Преподаватель: к.соц.н. Целютина Татьяна Владимировна




Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента»

Курс специальность «Управление персоналом»

Преподаватель: к.соц.н. Целютина Татьяна Владимировна

 

1. Общие понятия о менеджменте[1]. Его место в общей теории управления. Объект и предмет менеджмента как науки об управлении.

2. Сущность основных подходов к управлению[2]. Школы в истории менеджмента[3].

3. Управление социально-экономическими системами (организациями). Принципы менеджмента.

4. Задачи менеджмента и задачи управления. Цели управления предприятием.

5. Предпринимательство и менеджмент. Руководитель и менеджер.

6. Содержание функций менеджмента.

7. Понятие о стратегии и тактике развития организации. Стратегическая управленческая деятельность.

8. Планирование в системе менеджмента. Стратегические и тактические планы [4].

9. Принципы планирования. Содержание и задачи внутрифирменного планирования.

10. Организационные отношения в системе менеджмента[5]. Содержание функции организации.

11. Формы организации системы менеджмента[6]. Классификация и виды организационных структур управления*.

12. Различные типы полномочий. Делегирование полномочий.

13. Мотивация деятельности в менеджменте[7]. Содержательный и процессный подходы к мотивации.

14. Регулирование и контроль в системе менеджмента*. Контроллинг[8].

15. Характеристика методов менеджмента.

16. Организация как открытая система. Признаки и законы организации.

17. Виды организаций и способы их создания.

18. Инфраструктура менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации*.

19. Социальная ответственность бизнеса и социальная ответственность менеджеров. Этика делового общения[9].

20. Коммуникации и управленческая информация[10]. Коммуникационный процесс.

21. Основные виды управленческой информации, приемы и способы ее отправки. Значение информации в деятельности современного менеджера[11].

22. Понятие и виды управленческих структур.

23. Преимущества и недостатки дивизиональных организационных структур.

24. Преимущества и недостатки линейно-функциональных организационных структур.

25. Преимущества и недостатки матричных и проектных организационных структур.

26. Власть и влияние в организации.

27. Лидерство и стиль руководства§

28. Распределение власти, полномочий и ответственности.

29. Формирование и развитие трудового коллектива. Численность персонала и его структура.

30. Определение власти, руководства и личного влияния в менеджменте.

31. Понятие конфликта в менеджменте. Стратегии управления конфликтом.

32. Место и роль интеграционных процессов в менеджменте.

33. Методология организации разработки управленческих решений.

34. Оценка эффективности решений. Риск в управленческих решениях.

35. Кадровый потенциал предприятия. НОТ.

36. Взаимодействие менеджмента и организационной (корпоративной) культуры.

37. Понятие эффективности менеджмента и ее характеристики.

38. Менеджеры и классификационные требования к ним в различных системах управления.

39. Самоменеджмент. Современные требования к профессиональной компетенции менеджеров.

40. История развития менеджмента в России. Российская модель менеджмента.

 


[1] См.: Веснин В.Р.; Виханский О.С., Наумов А.И.; Мескон М.Х.: учебники по Основам менеджмента.

[2] Таблица; знать 15 подходов: прежде всего рационалистический, процессный, рациональной бюрократии, системный (концепция управления «7-S»), ситуационный, школа человеческих отношений.

[3] См.:Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством.- М., 1991; Корицкий Э.Б. и др. Советская управленческая мысль 20-х гг.- М., 1990.

[4] См.: Основы менеджмента/Л.В. Плахова, Т.М. Анурина и др., М., 2007; Основы теории управления/Под ред. В.Н. Парахиной и др. – М., 2003.

[5] См.: Основы менеджмента/Л.В. Плахова, Т.М. Анурина и др., М., 2007. Раскрыть определения «организационный процесс», «делегирование», «централизация/децентрализация управления».

[6] См.: Основы менеджмента/Л.В. Плахова, Т.М. Анурина и др., М., 2007.

* Раскрыть понятия: «организационная структура управления», «структура», «структура организации», «ступень управления», «звено управления», «горизонтальные, вертикальные, линейные, функциональные связи», «аппарат управления», «производственная структура предприятия», «подразделения», «отделения», «производственные блоки подразделений». Характерные особенности структур (простая структура, машинная бюрократия и др.). Основные типы «жестких» и адаптивных организационных структур.

[7] См.: Основы менеджмента/Л.В. Плахова, Т.М. Анурина и др., М., 2007.

* Определения «контроль», «контроллинг». Самостоятельно выделить приоритетные задачи контроллинга присущие российскому менеджменту.

[8] См.: Основы менеджмента/Л.В. Плахова, Т.М. Анурина и др., М., 2007.

* Знать подходы отечественных и европейских управленцев (Д. Бодди и Р. Пэйтон) к формированию внутренней среды организации, где в качестве основных переменных так называемой интегральной модели организации были выделены: цели, бизнес-процессы, технология, персонал, власть, структура (способ разделения и координации труда в организации), организационная культура) или любой другой подход европейских ученых.

[9] См.: Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М., 2001; Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992; Глухов В.В. Менеджмент. СПб, 2008 (Глава VIII. Самоменеджмент).

[10]Структура ответа: Понятие коммуникации в управлении. Раскрыть понятия «коммуникация», «информация», «организационные коммуникации», «межличностные коммуникации». Основные принципы и функции организационных коммуникаций. Раскрыть модель коммуникационного процесса (основные этапы, стадии и участники). Понятия: «коммуникационный процесс», «коммуникация как действие», «коммуникация как взаимодействие», «коммуникация как собственно процесс», «коммуникационная сеть», «коммуникационный стиль», «личностные барьеры», «физические барьеры», «семантические барьеры».

[11]Структура ответа: определение «вид управленческой информации»; перечислить способы сбора, обработки, передачи и получения информации используемые Вами «на своем предприятии». Выделить возможные причины и преграды неэффективной коммуникации. Функции информационной системы управления (от сбора информации – до контроля). Причины возникновения и распространения дезинформации и слухов и меры по их нейтрализации.

§ Алгоритм ответа должен включать так же ответ на вопрос – Стиль руководства в процессе принятия решений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: