Вывод: Революция в Германии привела к ликвидации монархии. Но повторить опыт большевиков не удалось. Почему?




План-конспект урока по истории. Тема: «Межвоенный период. Европа и США в 1918-1939гг.»

Цель: формировать знания об особенностях экономического и политического развития стран Европы и США в 1918-1939гг.; о формировании тоталитарных и авторитарных режимов власти.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы
  • На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в 1920-1930-е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках тоталитарного режима и условиях его формирования в европейских странах.
  • Раскрыть особенности тоталитарных и авторитарных режимов и подвести школьников к выводу о закономерности их утверждения в странах с нестабильной политической ситуацией и слабыми демократическими традициями.

2.Воспитывающие:

· Способствовать ориентации обучающихся на неприятие тоталитаризма и осознанию их угрозы либерально-демократическим устоям общества и миру па планете.

· Формировать любовь к предмету

3.Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных умений: соотносить единичные факты и общие исторические явления, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, сравнивать исторические факты, определять в них общее и различия, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий в истории

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: коммунистический Интернационал, социалистический Интернационал, кейсианство, фашизм, нацизм, диктаторские режимы, демократические режимы, экономический кризис

Этапы урока:

  1. Организационный момент

Изучение нового материала

1.Европа после I мировой воины

А) территориальные изменения

Б) революция в Германии

В) революция в Венгрии

Г) развитие рабочего движения

2. Экономическое развитие западных стран в 20-30-е гг.

А) экономический кризис 1929-1933гг.

Б) Кейсианство

В) новый курс Ф.Рузвельта

3.Недемократические режимы

А) причины установления

Б) приход фашистов к власти в Италии

В) приход нацистов к власти в Германии

Г) внутренняя политика А.Гитлера

4. Диктаторские режимы Европе

5. Гражданская война в Испании

IV. Первичное закрепление полученных знаний

V. Рефлексия

VI. Выставление оценок. Домашнее задание.

Ход урока

Учитель: Какие события предшествовали указанному периоду? Что произошло в России? Какое событие произошло в мире, которое привело к значительным изменениям в развитии стран в 20-30-е гг.? (Ответ: 1 мировая война; революции в России)

Учитель: Как изменилась Европа после 1 мировой войны?Какая система установилась в мире? (ответ:Версальско-Вашингтонская система)

Учитель: Назовите страны победительницы.

Страны –победительницы: Франция, Великобритания, США, Италия, Румыния.

Страны-побежденные: Германия, Австро-Венгрия, Болгария,Турция.

Каковы итоги войны:

  1. Территориальные изменения в мире (работа с картой)
  2. Появление новых государств (работа с картой)
  3. Военные ограничения для проигравших стран, прежде всего Германии
  4. Усиление влияния США
  5. Создание Лиги наций

Учитель: Под влиянием революции в России и 1 мировой войны в мире начинается революционный подъем и рост национально-освободительного движения. Каковы причины его?

Причины революционного подъема

А) большой материальный ущерб от войны привел к понижению уровня жизни, а в проигравших странах (Германии прежде всего) – даже к массовой нищете и как следствие к радикализации массового сознания;

Б) огромные потери страдания в ходе войны заставили многих задаться вопросом «почему это могло произойти и как сделать, чтобы этого (войны) больше не повторилось?». Некоторые люди приходили к выводу, что виновата политическая и общественная система. Вывод – ее надо поменять.

Особенности и страны

Поскольку война была мировая, то и последовавшие за ней революционные события захватили многие страны, как на Западе, так и на Востоке.

При этом наиболее острую форму они приобрели в тех странах, где (1)ущерб от войны был наибольшим, а (2) не было традиций демократического разрешения политических противоречий. Особенностью революционных событий на Востоке (и в Ирландии) было преобладание национально-освободительной борьбы.

Основные факты революционных событий представлены в виде таблицы:

 

страна событие даты движущие силы лидеры результат
Германия Буржуазно- демократическая революция     Вооруженное восстание     Мелкая буржуазия, социал-демократы   Наемные рабочие, компартия Фридрих Эберт,     Роза Люксембург, Карл Либкнехт Свергнута монархия, принята конституция, провозглашенареспублика и свободные выборы Поражение, лидеры убиты
Венгрия Вооруженное восстание   Социал-демократы и коммунисты Бела Кун Поражение, фашистский переворот, запрет компартии

Вывод: Революция в Германии привела к ликвидации монархии. Но повторить опыт большевиков не удалось. Почему?

(Более устойчивые политические институты власти, чем в России.Слабая организованность рабочих по сравнению с буржуазией)

Учитель: Усиление рабочего движения привело к формированию 2-х течений в социал-демократии. Что означает социал-демократия?

Первое: реформистское; Второе: революционное, которые в дальнейшем создавали коммунистические партии.

Учитель: Формируются две международные организации: Коммунистический IIIИнтернационал (Коминтерн) (1919г.) и Социалистический рабочий интернационал (1923г.) Способствовало ли это рабочему движению?

Учитель: Устойчивое развитие стран было прервано в к.30-х гг. Разразился мировой экономический кризис 1929-1933гг. (беседа)

Понятие, причины, механизм возникновения, результаты, последствия.

1) Причины экономического кризиса.

- необеспеченное реальным спросом перепроизводство.

- кредитный бум

- мыльные пузыри (сверхдоходные акции фальшивых предприятий)

- отсутствие действенных международных механизмов регулирования экономических процессов

Кризис возник в США в 1929 году – мировом банкире и ведущей экономике мира и приобрел мировой характер.

2) Механизм развития кризиса:

- крах биржи (обвал стоимости акций)

- разорение акционерных обществ и банков

- сокращение производства

- рост безработицы

- потеря сбережений

- падение налоговых поступлении

3) Результат: платежеспособный спрос резко упал, а социальная напряженность выросла, так как государство оказалось не в состоянии обеспечить нуждающихся пособиями (не хватало денег в бюджете).

4) Решение проблемы: США, Англия, Франция – по пути сбалансирования рыночной экономики за счет ряда антикризисных мер; Италия, Германия – за счет установления тоталитарного контроля над экономикой и обществом.

Учитель: Экономический кризис заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества в условиях рыночной экономики. Популярной становится теория Дж.Кейса. Каким образом она связана с нашей темой?Кратко изложите теорию Дж.Кейса. Что включала?

  1. Изменение роли государства в экономике.
  2. Сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом
  3. Развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашений.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: