О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290




ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «___» _______________ г. № _______

 

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1964; 2015, № 44, ст. 6138; 2016, № 35, ст. 5326, № 39, ст. 5669; 2017, № 2, ст. 364, №28, ст. 4149; 2018, № 23, ст. 3284).

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д. МЕДВЕДЕВ


 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от ___________ № _________

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации

от 12 апреля 2012 г. № 290

 

1. В пункте 2 абзаце втором слово «работников» исключить.

2. В Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном указанным постановлением:

а) В абзаце втором пункта 1 после слов «объектов защиты,» дополнить словами «объектов обороны (включая объекты военной инфраструктуры), безопасности и объектов специального назначения,»;

б) Подпункт «е» пункта 2 изложить в следующей редакции:

«е) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации (Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации), в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны, безопасности и объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность указанные федеральные органы исполнительной власти, в рамках своей компетенции;»;

в) Дополнить пункт 2 подпунктами «ж», «з» и «и» следующего содержания:

«ж) территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

з) структурные подразделения территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, управлений оперативно-территориальных объединений и организаций войск национальной гвардии Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

и) учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.»;

г) Дополнить пункт 8 подпунктами в(2), в(3), в(4), в(5), в(6) и в(7) следующего содержания:

«в(2)) главные государственные инспекторы территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере обороны по пожарному надзору, и их заместители;

в(3)) главные государственные инспекторы оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору – руководители структурных подразделений управлений оперативно-территориальных объединений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители;

в(4)) главные государственные инспекторы учреждений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по пожарному надзору, и их заместители;

в(5)) государственные инспекторы территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере обороны по пожарному надзору;

в(6)) государственные инспекторы территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, оперативно-территориальных объединений и организаций войск национальной гвардии Российской Федерации по пожарному надзору – должностные лица структурных подразделений указанных территориальных органов, управлений оперативно-территориальных объединений и организаций, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

в(7)) государственные инспекторы учреждений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по пожарному надзору;»;

д) Пункты 9(1) и 9(2) изложить в следующей редакции:

«9(1). Государственные инспекторы по пожарному надзору, указанные в подпунктах в(5), в(6), в(7) пункта 8 настоящего Положения в рамках своей компетенции при осуществлении пожарного надзора на объектах обороны, безопасности и объектах специального назначения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

а) проводить проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах обороны, безопасности и объектах специального назначения;

б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты надзора и проводить их обследования. Проверка может проводиться только должностным лицом (должностными лицами), которое указано в распоряжении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора;

в) проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

г) привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации;

д) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

е) выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах надзора и по предотвращению угрозы возникновения пожара;

ж) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применять до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара.

9(2). Главные государственные инспекторы по пожарному надзору, указанные в подпунктах в(2), в(3), в(4) пункта 8 настоящего Положения и их заместители в рамках своей компетенции при осуществлении пожарного надзора на объектах обороны, безопасности и объектах специального назначения пользуются правами, указанными в пункте 9(1) настоящего Положения, а также имеют право:

а) назначать проведение проверок и проводить проверки деятельности подразделений федеральных органов исполнительной власти на объектах обороны, безопасности и объектах специального назначения;

б) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.»;

е) Дополнить пунктами 9(3) и 9(4) следующего содержания:

«9(3). Государственные инспекторы федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору, в рамках своей компетенции при осуществлении пожарного надзора на объектах обороны, безопасности и объектах специального назначения пользуются правами, указанными в пункте 9(1) настоящего Положения.

9(4). Главные государственные инспекторы федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору и их заместители в рамках своей компетенции при осуществлении пожарного надзора на объектах обороны, безопасности и объектах специального назначения пользуются правами, указанными в пункте 9(1) настоящего Положения, а также имеют право:

а) назначать проведение проверок и проводить проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти на объектах обороны, безопасности и объектах специального назначения;

б) рассматривать, принимать решение о согласовании или о необходимости доработки специальных технических условий для объектов защиты, являющихся подведомственными объектами и иными объектами специального назначения, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности;

в) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.»;

ж) В подпункте «а» пункта 10 после слов «исполнительной власти» дополнить словами «(за исключением территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации)»;

з) В подпункте «г» пункта 12 слова «объектами обороны и иными объектами специального назначения» заменить словами «объектами обороны, безопасности и объектами специального назначения»;

и) Подпункт «в» пункта 15 слова изложить в следующей редакции:

«в) согласовывать положения о ведомственной пожарной охране, содержащие порядок осуществления ведомственного пожарного надзора на объектах защиты, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации;»;

к) Абзац первый пункта 21 изложить в следующей редакции:

«Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в год;

для категории высокого риска – один раз в 2 года;

для категории значительного риска – один раз в 3 года;

для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 5 лет;

для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет;».

л) В подпункте «а» пункта 22 слова «высокого риска» заменить словами «чрезвычайно высокого и высокого риска»;

м) В подпункте «в» пункта 22 слова «высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого риска» заменить словами «чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого риска»;

н) Дополнить пункт 22 подпунктами «г» и «д» следующего содержания:

«г) решением главного государственного инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору (его заместителя) – при отнесении к категории чрезвычайно высокого и высокого риска;

д) решением государственного инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору, в рамках своей компетенции – при отнесении к иным категориям риска.»;

о) В пункте 26 слова «высокого и значительного рисков» заменить словами «чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска»;

п) Дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральным законом «О пожарной безопасности».

Для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении федерального государственного пожарного надзора используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.»;

3. В приложении к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. В соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований объекты защиты относятся к следующим категориям риска:

а) к категории чрезвычайно высокого риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, на которых осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования;

объекты, на которых осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования;

объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей на время каникул;

объекты, на которых осуществляется предоставление социальных услуг с обеспечением проживания;

б) к категории высокого риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, на которых осуществляется оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф3.4;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного и умеренного риска) и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям А, Б и В;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, с возможным пребыванием на них более 200 человек одновременно;

объекты военной инфраструктуры, безопасности и объекты специального назначения с основным предназначением по оказанию стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи, на которых осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации;

в) к категории значительного риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

объекты, включенные в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф1.1 (кроме объектов, относящихся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска), Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф4.1 (кроме объектов, относящихся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска) и Ф4.2;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1, в которых располагаются опасные производственные объекты I, II, и III классов опасности;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся складскими зданиями государственного материального резерва, зданиями книгохранилищ и архивов федерального значения, зданиями таможенных терминалов;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.2, Ф3.3, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них более 200 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой 28 метров и более;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф3.1, с возможным пребыванием на них от 50 до 200 человек одновременно;

садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества, имеющие общую границу с лесными участками;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф3.7;

объекты военной инфраструктуры, безопасности и объекты специального назначения, на которых осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации;

г) к категории среднего риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой 28 метров и более;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.2, Ф3.3, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них от 50 до 200 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой от 15 до 28 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф5.1 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям А, Б и В;

наружные установки, относящиеся к категориям АН и БН по взрывопожарной и пожарной опасности;

д) к категории умеренного риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них менее 50 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой до 15 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой до 28 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф2.3, Ф2.4 и Ф4.4;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска и плоскостных стоянок для автомобилей) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.3 и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

наружные установки категорий ВН, ГН и ДН по взрывопожарной и пожарной опасности;

садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска);

е) к категории низкого риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.4;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся плоскостными стоянками для автомобилей;

временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки;

иные объекты защиты.»;

б) абзац первый подпункта «а» пункта 3 изложить в следующей редакции:

«а) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований к категориям высокого (кроме объектов, на которых осуществляется стационарная и санаторно-курортная медицинская помощь и объектов, относящихся по функциональной пожарной опасности к классу Ф3.4), значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска соответственно при соблюдении одного из следующих условий:»;

в) подпункт «а» пункта 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«регистрация декларации пожарной безопасности для объектов защиты с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2);»;

г) подпункт «б» пункта 3 изложить в следующей редакции:

«б) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категориям высокого (кроме объектов, на которых осуществляется стационарная и санаторно-курортная медицинская помощь и объектов, относящихся по функциональной пожарной опасности к классу Ф3.4) и значительного риска, подлежат отнесению к категориям значительного и среднего риска в случае отсутствия на объекте защиты пожаров за последние 5 лет;»;

д) абзац первый подпункта «в» пункта 3 изложить в следующей редакции:

«в) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории значительного, среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории высокого, значительного, среднего и умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих условий:»;

е) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Повторное отнесение объекта защиты к более высокой либо низкой категории риска в соответствии с критериями вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на используемых ими объектах защиты обязательных требований указанных в пункте 3 не допускается.

При одновременном соблюдении условий указанных в подпунктах а) и в) пункта 3 присвоенная объекту защиты категория риска не меняется.»;

ж) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. При наличии критериев, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высоким категориям риска.».


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290»

 

Проект постановления Правительства Российской Федерации ‎«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290» (далее – проект постановления) разработан в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. № 2, а также в рамках исполнения пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 28 марта 2018 г. № ДМ-П4-1776дсп.

Проектом постановления вносятся изменения, направленные на обустройство реализации государственной функции, связанной с осуществлением федерального государственного пожарного надзора федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Изменения по корректировке модели риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора (далее – ФГПН) подготовлены в целях дальнейшей концентрации усилий органов государственного пожарного надзора (далее – ГПН) в отношении объектов защиты, характеризующихся повышенными рисками.

Положения проекта постановления сформированы на основе научных исследований, полученных в рамках выполнения в 2017 году комплексной научно-исследовательской работы, выполненной федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» ‎и включающих предложения на основе проведенных:

анализа законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление ФГПН;

анализа практики применения модели риск-ориентированного подхода в деятельности органов ГПН;

анализа статистической информации о причиненном ущербе охраняемым законом ценностям, содержащейся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный банк данных «Пожары».

Изменения направлены на снижение социально-экономических показателей обстановки с пожарами в Российской Федерации, оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении ФГПН, повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности органов ГПН и дальнейшее совершенствование модели риск-ориентированного подхода.

Проектом постановления предусматривается введение в риск-ориентированную модель, используемую при осуществлении ФГПН категории «чрезвычайно высокий риск», увеличив количество категорий риска, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – постановление Правительства № 290) до шести и приведя риск-ориентированную модель к базовой модели определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 31.03.2017 № 19(3).

При этом часть объектов защиты, на которых осуществляются виды деятельности в вышеуказанных областях, переводятся из категории высокого риска в категорию чрезвычайно высокого риска, с периодичностью проведения плановых проверок, соответствующей периодичности, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944.

Таким образом, изменения позволят реализовать подход, заложенный в базовой модели риск-ориентированного подхода, и устранят нормативно-правовую коллизию, связанную с установлением нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, различной периодичности проведения плановых проверок в отношении одних и тех же объектов защиты.

Проведенный анализ материального ущерба от пожаров в Российской Федерации (за период с 2012 г. по 2017 г.), содержащихся в ФГИС «ФБД «Пожары», позволил оценить распределение долей прямого материального ущерба, приходящихся на пожары в зданиях различного функционального назначения.

Так наибольшие доли прямого материального ущерба от общего числа пожаров приходятся на здания и сооружения жилого сектора (29,67%), складские объекты (18,99%), торговые здания (сооружения) и рынки (12,52%).

Число пожаров на данных объектах в Российской Федерации составляет:

для зданий и сооружений жилого сектора – 499 683 (68,98%);

для складских зданий и сооружений – 6934 (0,96%);

для торговых зданий (сооружений) и рынков – 17936 (2,48%).

При этом, максимальные доли прямого материального ущерба от пожаров с крупным материальным ущербом по Российской Федерации за 2012-2017 гг. приходятся на складские объекты (37,84%) и торговые здания (18,01%).

Кроме того, особенностью зданий организаций торговли является массовое пребывание людей, а также наличие помещений (групп помещений) иного функционального назначения, характеризуемых более высоким уровнем пожарной опасности, что определяет степень сложности системы обеспечения пожарной безопасности.

Данные факторы свидетельствуют о необходимости более регулярного контроля за противопожарным состоянием рассматриваемых объектов защиты, а также принятия дополнительных мер пожарной безопасности, как со стороны их владельцев (правообладателей), так и со стороны надзорных органов.

Принимая во внимание высокий уровень пожарной опасности и значительные материальные последствия от пожаров объектов защиты складского назначения класса функциональной пожарной опасности Ф5.2 (категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности) и зданий организаций торговли Ф3.1 (с возможным пребыванием в них от 50 до 200 и более 200 человек одновременно), проектом постановления предусматривается перевод указанных объектов защиты в более высокую категорию риска.

В настоящее время строительство зданий повышенной этажности, в том числе многоквартирных жилых домов (Ф1.3) высотой 28 м и более является одним из приоритетных направлений в градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации.

В целях увеличения энергоэффективности зданий, при их строительстве или реконструкции применяются наружные системы теплоизоляции фасадов (навесные фасадные системы с воздушным зазором или вентилируемые фасады). Здания с указанными системами являются сложными строительными сооружениями с повышенной степенью потенциальной пожарной опасности и возможными значительными материальными последствиями от пожаров. Пожарная опасность для людей, находящихся в зданиях повышенной этажности, усиливается тем, что в отличие от малоэтажных домов сильно затрудняется их эвакуация.

Другим, немаловажным фактором, связанным с высокими рисками возникновения значительных социальных и материальных последствий от пожаров в жилых зданиях повышенной этажности является сложность их тушения, обусловленная проблемами в подаче необходимых средств тушения и организации доступа пожарно-спасательных подразделений. Основными причинами трагических последствий при пожарах в зданиях повышенной этажности являются блокирование путей эвакуации продуктами горения и огнем.

Яркими примерами пожаров в таких зданиях являются: пожар в жилом 25-этажномом доме г. Красноярска (2014 г.), пожар в 41-этажном здании «Грозный-Сити» (2013 г.), пожар в 12-этажном жилом доме г. Грозный ‎(2018 г.).

В этой связи проектом постановления предусматривается перевести многоквартирные жилые дома Ф1.3 высотой 28 м. и более в более высокую категорию риска в целях организации и осуществления регулярного контроля за их системой обеспечения пожарной безопасности.

Также проектом постановления предлагается повысить категорию риска садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, имеющих общую границу с лесным массивом.

Указанное изменение обусловлено высоким количеством числа пожаров 47 335 (6,53% от общего количества пожаров) и значительным количеством людей, погибших при пожарах 2 987 (6,39% от общего числа погибших при пожарах) на данных объектах защиты за последние 5 лет.

Кроме того, данные объекты характеризуются высокой потенциальной пожарной опасностью в связи со значительной плотностью застройки и преобладанием зданий (сооружений) IV и (или) V степени огнестойкости,
‎а также возможностью перехода природных пожаров на территорию садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан со стороны лесных массивов.

Приведенные выше изменения обусловлены необходимостью снижения тяжести потенциальных негативных последствий (гибель людей, травмы, значительный материальный ущерб) при возможном несоблюдении подконтрольными субъектами обязательных требований, а также необходимостью обеспечения достижения ряда целевых показателей, установленных Государственной программой Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 300 и Паспортом реализации проекта «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Проектом постановления учтены изменения, внесенные 2017 году в Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), в части включения дополнительного класса функциональной пожарной опасности Ф3.7 – объекты религиозного назначения.

Указанные объекты отнесены к категории значительного риска с учетом имеющегося высокого риска тяжести потенциальных негативных последствий в случае несоблюдения установленных требований, одновременного пребывания значительного количества людей, применения открытого огня в ходе проведении религиозных обрядов, наличия повышенной пожарной нагрузки (внутренняя отделка залов (помещений), наличия религиозной атрибутики и символики, выполненных из горючих материалов), а также включения их значительного количества в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Вносимыми изменениями при осуществлении федерального государственного пожарного надзора устанавливается требование об использовании индикаторов риска нарушений обязательных требований при проведении внеплановых проверок.

В рамках совершенствования применения «динамической модели» риск-ориентированного подхода проектом постановления предусмотрено включение в перечень условий, выполнение которых позволяет снижать для объекта защиты установленную категорию риска на одну ступень – наличие декларации пожарной безопасности, составленной в отношении такого объекта защиты в соответствии с частью 2 статьи 64 Технического регламента и зарегистрированной в установленном порядке.

Данные изменения распространяются на объекты защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2).

Предлагаемые проектом постановления изменения позволят совершенствовать применение «динамической модели» риск-ориентированного подхода, снизят издержки, как надзорных органов, так и подконтрольных субъектов, в том числе при реализации комплекса мер по обеспечению пожарной безопасности.

Также проектом постановления определено, что повторное повышение либо понижение присвоенной объекту защиты категории риска с учетом выполнения условий указанных в пункте 3 Критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска не допускается.

Целью данного изменения является более гибкое применение «динамической модели» риск-ориентированного подхода, и реализация возможности в большей мере влиять на обстановку с пожарами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: