Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание.




Познание - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание - это действия с идеями и по поводу идей, это изготовление идей.

Практика - это деятельность с реальными вещами, расположенными в пространстве и времени в окружающей нас среде, она обслуживает человеческую телесность и создает многообразие таких культурных форм, как ремесло, земледелие, культура жилища и приготовления пищи, поддержания в здоровом состоянии человеческого тела и пр

В зависимости от решения вопроса о познаваемости вообще в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели познания. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время).

Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. — это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с "коперниканского поворота" Канта философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе.

Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к П. реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь — это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П. как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание.

В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное П. (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия.

Вопрос заключается в том, в каких проявлениях человеческой жизнедеятельности манифестирует себя познавательная деятельность. Поиск отличительных признаков познавательной деятельности осложняется тем, что в истории философии мы встречаем далеко не совпадающие позиции.

1) есть подход с мощной традицией, для которого познание – своеобразная вершина человеческой деятельности, отличающая подлинно человеческое существование. Для представителей этого подхода познание – отправная точка оценки человеческой деятельности. Гуссерль в работе «Кризис европейского человека и философии» (1936) он оценивает всю прошедшую историю человечества и считает, что принципиально можно выделить два способа отношения человека к миру, две жизненные установки (устойчивых стиля жизни) – практическая и теоретическая. Практическая установка характеризует фундаментальный способ человеческого бытия и естественную жизнь человека, наивность, «вжитость в мир». В практической установке мир для человека не «тематезирован». Теоретическая установка – «главное её отличие – она целиком и полностью не практична. Человека охватывает страсть к познанию мира, свободная от практических интересов. Человек в замкнутом круге познавательного действия творит чистое познание (теория)». Сила теоретико-познавательной деятельности раздвигает границы повседневного бытия человека. По Гуссерлю, теоретико-познавательное отношение к миру характеризует европейскую культуру, особый рациональный тип поведения европейцев. По Гуссерлю, возникновение теоретической установки – связано со становлением греческой философии и науки VII – VI вв. Это свидетельствует о революционизировании всей человеческой истории. Согласно этой концепции, теоретико-соцерцательная установка (=познавательная деятельность как таковая) противоположна по своей сути практической.

Познание, и лишь оно, делает человека тем, кто он есть, практика находиться ниже по рангу. Практика – это деятельность с реальными вещами. Познание – это действие с идеями и по поводу идей. Познание является процессом бесконечного надстраивания одних идей над другими. Практическая деятельность, носящая временный характер данного бытия, обречена на относительность. Практическое отношение, по Гуссерлю, примиряет с данностью, созерцательно- теоретическое – формирует у человека способность критически оценивать.

Итак, в рассматриваемой концепции теоретико-созерцательная установка (=познавательная деятельность как таковая) прямо противоположна по своей сути практической (утилитарно-практической, мифо-практической); тем самым познание сопоставляется, а точнее, противопоставляется практике.

Ясперс с точки зрения философии истории: главный критерий человека современного типа – способность осознавать целостность своего бытия и свое место в нем. Ясперс называет эту способность рефлексией. Человек стал таким, каков он есть благодаря идеально-рефлексивным процессам – способности мыслить в сфере чистой идеальности (в противоположность, практическая деятельность способна максимум продуцировать навыки и техники). И Гуссерль, и Ясперс считают, что по этому новому пути пошли философы и повели за собой всех остальных. Гуссерль и Ясперс следуют традиции немецкой классической философии (превалирующая роль познания у Канта, значительная роль теоретико-познавательного отношенияк миру у Гегеля).

 

2) Концепции, отвергающая решающую роль познания: Прежде всего, здесь следует назвать марксизм как философское воззрение. По мнению Маркса немцы возвеличивали познание. Теоретико-познавательная деятельность не самоценна и не играет революционной роли. Производство идей первоначально вплетено в материальную деятельность людей и отделение её как особого и самостоятельного вида деятельности происходит только в период действительного разделения труда: на умственный и физический. В м арксизме теория и практика неразрывно связаны. Деятельность человечества направлена на материальное преобразование природы. Теоретико-познавательное отношение человека к миру, согласно данной концепции, обусловлено его практическими интересами. Теоретико-познавательная деятельность не самоценна и не играет революционной роли. Производство идей первоначально вплетено в материальную деятельность людей и отделение её как особого и самостоятельного вида деятельности происходит только в период действительного разделения труда: на умственный и физический. Практика (в марксизме) является целью, основанием познания и критерием истины. Это универсальный, всеобщий критерий, причём не одномоментный акт, а процесс. Такова основа марксистской концепции, в которой отражены некоторые важные моменты, например, социальная обусловленность познания. Однако существуют и другие подходы, которые необходимо рассмотреть.

* Можно выделить культурологический подход и проследить его на исследованиях О. Шпегнлера, который укореняет любое познание в особенностях конкретной культуры.

* Ницше задаётся вопросом: должна ли господствовать жизнь над познанием или познание над жизнью? Никто не может усомниться,что жизнь есть господствующая сила; познание, которое уничтожило бы жизнь, уничтожило бы и себя; познание предполагает жизнь. Если жизнь берёт верх над познанием, то жизнь это всё естественное существование человека, всё то, что свойственно человеку как животному существу.

* По вопросу о социальной обусловленности познания можно обратиться к концепции М. Фуко («Археология гуманитарных наук») - категория эпистемы: человеческое знание различным образом оформляется в разные эпохи, оно обусловлено социальными моментами («История безумия»).

* У З. Фрейда него познание занимает поверхностный слой во всем многообразии жизненных проявлений человека, этот вид деятельности связывает человека с внешним миром (а внешнее и означает поверхностное). Но есть еще внутренний мир человеческой жизни, он глубинный, скрытый и недоступный для познания. Если познание подчинено принципу реальности (оно связывает человека с окружающим миром), то во внутреннем мире действует принцип удовольствия, позволяющий избегать страдания. Это мир инстинктов, мир влечений, обладающий колоссальной жизненной энергией, которая в той или иной форме находит себе выход.

В одной из последних своих работ Герменевтика субъекта Фуко обращается к одному из коренных философских принципов, открытого древнегреческой философией, но,по его мнению, незаслуженно забытого в дальнейшем. Этот принцип-требование он называет эпимелией - заботой о себе. Как считает Фуко, рациональное поведение людей основано на том, что человек осуществляет заботу о себе. это некое отношение к самому себе, к другим, ко всему на свете, поэтому эпимелия предстает и как особый взгляд на мир, когда все окружающее воспринимается через свое внутреннее состояние, и как определенный образ действий, связанный с преображением человеком самого себя (отсюда всевозможные техники медитации, запоминания прошлого, самоконтроля и пр.), и как особая форма рефлексии над своим сознанием. По мнению Фуко, забота о себе включает в себя как частный случай самопознание. Познание, по Фуко, - это лишь часть или аспект эпимелии. Западная цивилизация, а вслед за ней и европейская философия, предпочли познание (самопознание) заботе о себе.

Каждый из философов подчёркивает значимость какого-либо аспекта, связанного с этой проблемой. Маркс говорит, что человек живёт в обществе, не может быть свободен от этого общества, следовательно, нужно раскрыть практические взаимодействия людей. Гуссерлевская концепция настаивает на разведении практических и научных интересов. Но полностью выводить науку за пределы жизни нельзя, поэтому он в последствие вводит понятие «жизненного мира», куда вписывает эту науку наравне с другими формами деятельности.

В итоге мы наблюдаем общую тенденцию на информатизацию, из-за которой становиться сложно отличить практику от познания, которые всё больше между собой переплетаются. И здесь надо отдать должное Марксу с его представлением о диалектическом единстве сознания и материи, субъекта и объекта, взятых в деятельностном аспекте. Возникнув в Др. Греции, разделение на теорию и практику стало одной из философских проблем, которую пытается решить философия и по сей день.

Выводы из учебника Бряник: 1. Логически первый шаг в философском осмыслении познания заключается в решении вопроса о месте и роли познания в целостной структуре человеческой деятельности. На этот счет существует множество позиций, которые группируются в два основных подхода - сторонники одного из них признают решающую роль познания (Кант, Гегель, Гуссерль, Ясперс и др.), сторонники другого отрицают таковую (Маркс, Ницше, Фрейд и др.). Мотивацию этих подходов следует искать в жизненных обстоятельствах мыслителей. 2. Обзор философских позиций позволил обозначить широкий спектр видов деятельности (в первую очередь, практика, жизнь, бессознательные инстинктивные влечения, отношения-встречи, забота о себе и пр.), по отношению к которым и определяется специфика познания. 3. Особенность познания заключается в том, что это целенаправленная идеальная деятельность, направленная на достижение истины. В человеческой истории был рубеж, когда познание отделилось от целостной, синкретичной жизнедеятельности человека в качестве относительно самостоятельной сферы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: