Актуализирующее обучение.




 

Обучение, которое будет способствовать актуализации учащихся, должно быть направлено на интересы обеих сторон — и учеников, и учителей. Оно должно поощрять полное выражение чувств и мыслей первых, и в то же время позволять делать это и вторым; такое обучение подразумевает грамотное обращение с вопросами аудитории и умелые ответы преподавателей.

Уставшим от своей работы учителям, которые скажут, что у них и без наших теорий полно дел, я отвечу: настала эпоха нового типа учителя, и это будет хороший учитель. Я говорю это и вспоминаю 28-летнюю Джоан, которая благодаря своему руководителю и тренингам сензитивности стала актуализирующим учителем. Вот как она описала свое впечатление от этого: "Я испытала большое облегчение, когда поняла, что ребенку нужно гораздо больше, нежели только материал урока. Я хорошо знаю математику и хорошо ее преподаю. Раньше я думала, что этого достаточно. Теперь я учу детей не математике. Я поняла, что лишь некоторые из них могут по-настоящему чего- то добиться на этом поприще. Оказалось, что я сама, как личность, имею для них большее развивающее значение. Когда я не знаю всех ответов, то даю им гораздо больше, чем когда изо всех сил стараюсь быть экспертом. А помог мне это понять мой ученик Эдди. Однажды я спросила его, почему, на его взгляд, в этом году он учится лучше, чем в предыдущем. И он произнес фразу, которая отразила всю ценность моей переориентации как учителя: "Это потому, что теперь, когда я с вами, я нравлюсь себе".

Сейчас я хочу вам предложить Упражнение «Да/нет»

Цель – работа с границами, осознание своих чувств в ситуации давления.

Описание

Выбираются двое желающих и садятся напротив друг друга в центр круга. Задача первого участника в течение минуты говорить «Да», а второго отвечать ему «Нет». После этого участники меняются местами и ролями. Второй участник в течение минуты говорит

«Да», а первый отвечает ему «Нет». Затем происходит обсуждение в общем кругу. По желанию в упражнении могут принять участие еще 2-3 пары. Во время упражнения важно следить за эмоциональным состоянием, выносить на обсуждение только то, чем участники готовы поделиться.

Вопросы для обсуждения:

- Что для вас было комфортнее, говорить «Да» или «Нет»?

- Что с вами происходило (что чувствовали) в первом и во втором случае?

- Какие чувства вызывал другой участник?

 

Следующее упражнение основано на самом распространенном виде манипуляций Убалтывание. (Приложение)

 

Учитель ежедневно подвергается большему количеству манипуляций со стороны учеников, нежели наоборот. Для того, определять эти манипуляции и уметь им противостоять. Давайте мы разберем с вами, как происходит манипулирование.

На слайде представлена схема:

Сбор информации об адресате.

Манипулятору важно понимать, с кем он имеет дело. Т.е. нужно иметь представление об особенностях адресата манипуляций, создавать благоприятный фон и стимулы.

Вовлечение в контакт.

Каким образом манипулятор может вовлечь нас в контакт?

Конечно, он использует некоторые «приманки», ту информацию, которая будет интересна адресату. Например, многие подростки в те или иные моменты жизни чувствуют непонимание со стороны окружения, не могут поделиться ни с кем, тем, что их беспокоит и получить ответы на волнующие вопросы. И манипулятор умело этим пользуется.

Подростку очень важно общаться, при этом с различными людьми. Чем меньше удовлетворен человек качеством своих отношений с другими людьми, тем выше риск вовлечения его в манипуляцию.

Использование фоновых факторов.

Здесь имеется ввиду функциональное состояние адресата манипуляций, его настроение, его текущая жизненная ситуация, стереотипы поведения, а так же создание благоприятного внешнего фона. Например, в настоящий момент девушка пережила тяжелое расставание с молодым человеком, она сильно переживает, а поговорить ни с кем не может, потому что все ей отвечают, что это «ерунда». И тут появляется «добрый слушатель», который ее якобы очень сильно поддерживает, утешает, создает благоприятный фон в общении.

Воздействие на мишени.

В качестве мишеней воздействия используют основные потребности человека, его интересы, желания, влечения, т.е. все то, что лежит в основе мотивации человека. Это может быть, например, потребность в принятии, потребность в понимании, потребность в информации, неудовлетворенность положением в обществе.

Побуждение к активности.

Воздействуя на потребности, манипулятор начинает призывать его к действиям, которые отвечают интересам манипулятора, но не отвечают интересам адресата.

 

(Групповая работа) по предложенной схеме попробуем описать, как действуют манипулятор в таком случае как

одноклассник, просит выполнить за него домашнее задание, когда у адресата нет свободного времени.

Прежде чем мы перейдем к приемам противодействия манипуляторам.

Пройдем еще одно небольшое упражнение. (невидимый поводок).

Во время обсуждения открыть слайд с приемами

1. Уход или избегание контакта. В том случае, если вы не знаете как себя вести с манипулятором, вы можете: сменить тему разговора, проигнорировать его вопрос, сделать вид, что вы не поняли, проявить равнодушие, промолчать, сказать, что у вас нет времени. И здесь главное проявить выдержку, ведь манипулятор может давить на вас.

2. Сделать скрытый мотив манипулятора явным. Для этого можно напрямую сказать о том, что вас беспокоит или спросить: «Для чего вы мне это говорите?», «Зачем вам это нужно?», «Куда вы клоните?», «Скажите прямо, чего вы хотите?».

3. Применить технику контр-манипуляции, т.е. сначала сделать вид, что понимаешь и прислушиваешься к манипулятору, и в неожиданный для него момент

 

развернуть ситуацию так, чтобы вами не могли больше манипулировать: обозначить границы, проявить жесткость, попросить нечто большее взамен того, что просит манипулятор.

4. Задавайте открытые уточняющие вопросы, на которые необходимо давать обстоятельные развернутые ответы.

5. Техника «Заело пластинку». Используйте одну и ту же защитную фразу, произнесенную в разных вариациях.

Обсуждение. Были ли использованы эти приемы в упражнениях?

И в завершении хотелось бы сказать, для того, чтобы не поддаваться манипуляциям

1. Прежде всего нм необходимо, самопознание. Чем лучше мы знаем собственные особенности, слабости, уязвимости, тем проще нам разглядеть манипуляцию.

2. Развивайте критическое мышление, умейте находить причинно-следственные связи. СМИ, реклама, окружающие очень часто манипулируют сознанием людей и важно научиться эти манипуляции распознавать.

 

Предлагаю пройти тест на уровень



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: