Глава 3. Совокупность прав и свобод граждан




Уже при ратификации Конституции законодательные собрания штатов под давлением народа требовали дополнить ее статьями о правах и свободах граждан. Они ставили выполнение этих требований в качестве обязательного условия вступления в силу Конституции.

Давление широких слоев населения, а также воздействие Великой Французской революции принудили законодателя к принятию первых десяти поправок к конституции ("Билль о правах").

По конституционному Биллю о правах и в соответствии с различными специальными положениями законов частные лица защищены от определенных видов дискриминации.

Первые десять поправок к Конституции, ратифицированные 15 декабря 1791 г., образуют Билль о правах.

Особое место в Билле о правах занимает 1-я поправка, провозглашающая свободу слова, печати и собраний.

Так, поправка I говорит о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями: "Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб". Сохранение свободы вероисповедания (религиозной) было и является одним из самых старых и наиболее важных компонентов личной свободы. Таким образом, гарантия свободы вероисповедания является важным компонентом гражданских прав.

Религиозные свободы заключают в себе как минимум два важных и пересекающихся принципа - свободу вероисповедания и недоказуемость религии. Полная защита религиозной свободы может потребовать сильных и эффективных норм гражданского права, защищающих от дискриминации по политическим мотивам.

В первой поправке указаны основные права граждан и политических объединений - партий, профсоюзов, ассоциаций и конфессий.

II поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ - хранить и носить оружие: "Поскольку хорошо организованное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться".

Вокруг нее идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены.

Поправка III запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время: "В мирное время ни один солдат не должен размещаться на постой без согласия владельца дома; однако в военное время это допускается, но лишь в порядке, предусмотренном законом". В настоящее время утратила свое актуальное значение.

Положения IV поправки гарантирует неприкосновенность личности жилища, бумаг и имущества, касающиеся защиты от необоснованных обысков и конфискаций, запрещающие вмешательство государства в определенные сферы индивидуальных активностей: "Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться; ни один ордер не должен выдаваться иначе как при наличии достаточного основания, и он должен быть подтвержден присягой или торжественным заявлением и содержать подробное описание места, подлежащего обыску, личностей или предметов, подлежащих аресту".

В поправке V говорится о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности: "Никто не должен привлекаться к ответственности за караемое смертью или иным образом позорящее преступление иначе, как по представлению или обвинительному заключению Большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или военно-морских силах либо в народном ополчении, когда оно призвано на действительную службу во время войны или угрожающей обществу опасности; никто не должен за одно и то же преступление дважды подвергаться угрозе нарушения телесной неприкосновенности или лишения жизни; никто не должен принуждаться в каком-либо уголовном деле давать показания в качестве свидетеля против самого себя; никто не может быть лишен жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественного пользования без справедливого возмещения".

Поправки VI, VII и VIII посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Поправка VI: "При всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право па скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, ранее установленного законом, где было совершено преступление; обвиняемый имеет право быть осведомленный о сущности и основаниях обвинения, право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, право на принудительный вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты".

Поправка VII: "Во всех исковых производствах, основанных на общем праве, где оспариваемая цена иска превышает двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных; ни один факт, рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего нрава".

Поправка VIII: "Не должны требоваться чрезмерные залоги или налагаться чрезмерные штрафы либо назначаться жестокие и необычные наказания".

Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией: "Перечисление в Конституции определенных нрав не должно толковаться как отрицание или умаление других нрав, сохраняемых за народом". Эта поправка используется сторонниками расширительного толкования всех прав.

Поправка Х вообще не касалась гражданских прав: "Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми ею не запрещено отдельным штатам, сохраняются за штатами либо за народом".

Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах.

Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.

. Глава 4. Территориальная организация государства

Американский федерализм

Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. Конституция и ныне продолжает служить правовой основой американского федерализма. Федерация была образована с целью усиления государственной власти путем ее централизации. Вначале федерация включала 13 штатов, а затем путем завоеваний, на основе покупки и с помощью других способов расширилась до 50 штатов. Развитие американской федерации проходит в непрерывном противостоянии двух тенденций — централизации и децентрализации.

Государственно-территориальное устройство США обладает всеми признаками федерации: население распределено по государственным образованиям — штатам, являющимися субъектами федерации. Субъекты федерации имеют свои конституции, на основе которых создаются законодательные и исполнительные органы штатов; союзный парламент состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы штатов; субъекты федерации обладают своей системой права и судебной системой; провозглашается двойное гражданство (союзное и штатов). Конституционно США гарантирует штатам республиканскую форму правления (ст. IV).

Штаты, как субъекты федерации, не обладают государственным суверенитетом; они не имеют права выхода из союза. В то же время штаты могут устанавливать свое гражданство (поправка XIV). Все штаты равноправны. «В каждом штате должны пользоваться уважением и полным доверием публичные акты, официальные документы и судебные решения всякого другого штата» (разд. 1 ст. IV). Штаты имеют свои конституции.

Главами штатов являются губернаторы, избираемые на основе всеобщих равных прямых выборов на два-четыре года. Губернаторы непосредственно руководят всей исполнительно-распорядительной деятельностью органов штатов: издают нормативные акты и распоряжения, следят за исполнением законов, назначают и смещают невыборных чиновников, под их руководством составляются проекты бюджетов штатов. Губернаторы являются главнокомандующими национальной гвардией, пользуются правом помилования. Они обладают значительными полномочиями в отношении законодательных органов штатов.

В американской федерации имеется территория, которая не обладает статусом штата — это федеральный округ Колумбия.

Местное самоуправление

Система органов местного самоуправления строится на основе административно-территориального деления.

Штаты (кроме штатов Коннектикут и Род-Айленд) делятся на графства (всего 3042), в которых население избирает советы (комитеты) графства, а также управления и некоторых должностных лиц (шерифа, прокурора, коронера, казначея и др.).

Города выделены из графств. Органы местного самоуправления крупных городов обладают полномочиями органов графств. В США сложились три системы городского управления.

1. Совет-управляющий (менеджер). Население избирает городской совет. Председательствует на его заседаниях мэр, избираемый советом. Но не он выступает в качестве исполнительного органа. Совет избирает на определенный срок чиновника-менеджера, которому и вверяется исполнительная власть. Он фактически определяет деятельность совета, составляет бюджет города, назначает чиновников и руководит их работой.

2. Мэр-совет. Население избирает городской совет, который реализует свои полномочия через периодические собрания. Мэр, избираемый населением города на два-четыре года, имеет право налагать вето на решения совета, назначать чиновников, составлять бюджет города, исполнять решения совета. Ему принадлежит фактическая власть в городе.

3. Комиссионная система. Население города избирает на два-четыре года комиссию в составе от трех до семи членов, которые одновременно выполняют функции городского совета и исполнительного аппарата.

Графства подразделяются на тауны и тауншипы (в основном, на Севере и Северо-Востоке). В таунах и тауншипах вопросы местного управления решаются на собраниях жителей общин, входящих в тауны. На этих собраниях избираются исполнительные комитеты (три-пять чел.), некоторые должностные лица (казначеи, констебли), которые выполняют в тауне исполнительную работу.

В США существует большое число специальных округов (по образованию, водоснабжению, противопожарной службе и т. д.), границы которых не совпадают с границами административно-территориальных единиц. Управляются они либо выборными комитетами, либо чиновниками, назначенными теми органами, которые учредили специальный округ.

Компетенция органов местного самоуправления определяется конституциями и законами штатов. Она включает следующие основные направления деятельности:

1. Охрана общественного порядка.

2. Фискальные права. Они устанавливают местные налоги и сборы, определяют местный бюджет.

3. Оказание социальных услуг. К ведению органов местного самоуправления отнесено школьное дело, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, строительство и содержание местных дорог.

4. Управление имуществом. Местным органам принадлежат некоторые предприятия, различные хозяйственные службы.

В целом, компетенция органов местного самоуправления в США все более расширяется на базе тенденции децентрализации власти.

Заключение

Значение Основного закона США для мировой правовой мысли заключается, прежде всего, в том, что Конституция США — самая первая из писаных конституций, действующих в настоящее время. Это событие способствовало распространению во всем мире доктрины конституционализма.

Конституция отличается от основных законов многих других государств своей лаконичностью и практичностью. Она заложила в основу государственного строя и в правовую систему США такие принципы как федерализм, разделение властей и судебный конституционный контроль, которые получили в XIX-XXI вв. мировое признание.

Конституция, несмотря на многие анахронизмы, и поныне почитается гражданами своей страны, видящими в ней высшую гарантию для общества, основанного на свободе. Подлинным дополнением текста Конституции стал Билль о правах 1791 г.

История принятия и разработки проекта Основного закона США происходил в переломный момент становления нового государства. Конституция была призвана придать законность переменам, произошедшим в государственном устройстве бывших штатов-государств, стабилизировать их положение на международной арене, закрепить их независимость.

Политическая система США, сформировавшаяся на основе старейшей Конституции обладает небывалой устойчивостью и стабильностью. Конституция и Билль о правах гарантируют защиту человека от произвола властей, поставив преграду деспотическому правлению. Она способствовала развитию и становлению демократических институтов: народный суверенитет, народное представительство, парламентаризм и др.

Несмотря на "жесткость", Конституцию нельзя считать неизменным документом, она продолжает эволюционировать, прежде всего, в результате принятия новых поправок и создания так называемой "живой" Конституции.

 

 

Список литературы

1. Конституция Соединённых Штатов Америки

2. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юриспруденция, 2010;

3. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. - Л., 2002;

4. Любашиц В.Я., Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2010;

5. Мишин А.А. Государственное право США. - М., 1996;

6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 3-е изд. - М.: Юрист, 2008

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: