Урок 62. Мы – граждане России. организационная структура (сценарий) урока




Урок 62. Мы – граждане России

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления учащихся с работой главы государства, Федерального собрания; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, что значит быть гражданином; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»
Тип урока построение системы знаний (общеметодологической направленности)
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями):получат возможность научиться работать с учебником, историческими картой, документами, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; портрет Президента России В. В. Путина; иллюстрации с изображением символов России, фотографии зданий Государственной Думы, правительства России
Основные понятия Президент Владимир Владимирович Путин, законы, Государственная Дума, Совет Федерации

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала   – «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…». Вы помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию (власть единоличного правителя) и стали избирать правительство сами. Сегодня на уроке мы узнаем, кто является главой нашего государства, чем занимаются Федеральное собрание и Правительство России. Узнаем, что значит быть гражданином Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Устные ответы, организация рабочего места
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: графический диктант. Предлагает выполнить графический диктант. – Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, то – знак «–» . Выполняют задание. Фронтальная, индивидуальная, Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, Устные ответы

Продолжение табл.

             
  Кроссворд Предлагает разгадать кроссворд Отгадывают кроссворд коллективная аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые  
III. Изучение нового материала Беседа.     – У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабуш- ки и дедушки. Для них вы – внуки. Но у всех у нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется? –Само слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве. Россия – необъятна в своем неповторимом величии и красоте. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом. Мы все являемся гражданами России. Что же значит быть гражданином? –Какие права имеют граждане нашей страны? Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.
Мать с отцом голосовали, Старший брат голосовал, Я один остался дома. – Ты еще, – сказали, – мал. Это все-таки обидно: Все – на выборах, я – нет, Разве скоро соберешь их – Восемнадцать полных лет? Вот уйду я плавать в море, А когда вернусь назад, Будут славным капитаном Все гордиться, даже брат! И однажды, утром рано, Скажут мне отец и мать: – Надевай парадный китель И пойдем голосовать.

(В. Лукс.)

Отвечают на вопросы. Внимательно слушают.     заранее подготовленный ученик читает стихотворение.     Фронтальная, индивидуальная Устные ответы

Продолжение табл.

             
    Работа с учебником.   Составление схемы –Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают? А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? С какого возраста вы сможете голосовать? (С 18 лет.) –Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»? (Президент.) –Кто является нашим президентом? (Владимир Владимирович Путин.) –А что такое Правительство России? (Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется премьер-министром.) –Прочитайте текст в учебнике (с. 164–166). Как работает Президент? Как вступают в силу новые законы? помогает составлять схему   Отвечают на вопросы.   после чтения отвечают на вопросы. составляют на доске схему «Новые законы»   высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием  
IV. Практическая деятельность Фронтальный опрос. – Послушайте стихотворение и скажите, откуда начинается Россия? .   –А что значит быть гражданином? –Кого выбирают граждане России? Читает заранее подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. Фронтальная, индивидуальная. Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, Устные ответы, записи в тетради

Продолжение табл.

             
    Дидактическая игра «Ваши права, дети».     –Когда вы получите право быть избранным на государственный пост? –Кто является главой государства? Чем он занимается? –Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин? –Когда вступает в силу новый закон? –Кто решает важные вопросы жизни страны?
1) Мы не просто так играем В трактористов и врачей. Мы не просто так взлетаем Над родной страной своей. Мы не просто так мечтаем На земле растить сады. Потому, что твердо знаем – Наши сбудутся мечты.

(Право на игры и отдых детей.)

2) Листья желтые летят, День стоит веселый. Провожает детский сад Ребятишек в школу. Отцвели цветы у нас, Улетают птицы, Вы идете в первый раз, В первый раз учиться.

(Право на образование.)

3) Запели капели, Вернулись грачи. Берем мы гантели, Ракетки, мячи. На старты зовут Ребят стадионы. Воспитывай волю, Характер крепи. Все мы – спортсмены! Все – чемпионы!

(Право на занятие спортом.)

  слушают стихотворения, отрывки из литературных произведений и рассказывают, о каких правах детей в них говорится.   Коллективная. классификацию; поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формули-  

Продолжение табл.

             
      Задания из электронного приложения к учебнику
4) Приезжайте, доктор, В Африку скорей И спасите, доктор, Наших малышей!

(Право на охрану здоровья детей. Дети всех
национальностей, всех стран имеют равные права.)

5) Бедные, бедные звери! Воют, рыдают, ревут! В каждой берлоге и в каждой пещере Злого обжору клянут. Да и какая же мать Согласится отдать Своего дорогого ребенка – Медвежонка, волчонка, слоненка, – Чтоб ненасытное чучело Бедную крошку замучило!

(Право детей на жизнь.
Право на заботу родителей.)

6) Талантливые дети Надежды подают: Участвуют в концертах – Танцуют и поют. А детские рисунки На тему «Мир и труд» Печатают в журналах, На выставки берут.

(Право на занятия искусством.
Право на участие в культурной жизни.)

7) У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься?

(Ребенком считается каждый юный житель до 18 лет.)

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

    Выполняют задания     Индивидуальная руют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело  

Окончание табл.

             
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – Чувствуете вы себя гражданами России? – Какие чувства вы испытываете по отношению к своей Родине? – Какие права вам больше всего нравятся? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Отвечают на вопросы учителя, читают вывод в учебнике (с. 163) Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний Устные ответы
VI. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Учебник, с. 156–163. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 по вариантам: а) I в.; б) II в.; в) III в. Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач  

Ресурсный материал

Схема «Новые законы»

Графический диктант

1. Название нашей страны – Российская Федерация.

2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья».

3. На территории России живет 160 народов.

4. Основной закон страны – Конституция.

5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон».

6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН.

7. В переводе с латинского слово «декларация» означает «объявление».

8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту.

9. О детях-сиротах заботится государство.

10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН.

11. До 17 лет человек считается ребенком.

12. В переводе с латинского слово «конвенция» означает «соглашение».

Ответы: 1 (+). 2 (–). 3 (+). 4 (+). 5 (–). 6 (+). 7 (–). 8 (+). 9 (+). 10 (–). 11 (+). 12 (+).

Кроссворд

1. В каком месяце отмечается День прав человека? (Декабрь.)

2. Название этого документа в переводе с латинского означает «заявление». (Декларация.)

3. Основной закон страны, который определяет устройство нашего государства. (Конституция.)

4. Название нашей страны. (Россия.)

5. Главный город государства. (Столица.)

6. Высший исполнительный орган государственной власти в стране. (Правительство.)

7. Общепринятое правило, то, что признается обязательным. (Закон.)

Ключевое слово: детство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: