План-конспект урока по истории. Тема: «Межвоенный период. Европа и США в 1918-1939гг.»
Цель: формировать знания об особенностях экономического и политического развития стран Европы и США в 1918-1939гг.; о формировании тоталитарных и авторитарных режимов власти.
Задачи:
1.Образовательные:
- Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы
- На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в 1920-1930-е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках тоталитарного режима и условиях его формирования в европейских странах.
- Раскрыть особенности тоталитарных и авторитарных режимов и подвести школьников к выводу о закономерности их утверждения в странах с нестабильной политической ситуацией и слабыми демократическими традициями.
2.Воспитывающие:
· Способствовать ориентации обучающихся на неприятие тоталитаризма и осознанию их угрозы либерально-демократическим устоям общества и миру па планете.
· Формировать любовь к предмету
3.Развивающие:
- Способствовать развитию познавательных умений: соотносить единичные факты и общие исторические явления, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, сравнивать исторические факты, определять в них общее и различия, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий в истории
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: коммунистический Интернационал, социалистический Интернационал, кейсианство, фашизм, нацизм, диктаторские режимы, демократические режимы, экономический кризис
Этапы урока:
- Организационный момент
Изучение нового материала
1.Европа после I мировой воины
А) территориальные изменения
Б) революция в Германии
В) революция в Венгрии
Г) развитие рабочего движения
2. Экономическое развитие западных стран в 20-30-е гг.
А) экономический кризис 1929-1933гг.
Б) Кейсианство
В) новый курс Ф.Рузвельта
3.Недемократические режимы
А) причины установления
Б) приход фашистов к власти в Италии
В) приход нацистов к власти в Германии
Г) внутренняя политика А.Гитлера
4. Диктаторские режимы Европе
5. Гражданская война в Испании
IV. Первичное закрепление полученных знаний
V. Рефлексия
VI. Выставление оценок. Домашнее задание.
Ход урока
Учитель: Какие события предшествовали указанному периоду? Что произошло в России? Какое событие произошло в мире, которое привело к значительным изменениям в развитии стран в 20-30-е гг.? (Ответ: 1 мировая война; революции в России)
Учитель: Как изменилась Европа после 1 мировой войны?Какая система установилась в мире? (ответ:Версальско-Вашингтонская система)
Учитель: Назовите страны победительницы.
Страны –победительницы: Франция, Великобритания, США, Италия, Румыния.
Страны-побежденные: Германия, Австро-Венгрия, Болгария,Турция.
Каковы итоги войны:
- Территориальные изменения в мире (работа с картой)
- Появление новых государств (работа с картой)
- Военные ограничения для проигравших стран, прежде всего Германии
- Усиление влияния США
- Создание Лиги наций
Учитель: Под влиянием революции в России и 1 мировой войны в мире начинается революционный подъем и рост национально-освободительного движения. Каковы причины его?
Причины революционного подъема
А) большой материальный ущерб от войны привел к понижению уровня жизни, а в проигравших странах (Германии прежде всего) – даже к массовой нищете и как следствие к радикализации массового сознания;
Б) огромные потери страдания в ходе войны заставили многих задаться вопросом «почему это могло произойти и как сделать, чтобы этого (войны) больше не повторилось?». Некоторые люди приходили к выводу, что виновата политическая и общественная система. Вывод – ее надо поменять.
Особенности и страны
Поскольку война была мировая, то и последовавшие за ней революционные события захватили многие страны, как на Западе, так и на Востоке.
При этом наиболее острую форму они приобрели в тех странах, где (1)ущерб от войны был наибольшим, а (2) не было традиций демократического разрешения политических противоречий. Особенностью революционных событий на Востоке (и в Ирландии) было преобладание национально-освободительной борьбы.
Основные факты революционных событий представлены в виде таблицы:
страна | событие | даты | движущие силы | лидеры | результат |
Германия | Буржуазно- демократическая революция Вооруженное восстание | Мелкая буржуазия, социал-демократы Наемные рабочие, компартия | Фридрих Эберт, Роза Люксембург, Карл Либкнехт | Свергнута монархия, принята конституция, провозглашенареспублика и свободные выборы Поражение, лидеры убиты | |
Венгрия | Вооруженное восстание | Социал-демократы и коммунисты | Бела Кун | Поражение, фашистский переворот, запрет компартии |
Вывод: Революция в Германии привела к ликвидации монархии. Но повторить опыт большевиков не удалось. Почему?
(Более устойчивые политические институты власти, чем в России.Слабая организованность рабочих по сравнению с буржуазией)
Учитель: Усиление рабочего движения привело к формированию 2-х течений в социал-демократии. Что означает социал-демократия?
Первое: реформистское; Второе: революционное, которые в дальнейшем создавали коммунистические партии.
Учитель: Формируются две международные организации: Коммунистический IIIИнтернационал (Коминтерн) (1919г.) и Социалистический рабочий интернационал (1923г.) Способствовало ли это рабочему движению?
Учитель: Устойчивое развитие стран было прервано в к.30-х гг. Разразился мировой экономический кризис 1929-1933гг. (беседа)
Понятие, причины, механизм возникновения, результаты, последствия.
1) Причины экономического кризиса.
- необеспеченное реальным спросом перепроизводство.
- кредитный бум
- мыльные пузыри (сверхдоходные акции фальшивых предприятий)
- отсутствие действенных международных механизмов регулирования экономических процессов
Кризис возник в США в 1929 году – мировом банкире и ведущей экономике мира и приобрел мировой характер.
2) Механизм развития кризиса:
- крах биржи (обвал стоимости акций)
- разорение акционерных обществ и банков
- сокращение производства
- рост безработицы
- потеря сбережений
- падение налоговых поступлении
3) Результат: платежеспособный спрос резко упал, а социальная напряженность выросла, так как государство оказалось не в состоянии обеспечить нуждающихся пособиями (не хватало денег в бюджете).
4) Решение проблемы: США, Англия, Франция – по пути сбалансирования рыночной экономики за счет ряда антикризисных мер; Италия, Германия – за счет установления тоталитарного контроля над экономикой и обществом.
Учитель: Экономический кризис заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества в условиях рыночной экономики. Популярной становится теория Дж.Кейса. Каким образом она связана с нашей темой?Кратко изложите теорию Дж.Кейса. Что включала?
- Изменение роли государства в экономике.
- Сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом
- Развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашений.