Практическая работа
Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект;
Цель работы
1.1 закрепить теоретические знания о значении философии в жизни и развитии человеческого общества;
1.2 научиться сравнивать, выделять общие черты и различия, выделять главное и особенное;
Теоретическое обоснование.
Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии — неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается.
Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается, как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства и обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:
§ в проблеме мира и его познания;
§ в проблеме взаимодействия человека и природы;
§ в проблеме смысла жизни человека и др.
В философии Древнего Китая и Древней Индии рассматривали проблемы:
§ прекрасного и безобразного;
§ добра и зла;
§ справедливости и несправедливости;
§ дружбы, товарищества;
§ любви и ненависти;
§ счастья, наслаждения и страдания.
Философские взгляды, теории, идеи, системы Древнего Китая и Древней Индии являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектическими (соединениями двух предыдущих типов мировоззрений).
Идеализм представлен в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм — это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.
Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является «И цзин» («Книга перемен »). В название этого источника вложен глубокий смысл, суть которого — это попытка отразить процессы, происходящие в природе, включая ее небесную сферу с естественной системой звезд. Небесная природа (мир), вместе с Солнцем и Луной, в процессе своих ежесуточных орбит, то поднимаясь, то опускаясь, творит все многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира. Строго говоря, «Книга перемен » — это еще не философское произведение, а своеобразная литературно-поэтическая лаборатория, в которой осуществляется переход от до философских и в какой-то степени мифологических представлений к собственно философскому мышлению, а коллективистское родовое сознание перерастает в личностные философские взгляды мудрых людей.
Виднейшими философами Древнего Китая, во многом определившими ее проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лао цзы (вторая половина VI — первая половина V вв. до н.э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551 — 479 гг. до н. э.).
Основными понятиями конфуцианства, составляющими фундамент этого учения, являются «жэнь» (человеколюбие, гуманность) и «ли». «Жэнь» выступает и как фундамент этико-политического учения и как его конечная цель. Основной принцип «жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». Средством обретения «жэнь» является практическое воплощение «ли». Критерием применимости и приемлемости «ли» выступает «и» (долг, справедливость). «Ли» (почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент) включает в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, а также отношения внутри общества — между отдельными людьми и различными социальными группами.
Порядок выполнения работы
· изучить теоретический материал по теме;
· получить вариант задания;
· выполнить задание;
· оформить отчёт о работе.
Варианты заданий
Задание №1. Составить сравнительную характеристику в виде таблицы древнеиндийской и древнекитайской философии.
Выполняя следующие указания:
1) прочитайте текст методического пособия, материал 4-го занятия.
2) заполните графы таблицы.
При выполнении задания используйте материал учебной лекции по теме 1.2, материал учебника, философский словарь.
Предпосылки появления философии в Древнем Китае и Древней Индии.
Макет таблицы:
Философия Древнего Китая | Философия Древней Индии |
Философские направления | |
1. 2. | 1. 2. |
Мыслители | |
1. 2. | 1. 2. |
Философский интерес | |
1. 2. | 1. 2. |
Основные философские идеи | |
1. 2. | 1. 2. |
Основные ценности | |
1. 2. | 1. 2. |
Задание 2. Работа с текстом, используйте материал занятия №4
· прочитать задание принять участие в решении проблемно-познавательных задач:
· объединитесь в группу 4 чел, выберите один вариант, выскажите свою точку зрения, обсудите в чате с студентами четыре истины Будды и сделайте вывод.
Вариант 1. Будда. «Четыре благородные истины»
· «вся человеческая жизнь – это сплошное страдание »:
Вариант 2. Будда. «Четыре благородные истины»
· «причина страданий — стремление к удовольствиям»;
Вариант 3 Будда. «Четыре благородные истины»
§ «прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности»;
Вариант 4. Обсудите, какое философское открытие делает Будда в своей проповеди о четырех истинах, где содержится диагноз и рецепт болезни, поразившей бытие людей. И хотя этот диагноз и рецепт звучат незамысловато, но они заключают в себе глубокое философское открытие.