подвижности различаются стационарные и передвижные (мобильные и самоходные) ПРС:

стационарные – вообще не имеют ходового оборудования или не снабжены таким ходовым оборудованием, которое позволяет им перемещаться в пределах одного погрузочно-разгрузочного пункта (настенные, мостовые, козловые, башенные краны, краны-штабелеры и т.д.);

мобильные – имеют ходовое оборудование на шасси с собственным источником энергии, что позволяет им самостоятельно перемещаться между погрузочно-разгрузочными пунктами (экскаваторы, погрузчики, автомобильные, гусеничные и др. виды кранов).

По направлению перемещения груза выделяют 4 группы ПРС:

− для вертикального перемещения (домкраты, элеваторы);

− для вертикального подъёма груза и последующего его перемещения (все виды кранов, электро- и автопогрузчики, установки пневмотранспорта ковшовые погрузчики, экскаваторы, автомобили-самопогрузчики, тали и др.);

− для наклонного перемещения груза (конвейеры);

− для горизонтального перемещения груза (различные виды конвейеров).

По назначению ПРС бывают: общего назначения (универсальные) – перерабатывающие грузы широкой номенклатуры (краны, экскаваторы и др.) и специализированные – перерабатывающие только один вид груза (пневмотранспортные установки для муки, цемента, удобрений и др.)

По принципу действия основного рабочего органа ПРМ можно разделить на три основные группы: с рабочим органом периодического действия (прерывного или циклического), с рабочим органом непрерывного действия и комбинированные.

Система обозначения погрузочно-разгрузочных средств.

Наибольшее распространение получила система обозначения, по которой каждому типу ПРС присваивается буквенное (марка) и цифровое (индекс) обозначение.

Буквенные обозначения основных ПРМ:

− КС – краны стреловые самоходные;

− КБ – краны башенные строительные;

− ТА – оборудование пневмотранспорта: пневморазгрузчики, пневмонасосы, пневмоподъёмники;

− ТК – конвейеры и питатели;

− ТМ – погрузчики многоковшовые;

− ТР – разгрузчики нерудных материалов;

− ЭО – экскаваторы одноковшовые универсальные;

− ЭП – электропогрузчик;

− ЛЭ – лебёдка электрическая.

Цифровая индексация состоит обычно из нескольких цифр, указывающих класс грузоподъёмности, особенности ходового устройства или других элементов конструкции, модернизацию, порядковый номер модели и кинематическое исполнение.

Основные погрузочно-разгрузочные средства подразделяются на три класса:

− грузоподъёмные и транспортирующие машины и механизмы;

− средства пакетизации и контейнеризации;

− специализированные и специальные автомобили.

Из них наиболее большим и разнообразным является класс грузоподъемных и транспортирующих машин и механизмов периодического действия.

 

Погрузочно-разгрузочные средства периодического действия

 

Они предназначены для захвата, подъема и транспортирования различных грузов и включают простейшие устройства и механизмы, краны и погрузочно- разгрузочные машины.

 

Простейшие механизмы и устройства

 

К ним относятся:

полиспасты, домкраты, ручные лебёдки, ручные тали, ручные тележки, ручные вилочные погрузчики-штабелеры, электрические лебёдки, электрические тали, пневматические тали, механические лопаты, монорельсовые тележки.

Полиспаст – древнейшее грузоподъёмное устройство, представляющее собой систему подвижных и неподвижных блоков, огибаемых гибким единым органом (канат, цепь). Они разделяются на силовые (прямого действия) и скоростные (обратного действия).

В полиспасте прямого действия вес поднимаемого груза распределяется на количество ветвей гибкого органа. В полиспасте обратного действия груз подвешивается на его свободную ветвь, а тяговое усилие приложено к подвижной обойме блоков.

Домкраты – простые подъёмные механизмы с жестким выдвижным органом, применяемым для подъёма или перемещения груза на расстояние не более одного метра. Грузоподъёмность домкратов достигает 500 тонн, скорость подъёма груза 10 – 35 мм/мин, собственная масса 3 – 150 кг. Домкраты подразделяются на реечные, винтовые и гидравлические.

Ручные лебёдки – простейшие грузоподъёмные машины, преобразующие вращательное движение вала в поступательное движение гибкого органа, используемые для подъёма и перемещения грузов. По виду рабочего органа лебёдки делятся на барабанные и рычажные, по назначению – на подъёмные, тяговые и поворотные, по способу установки – на передвижные и стационарные.

Тяговое усилие ручной лебёдки равно 5 – 80 кН, канатоёмкость барабанов 22 – 150 м, масса 40 – 1500 кг.

Ручные тали – компактные подвесные грузоподъёмные устройства, смонтированные в одном корпусе с лебёдкой. По виду гибкого элемента тали делятся на цепные и канатные, по способу установки – на стационарные и передвижные, по виду передаточного механизма – на шестерёнчатые и червячные. Червячные тали выпускают грузоподъёмностью 0,25 – 12,5 т, шестерёнчатые 0,25 – 8 т.

Ручные тележки применяют для погрузки-разгрузки и перемещения на небольшие расстояния тарно-упаковочных и штучных грузов. По устройству ходовой части тележки бывают одно-, двух-, трёх- и четырёхколёсные.

Двухколёсные тележки, называемые «медведками», имеют грузоподъёмность 300 – 500 кг и собственную массу 45 – 60 кг.

Ручные вилочные тележки с гидравлическим подъёмом вил называются транспаллетами или роклами. Грузоподъёмность таких тележек 0,5 – 2,5 тонн. Такие тележки являются наиболее распространёнными на складах и выпускаются фирмами «Босс» (Великобритания), «Рокла» (Финляндия), «БТ» (Швеция), российскими «Транспрогресс», «Волжский», «Полиграфмаш».

Ручные вилочные погрузчики-штабелеры предназначены для погрузки, выгрузки и штабелирования тарно-упаковочных и штучных грузов, в т.ч. в пакетах на поддонах, а также для ручного перемещения поддонов на незначительные расстояния. Штабеллеры делаются с ручным, с ножным или с комбинированным приводом. Их грузоподъёмность 200 – 1500 кг, высота подъёма груза на вилах 1,5 – 2 м.

Электрические лебёдки – вместо ручного привода на валу установлен электродвигатель, может развивать значительное тяговое усилие 2,5 – 50 кН в длительном режиме работы.

Электрические тали – одни из самых распространённых подъёмников, имеют компактную конструкцию, удобную и безопасную эксплуатацию, надёжность, малую массу и долговечность в работе. Могут быть стационарные и передвижные. В России наиболее распространены электротали типа ТЭ с грузоподъёмностью 0,25 – 5 т, высотой подъёма 6 – 30 м., скоростью подъёма груза до 8 м/мин, скоростью передвижения 20 – 32 м/мин.

Пневматические тали приводятся в действие за счёт подачи сжатого воздуха в рабочий цилиндр, для чего нужна компрессорная станция, применяются в пожаро- и взрывоопасных производствах.

Механические лопаты – предназначены для выгрузки сыпучих грузов из бортовых автомобилей. Состоят из электрической лебёдки, тросов тяговых рабочих элементов – скребков. Существуют одинарные, сдвоенные, стационарные и передвижные. Производительность одинарных – 30 – 40 т/ч, сдвоенных – до 80 т/ч.

Монорельсовые тележки («кошки») – предназначены для подъёма и горизонтального перемещения по подвесной балке двутаврового сечения сыпучих и штучных грузов. Могут быть как без механизма передвижения, так и с ним.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. На какие виды делятся погрузочно-разгрузочные средства? Что относится к каждому виду погрузочно-разгрузочных средств?
2. Какие признаки являются признаками классификации погрузочно-разгрузочных средств?
3. На какие виды делятся погрузочно-разгрузочные средства по виду перегружаемых грузов?
4. Как разделяются погрузочно-разгрузочные средства по степени подвижности? Дайте их характеристики
5. Назовите разделение погрузочно-разгрузочных средств на группы по направлению перемещения груза и по их назначению.
6. Назовите систему обозначению погрузочно-разгрузочных средств.
7. Назовите подразделение основных погрузочно-разгрузочных средств
8. Для чего предназначены и что в себя включают погрузочно-разгрузочные средства периодического действия?
9. Что относится к простейшим механизмам и устройствам погрузочно-разгрузочных механизмов? Дайте их характеристику

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: