Этнический состав Западно-Тюркского Каганата




Билет № 1

1. Казахстан в эпоху мезолита.

2. Охарактеризуйте основные причины, характер и движущие силы восстания 1836-1838 годов.

3. Заполните таблицу:

 

Термины Значение
Декларация  
Модернизация  
Интервенция  

1. 13 тысяч лет назад началось таяние ледника Под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа. Стали формироваться растения и животные современного вида.
Изобретение лука и стрел бумерангов, ловушек, капканов, силков. Появляется рыболовство, изобретена лодка и рыболовная снасть. Изменена техника обработки камня – пиление, шлифование, сверление. Изготовляются микролиты (тонкие каменные пластины длиной 1-2 см.). Около 10 тыс. лет назад человек стал одомашнивать диких животных (собака) и окультуривать растения. Появились новые орудия труда для земледелия – мотыга, зернотерка, серп. В эпоху мезолита человек научился делать микролиты — мелкие каменные орудия, тонкие пластины длиной 1-2 сантиметра, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных, деревянных или роговых орудиях. Особенностью мезолита является изобретение лука и стрел.
Охота превратилась в основное занятие древних людей, в эпоху мезолита исчезли крупные животные — мамонт, шерстистый носорог, а также крупные стадные животные. Лук позволял охотиться на мелкую дичь. Люди меняли места обитания, следуя за мигрировавшими животными. Мезолитические охотники жили по берегам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол, Торгай, Жайык (Урал).В Казахстане известны более 20 мезолитических стоянок. Жилища сооружали из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. Остатки подобного жилища были обнаружены на берегу р. Есиль (Ишим).В 8 тыс. до н.э. на всей территории Казахстана установился благоприятный климат. В конце мезолита начался процесс одомашнивания диких животных и окультуривания некоторых растений. Были приручены овца, коза, корова, свинья, лошадь, собака. Окрепла родовая община Роды объединялись в племена Возникло разделение труда между мужчинами и женщинами: мужчины занимались охотой, а женщины - собирательством. Около 10 тысяч лет назад люди стали заниматься земледелием. Развитие собирательства привело к возникновению примитивного земледелия. Появились мотыга, серп и зернотерка из камня. Из занятия охотой возникло скотоводство.

 

 

2.
1. Причины
1. Обострение земельного вопроса.
2. Самоуправство феодалов, противоречие интересов народа и политики хана Жангира, опиравшегося на поддержку царя и Астраханского губернатора.
3. Налоговые тяготы. (Казахи были вынуждены платить за кочевку на земле предков, за сбор сена и за переход через владения русских помещиков).
4. Начало строительства новых русских крепостей по соседству с Внутренней Ордой привело к двойному угнетению казахов царскими чиновниками и местными феодалами.
2. Характер восстания
Восстание насило антифеодальный и антиколониальный характер.
4. Движущие силы восстания:
1. Казахские шаруа
2. Представители старшин, биев, права которых были ущемлены ханским и царским правительствами

Термины Значение
Декларация официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу.
Модернизация это процесс изменения каких-либо объектов, придание им современных свойств, которые соответствуют требованиям времени.
Интервенция Агрессивное вмешательство одного или нескольких государств, преимущ. вооружённое, во внутренние дела какой-н. страны.

Билет № 2

1. Казахская национальная интеллигенция в начале XX века.

2. Охарактеризуйте влияние таяния ледника на жизнь древнего человека.

3. Проанализируйте историческое значение восстания Кенесары Касымова в развитии государственности казахского народа.

 

1 Казахстан, являясь колониальной окраиной Российской империи, переживал сложные, с социально–экономической и политической точки зрения, явления. Одним из основных факторов, характеризовавших общество того времени, было оформление национальной интеллигенции, которой предстояло сыграть определенную роль в судьбах страны.


Главные факторы, повлиявшие на формирование казахской интеллигенции:
во -первых
, распространение мусульманского образования в самом Казахстане и возможность обучаться в мусульманских учебных заведениях за пределами Казахстана.
Вторым фактором являлось мнение царского правительства о том, что просвещение казахского народа достаточно ограничить начальным образованием, т. е. знанием русского языка и элементарных действий арифметики, а в распространении среднего, а затем более высшего образования, оно не было заинтересованно.
В-третьих, на формирование казахской интеллигенции действовали и экономические факторы, то есть влияние развития капитализма в Казахстане. Развитие капитализма способствовало развитию не только товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшей колонизации края, но и возникновению и развитию периодической печати в Казахстане.

Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость иосвобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за свою личную свободу и свободный доступ к достижениям и завоеваниям своей человеческой культуры.

К ХХ веку образованных людей в Казахстане насчитывалось около 130 человек. К ним относились: А. Байтурсынов, А. Бокейханов, М. Тынышпаев, М. Чокай, Ж. Аймауытов, М. Дулатов и др.Они внесли большой вклад в культуру казахского народа.

 

2. В эпоху мезолита из-за таяния ледников и под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа. В этот период вымерли крупные животные, например: мамонты и т.д.
В этот период человек научился делать тонкие каменные пластины длиной 1 2 см. которые названы микролиты. Одной из главных особенностей эпохи мезолита является изобретение лука и стрел. Начало одомашнивания диких животных и окультуривание некоторых растений ученые относят к эпохе мезолита. 10 тысяч лет назад развитие собирательства привело к возникновению примитивного земледелия, а также первых каменных орудий труда для земледелия мотыги серпа и зернотерки. Из занятия охотой возникло скотоводство. В эпоху мезолита люди вынуждены были часто менять места своего обитания из-за миграций животных.


3. Годы: 1837-1847

Территория – весь Казахстан

Характер восстания – антиколониальный

Причины восстания:

1. система ограничения политической самостоятельности казахских жузов (проведение реформ по отмене ханской власти на территории Казахстана, изменения административного управления);

2. колониальные действия царских властей (земельные захваты, разорение казахских аулов податями, вооруженный грабеж их царскими военными отрядами).

Цель восстания: сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана и прекращение колонизации казахских земель через постройку крепостей и новых окружных укреплений.

Значение восстания: Восстание Кенесары было самым мощным национально-освободительным движением на территории Казахстана, оно продемонстрировало силы сопротивления народа в борьбе за независимость, было составной частью освободительной борьбы народов России первой половины XIX века.

Билет № 3

1. Андроновская культура (территория, хозяйство, культура).

2. Определите социальное положение народа в годы Великой Отечественной войны.

3. Сравните роль и положение политической элиты казахского общества до и после принятия Устава 1822 года.

 

1 Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала, на Западе, от тайги на севере до гор Памира на юге. На территории Центрального Казахстана обнаружено более 150 могильников и 30 поселений андроновской культуры.

Хозяйство:
Главные занятия: пастушеское скотоводство мотыжное земледелие и рыбная ловля. Земледелие играло вспомогательную роль и развивалось мотыжное земледелие. Андроновцы разводили быков, овец, лошадей, верблюдов.
Важнейшую роль в жизни андроновских племен играло горное дело и металлургия. Казахстан в силу огромного количества полезных ископаемых еще в эпоху бронзы стал одним из центров горнорудного дела. Камень также оставался необходимым материалом для производства ступок, жерновов, пестиков. Большое развитие у андроновцев получили домашние промыслы – ткачество, гончарное ремесло. Керамические изделия лепились вручную ленточной техникой, имели плоское дно.
Культура:
У андроновцев усилилось поклонение силам природы. Умерших хоронили головой на запад или юго – запад. Накальные рисунки сохранились Тамгалы, Жасыбай, Хантау. В области верований мы видим у андроновцев культы огня, луны, солнца, звезд, духов предков, земледельческие и скотоводческие культы. Широкое распространение получило жертвоприношение.

 

2. С началом Великой Отечественной войны обстановка в тылу потребовала решительных действий по улучшению ситуации в социальной сфере. Руководство страны приняло ряд неотложных и радикальных мер для поддержания уровня жизни и создания условий для работы трудящихся. В особом внимании нуждались, в первую очередь, эвакуированные, инвалиды, многодетные женщины и семьи военнослужащих, мобилизованных на фронт. При достаточной ограниченности финансовых, продовольственных и иных материальных ресурсов социальная политика сконцентрировалась на таких основных направлениях, как:
-продуктовое снабжение,
-поиск эффективных форм оплаты труда,
-совершенствование социального обеспечения и медицинского обслуживания,
-преодоление нехватки жилья, вызванное необходимостью размещения значительных масс эвакуированного населения.

 

3. «Устав о сибирских киргизах» был принят в 1822 году. Область сибирских киргизов состояла из округов, округ состоял из 15-20 волостей, волости состояли из 10-12 аулов, аулы состояли из 50-70 кибиток. После принятия Устава о Сибирских киргизах были введены налоги, развитие торговли и хозяйства, а также осуществлялись нововведения в сфере здравоохранения, религии и образования. Принятие Устава о Сибирских киргизах означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и его фактическое включение в состав Российском империи.
Выборы волостных управителей и старших султанов привели к появлению такого позорного явления, как взяточничество, подкупы голосов выборщиков и российских чиновников. Один из немецких исследователей Ф. фон Шварц писал: «Окружное начальство продавало наиболее привлекательные должности волостных старост (управителей — авт.) тому, кто больше давал». Эти выборы породили противопоставление одних родов другим, когда народ голосовал за кандидатов только своих родов. А когда на выборы старших султанов допустили представителей «черной кости», то началось и противопоставление султанов и родоплеменной зна

Билет № 4 +

1. «Временное положение по управлению Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областями».

2. Социальные проблемы советского общества в 1954-1965 годы.

3. Заполните схему «Причины перехода к кочевому скотоводству».

1 Для изучения края и подготовки проекта положения об его управлении под руководством министра внутренних дел Гирса была образована «степная комиссия» из числа российских чиновников и офицеров. Казахская знать была отстранена от разработки нового положения. В 1868 году был подписан проект «Временного положения об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями».
Впервые эти реформы охватили практически весь Казахстан.
Были образованы три генерал-губернаторства, в каждое из которых вошли по две области. В Оренбургское генерал-губернаторство вошли Уральская и Тургайская области, в Западно-Сибирское — Акмолинская и Семипалатинская, Области состояли из уездов, уезды - из волостей, а последние из административных аулов. Административное управление по новой реформе в большей степени носило военный характер. Генерал-губернатор соединял в себе военную и гражданскую власть. Во главе областей были поставлены военные губернаторы, которые также являлись наказными атаманами казачьих войск. Они назначались царским правительством. На двух нижних ступенях административного управления находились волостные управители и аульные старшины. Последние избирались исключительно из представителей местного населения.

 

2.

 

3. (Это вставить в таблицу!)

1) Потепление и осушение климата, учащение засух, что мешало земледелию.

2) Появление конской сбруи позволило использовать лошадь для верховой езды и в качестве тяговой силы.

3) Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок

Это все привело к образованию кочевого скотоводства.

Билет № 5

1. Восстание Есета Котибарулы.

2. Определите, почему именно на территории Казахстана разместили ядерный полигон.

3. Отметьте на контурной карте территорию расселения племени исседонов. Расскажите об археологических памятниках исседонов.


1 Восстание под руководством Есета Котибарова (1847-1858 гг.)

Распространение российской продвижения на южные районы, на берега реки Сырдарья вызывало недовольство родов Младшего жуза шекты, шомекей, торткара, которые здесь кочевали

Причины восстания: усиление социального и национального гнета царской администрации; налоговый гнет и рост нефиксированных поборов с казахского населения; постоянные набеги Коканда и Хивы. Казахи Младшего жуза из рода табын лишились право кочевать в долинах реки Эмба.

Территория: Младший жуз, район рек Сагыз и Эмба.

Состав участников восстания: крестьяне-шаруа, часть родовой аристократии.

Активная фаза восстания началась летом 1855 года, после поражения России в Крымской войне. Для подавления восстания Оренбургская администрация вывела в степь казачьи отряды из Уральска и Оренбурга. В 1857 году восставшие потерпели поражение в Самскихпесках. В 1858 году Есет Котибаров заключает соглашение с генерал-губернатором Катениным, признавая тем самым власть царя.

2. Почему именно на территории Казахстана был построен ядерный полигон

Для строительства полигона была выбрана территория в 140 км западнее г. Семипалатинска, окруженная с юга, запада и севера невысокими горами, удаленная от крупных населенных пунктов. Имелись аэропорт, железная дорога, речной транспорт по Иртышу, а также учитывалась близость к атомной промышленности Южного Урала. Геологические условия соответствовали требованиям. Климат района континентальный. Главные его особенности — это засушливость, малоснежная холодная зима и сравнительно короткое и жаркое лето. Часто дуют сильные ветры. Зимой температура воздуха достигает минус 40 градусов, летом превышает плюс 30 градусов по Цельсию. Главной рекой района является Иртыш — крупнейший приток Оби, одна из судоходных рек Казахстана. Вторая по величине река района — Чаган — левый приток Иртыша. Выбор Семипалатинского региона для проведения ядерных испытаний был, таким образом, обусловлен следующими причинами: малочисленность населения; наличие значительных незанятых площадей; близость Иртыша — крупной водной артерии; достаточная обеспеченность транспортом — железная дорога, аэропорт, автомобильные трассы находились на приемлемом расстояни

Памятники: Тасмола, Карамурын, Нурмамбет, Жоланды

 

 

Билет № 6

1. Процесс освоения целинных и залежных земель в Казахстане.

2. Охарактеризуйте личность Кенесары Касымова.

3. Заполните схему «Социальная структура уйсунов».

1. Цели, результаты, последствия
Решение об освоении целинных земель было принять весной 1954 года. Массовое освоение целины предполагало увеличение производства зерна. Было решено резко расширить посевы зерновых культур в северных районах Казахстана. Наилучший показатель целинников: миллиард пудов зерна был собран в 1956 году. К освоению целинных земель привлекались не только приезжие, но и местные жители. Государственный план подъема целинных земель, рассчитанный на 2 года, был выполнен за один год. Освоение целины оказало положительное влияние на другие отрасли экономики. Возникли новые города, поселки городского типа, сотни селений. Шло строительство жилья. Были построены десятки тысяч километров дорог. В республику прибыла мощная техника, приехали люди, имеющие опыт и знания по растениеводству, знающие новые методы строительства жилья, развития экономики. Но были и негативные последствия. В погоне за высокими показателями были распаханы огромные территории. Это привело к нарушению экологического равновесия. Усилилась эрозия почв. Сократились пастбища, что осложнило заготовку кормов и сена для скота. Тысячи гектаров пригодных земель были выделены под систему инфраструктуры. Скотоводческое хозяйство понесло невосполнимые потери, что привело к дефициту мяса и молочных продуктов.

 

2. Внук Абылая, народный герой, полководец, дипломат, государственный деятель.. По характеру Кенесары был справедлив, с несгибаемой волей и мужеством, обладал организаторскими и полководческим талантами. Мечтал об объединении всех казахов и восстановлении казахской государственности. Возглавил самое крупное в истории казахов народно-освободительное восстание. В 1841 году представители трех жузов избрали его всеказахским ханом. Кенесары стал последним ханом всех трех жузов. Путем восстановления и усиления ханской власти Кенесары стремился объединить три жуза, восстановить территориальную целостность и тем самым возродить казахскую государственность. С уважением к нему относились русские исследователи, которые называли его «Митридатом казахской степи». Известный ученый Л.Н. Гумилев называл Кенесары Касымова «…одной из самых сильных пасссионарных (выдающихся) личностей казахской истории».

 

3.

Билет № 7

1. Национальные праздники и игры казахов.

2. Охарактеризуйте городскую культуру кангюев.

3. Оцените роль Лидера Нации Н.А.Назарбаева в формировании независимого государства.

 

1. В день весеннего равноденствия казахи продолжали отмечать Новый год – Наурыз. Слово «Новруз» было персидского происхождения и означало «новый день». В этот день прекращались войны. Ссорившиеся и враждовавшие мирились, проступки и обиды прощались. В доме наводили порядок и чистоту. Люди одевались в нарядную одежду и ходили друг к другу в гости. Аксакалы обходили дома и читали молитвы в память об умерших. Женщины в большом количестве готовили ритуальное блюдо – наурыз-коже, состоявшее из 7 пищевых компонентов. Им угощали родственников и
гостей. Молодые люди дарили друг другу подарки. В этот день проводились игры и состязания. Кроме того, у казахов существовали и другие праздники – кымыз-мурындык, согым, сундет тойы и т. д.
Национальные игры. Игры у казахов выполняли воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, коммуникативные и зрелищно-эстетические функции. Через игры у молодежи развивались физические и умственные способности и навыки. Из национальных игр наиболее распространенной была игра
айголек. Одной из древних игр была игра аксуйек (белая кость). Популярной мужской игрой был аударыспак (состязание всадников). Два всадника выходили на середину плошадки. Они должны были свалить друг друга с лошади. Для воспитания выносливости и ловкости была придумана игра кумис алу.

2.

3. За короткий период Казахстан прошел путь, равный столетиям. Принята Конституция страны, введена национальная валюта и другие атрибуты суверенного государства, в том числе такие как Флаг, Герб и Гимн. Создан мощный оплот независимости – Вооруженные силы. По всем периметрам страны законодательно оформлена государственная граница с соседними дружественными государствами.
В стране сформировалась национальная деловая управленческая элита, которая работает в условиях развития демократического, гражданского, правового общества.
Благодаря титаническим усилиям Президента укрепился международный авторитет нашей страны. Казахстан на современном этапе имеет статус крупной региональной державы на евразийском пространстве, играет активную роль в системе международных отношений и занял достойное место на политической карте мира. Наше государство представлено в ООН, ОБСЕ, СВМДА, ОИС, ШОС, ЮНЕСКО, МВФ и многих других авторитетных международных организациях.
В 2010 году Казахстан стал председателем ОБСЕ. Более того, впервые в новейшей истории Казахстана и евразийского пространства 1 декабря 2010 года в Астане состоялся уникальный Саммит глав государств ОБСЕ. Это стало абсолютной исторической победой Лидера нации и народа республики.
Казахстан сегодня – лидер социально-экономических реформ в СНГ и Юго-Восточной Европе. По темпам экономического роста он входит в число ведущих государств мира. Золотовалютные резервы страны составляют более 100 млрд. долларов.
Личность Нурсултана Назарбаева сопоставима с такими крупными историческими деятелями прошлого и современности, как Акбар в Индии, Петр Первый в России, Джордж Вашингтон в США, Шарль Де Голь во Франции, Мустафа Кемаль Ататюрк в Турции, Маргарет Тэтчер в Великобритании, Дэн Сяопин в Китае, Ли Куан Ю в Сингапуре.

Билет № 8

1. Становление Н.А.Назарбаева как политика, мыслителя, государственного деятеля.

2. Приведите факты, доказывающие торговые связи кангюев с регионами древнего мира.

3. Объясните суть колониальной политики Российской империи по отношению к исламу во второй половине XIX века.

1. Нурсултан Абишевич Назарбаев свою трудовую жизнь начал в 1960 г. в г. Темиртау Карагандинской области рабочим в тресте “Казметаллургстрой”. В 1969 г. перешел на комсомольскую и партийную работу, заняв должность первого секретаря Темиртауского городского комитета комсомола, затем работал заведующим отделом в городском комитете партии, а позже — вторым секретарем.
В 1973—1977 гг. работал секретарем партийного комитета Карагандинского металлургического комбината, вторым секретарем областного комитета партии. В 1979—1984 гг. — секретарь Центрального комитета Компартии Казахстана, с 1984 г. — Председатель Совета Министров Казахской ССР.

Перед Президентом Н. Назарбаевым жизнь поставила сложные задачи. Сырьевая направленность экономики Казахстана и, как следствие, сильная зависимость его от других стран, давление людей, имевших в руках рычаги управления экономикой в крупных промышленных городах, некомпетентность окружавшей его партийной номенклатуры, трудности, порожденные переходом к рыночным отношениям, — все это вынуждало действовать используя только сложившееся политическое положение и благоприятные моменты. После избрания президентом он большое
внимание уделял решению проблем межнациональных отношений. В условиях многонационального Казахстана это было оправдано.

1 декабря 2012 г. впервые народ Казахстана отметил День - Первого Президента Республики Казахстан. Парламент Казахстана принял закон, учреждающий государственный праздник — День Первого Президента -1 декабря. 1 декабря — это день первых всенародных президентских выборов в суверенном Казахстане. В этот день, 1 декабря 1991 г., в судьбоносные для Казахстана дни, впервые состоялись выборы, в ходе которых Президентом Казахстана был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в выборах. Эта победа была знаком высокого доверия и, в то же время, ответственного выбора народа Казахстана. Именно поэтому день 1 декабря навечно останется в истории Казахстана и страна празднует его как День Первого Президента.
На первых президентских выборах в Казахстане 1 декабря 1991 г. действующий в тот момент Президент Казахской ССР Нурсултан Назарбаев стал Президентом на следующий пятилетний срок. Спустя 15 дней — 16 декабря 1991 г. — Казахстан стал суверенным и независимым государством.
Казахстан за период независимости прошел трудный путь становления государственности, укрепления единства нации, создания рыночной экономики. За короткий исторический срок у казахстанского народа появились свои национальные праздники, широко отмечаемые всей страной.
Избранный еще Верховным Советом Казахской ССР в апреле 1990 г. Президент Н. А. Назарбаев на тот момент обладал достаточным авторитетом и силой воли, чтобы в сложнейших условиях издать важнейшие государственные акты, обеспечивавшие реальный суверенитет Казахстана.
Так, 29 августа 1991 г. был подписан Указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. 25 октября 1991 г. указами Президента были образованы Совет безопасности и Государственный комитет обороны республики. Еще раньше Н. А. Назарбаев издал Указы “О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение Казахской ССР” и “О создании золотого и алмазного фонда Казахской ССР”.
Следующие два десятилетия успешного государственного строительства показали, что Глава государства целиком и полностью выполнил свою клятву, данную при вступлении в должность в декабре 1991 г.

Сегодня Казахстан признан международным сообществом как современное демократическое государство. Это подкреплено экономическим фундаментом, заложенным за годы независимости. Все это стало возможным благодаря трудолюбию нашего народа и политической воле Первого Президента.

2. Государство Кангюи занимало выгодное географическое положение. Они контролировали самый оживленный участок Великого Шелкового пути, который шел на Кавказ и в Причерноморье. В Присырдарьинском регионе найдены 1300 кангюйских монет III-IV вв. На монетах изображен правитель и тамга. В погребении Мардан найдены китайские монеты II в. до н.э. Кангюи имели широкие торговые и экономические связи с внешним миром, торговали с Сирией, Индией, Прибалтикой, Египтом, Ираном, Китаем.

3. Параллельно с насаждением христианства царизм проводил политику ослабления ислама. Царское правительство считало ислам препятствием на пути распространения православной веры. Казахам запрещали учиться в странах Востока, например, в Турции. Деятельность мулл ставилась под контроль царизма. В 1867—1868 годах религиозные дела коренного населеная были подчинены министру внутренних дел. В каждой волости было разрешено иметь только по одному мулле. Среди кочевников муллой мог быть только казах, подданный Российской империи. Муллы утверждались и увольнялись военным губернатором. Строительство мечетей производилось с разрешения генерал-губернаторов. На право преподавания местным жителям грамоты и устройства при мечетях школ муллы должны были получать разрешения уездного начальника. Содержание мечетей и школ при них осуществлялось за счет самих местных обществ. Вакуфы были категорически запрещены.

Билет № 9

1. Структура системы народного просвещения в Казахстане во второй половине XIX века.

2. Н.А.Назарбаев и идея евразийства.

3. Сравните общественное устройство уйсунов и хуннов, охарактеризуйте общие и различные черты.

 

1. Во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения в развитии культуры и общественной мысли в Казахстане. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868), в Омске (1877), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году — отдел в Туркестане. Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. В них сотрудничала казахская интеллигенция, например, член-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был Ы. Алтынсарин, который публиковал в его сборниках свои исследования. Изучением Казахстана занимались и другие научные организации: Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.

Русско-казахские школы, открытые в 1861 году в Троицке, Оренбурге, форте Казалинска пытались привлечь на учебу казахскую молодежь. Школы в Казалы и Перовске были реорганизованы в училища, где были преподаватели, получившие образование в Казани и Петербурге. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям Ы. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890–1896 гг. открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Казахская учительская школа, открытая в Орске в 1883 году.

В конце XIX века в Казахстане сложилась следующая система просвещения: Начальные учебные заведения: приходские школы, прогимназии (гимназии с неполными классами), смешанные русско-казахские, аульные и школы грамотности; Средние учебные заведения: реальные училища, женские и мужские гимназии, учительские семинарии; Учебные заведения со специальной подготовкой: казахские учительские школы, сельскохозяйственные, фельдшерские школы, Тургайская ремесленная школ, Уральская специальная школа по подготовке учеников для ремесленного промысла, Омское механико-техническое училище, Гурьевская школа по обучению мореплаванию; Учительские институты, открытые в 1872 году в Омске и в 1879 году в Ташкенте по организации учебного процесса были отнесены к средним учебным заведениям России.

3.

 
усуни хунны
Уйсуны, пришедшие на земли Казахстана из Центральной Азии во II в. до н.э. (около 160-170-х гг. до н.э.), заняли земли саков-тиграхауда в Семиречье. Границы их государства простирались от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от Балхаша на севере до побережья озера Иссык-Куль на юге. Столица уйсуней - Чигучен («город Красной долины»)- располагалась на берегу озера Иссык-Куль. Государство делилось на 3 части: восточную, западную и центральную. Уйсуны говорили на древнетюркском языке. Глава государства назывался гуньмо (великий бек),его личная гвардия насчитывала 30 тыс. человек, родовая и племенная знать носила титул беки (беги). Богатые уйсуны имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Рабы были в основном из числа военнопленных. По сведениям китайского историка Сыма Цянь государство уйсуней, насчитывавшее 630 тыс. человек, могло выставить в военное время войско численностью 188 тыс. человек. По мнению ученого-востоковеда Л. Гумилева основателем гуннского государства (III в. до н.э.) был шаньюй Модэ (Маодунь). В 206 г. до н.э. он покорил Китай и заключил с китайским императором договор «о мире и родстве». На западе Модэ совершил походы против юэчжей и уйсунов. Шаньюй–титул правителя племени гуннов. Государство гуннов сформировалась на основе военной системы. Они делились на три: левое, центральное и правое крылья. Вторыми по значимости в государстве были - «туменбасы» (темники). Туменбасы являлись сыновьями правителя или его близкими родственниками. Они возглавляли 24 рода. У каждого темника имелось по 10 000 всадников. Темник назначал тысячников, сотников, десятников. Каждому из них определял территорию с кочующим населением. Каждый мужчина должен был иметь при себе оружие - лук со стрелами, саблю и копье. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертвы предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам».

Билет № 10

1. Великое переселение народов.

2. Определите принципы национальной политики СССР.

3. Оцените роль российских ученых в изучении Казахстана в XVIII веке.\

 

1.

 

 

2. Основные принципы национальной политики Советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя:

- принцип равенства всех наций и народностей,

- признание права наций на самоопределение,

которые были провозглашены в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы и Азии. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам национальностей, который возглавил И.В.Сталин. Соответствующие структуры появились в составе ЦК РКП(б) Донбюро, Средазбюро, Туркбюро, Кавбюро.

В декабре 1917 г. право на самоопределение получили Польша и Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи находившиеся у власти национальные правительства (в их числе, Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.) в течение Гражданской войны вели борьбу за национальную самостоятельность.

3. Роль российских ученых в изучении Казахстана Русским ученым и офицерам принадлежит большая заслуга в изучении истории, географии, этнографии и культуры Казахстана. Много научных трудов оставили и те представители российской интеллигенции, кто был сослан на территорию Казахстана по политическим мотивам. Это были люди разных профессий: поэты и писатели, историки и географы, военные и медики. Отчасти они выполняли и функцию по научному обеспечению колонизации края.

ПРИМЕРЫ

Билет № 11

1. Сопротивления крестьян политике сплошной коллективизации сельского хозяйства.

2. Охарактеризуйте последствия переселения в казахские земли русских и украинских крестьян во второй половине XIX века.

3. Отметьте на контурной карте территорию Тюркского каганата. Назовите племена, входившие в государство.

 

 

1. Сталинская модель коллективизации сельского хозяйства вызвала ожесточённое сопротивление крестьян. Оно приняло различные формы:

· · Уход в города и на стройки

· · Откочёвки в другие регионы, даже за границу

· · Убийство активистов колхозного движения, партийных, советских, комсомольских работников, судебных исполнителей

· · Создание вооружённых отрядов самообороны

· · Восстания

В 1929 - 1931 гг. было убито 460 партийно-советских работников. Недовольство кочевников повсеместно вылилось в вооружённые восстания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: