СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка д/с №8 «Золото петушок»




Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, отсутствие дворовой социализации негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе и личностной готовности ребёнка к школе.

Задачей нашего детского сада стала организация дружественного социума у дошкольников. Вся жизнь ребёнка в детском саду направлена на развитие личности и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Детей мы стараемся готовить к реальной жизни: помогаем формировать способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, развиваем социальные навыки, самостоятельность, познавательный интерес, умение делать выбор.

Для развития социальных навыков детей, сплочению коллектива, уменьшению конфликтов, получения жизненного опыта я использую в свой работе технологию «Развивающее общение».

Технологии«Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.

Конфликты – неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научим детей разрешать их, обуславливает стратегии поведения их и во взрослой жизни. Есть ли смысл обучать детей детсадовского возраста самостоятельному решению конфликтов или же на этом этапе развития достаточно вмешательства воспитателя или родителей? Следующие факты говорят в пользу обучения.

Во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника.

Во-вторых, когда дети осваивают технологию решения конфликтов, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь ведет к большей самостоятельности каждого отдельного ребенка, а значит, к развитию саморегуляции поведения.

В-третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом.

В-четвертых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищенности ребенка растёт.

Главное при овладении технологией «Развивающее общение»– соблюдать следующие принципы.

1. Принимать все чувства ребёнка.

2. Прояснять эти чувства для осознания их ребёнком.

3. Не принимать отдельные действия ребенка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых (например:«Я не могу позволить тебе так поступать, потому что у нас есть правило…»)

4. Говорить ребенку о своих чувствах, используя «Я-сообщение».

5. Вводить правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми. Постоянно в безличной форме к ним обращаться при решении конфликтных ситуаций. Например: «У нас есть правило: кто первый взял игрушку, тот в нее и играет, сколько он захочет.

6. Хвалить ребёнка за сделанную работу через её описание: «Домик получился красивый», «Какой порядок в кукольном домике!»

7. Не давать ребенку готовых рецептов, а говорить: «А как ты думаешь?..». 8. Постоянно поддерживать позитивную инициативу ребенка.

9. Стараться в любом режимном моменте предоставить ребёнку возможность выбора.

Для реализации дружественного социума в нашем детском саду создано игровое пространство, где ребёнок может не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, но и активно усваивать правила, нормы поведения обществ, иными словами формироваться как социально-компетентная личность.

Для формирования доброжелательности по отношению к сверстникам создан специальный уголок дружбы. В нём я поместила различные дидактические игры, которые формируют у детей положительное отношение к себе и к окружающим, развивают коммуникативные навыки: детские книги, которые помогают детям размышлять над нравственной сутью поступков.

В уголке имеется кукла-мирилка, с помощью которой дети могут выходить из неприятных ситуаций, находить пути решения конфликтов.

 

Имеется методическое пособие «Моё настроение». Приходя в детский сад, дети рассказывают о своём настроении. Прикрепляют свою прищепку к цветному кругу. Красный круг означает плохое настроение, грусть, печаль. Желтый круг – спокойное настроение без эмоций, зелёный круг – радостное, весёлое настроение.

 

С помощью пособия «Календарь эмоций» знакомлю детей с эмоциями человека, а также развиваем умения адекватно их выражать.

 

Для агрессивных детей имеется Стаканчик для гнева. Ребёнок весь свой гнев пускает в стаканчик и закрывает его.

Для уменьшения конфликтов между детьми были введены правила поведения в группе. Я поставила цель: сформировать у воспитанников представление о том, что он – член единого коллектива, в котором учитывается мнение каждого. Мы с детьми сами обсуждали и принимали правила группы.

ü правило не обижать друг друга,

ü не бросать друг в друга песок, игрушки,

ü не вырывать игрушки из рук, а спрашивать разрешения.

ü не ломать игрушки;

ü не рвать книги.

ü не кричать и др.

Если в группе произошла какая-либо ситуация, связанная с нарушением правил, то сразу с детьми обсуждаю случившееся. Обращаю внимание инициатора нарушения на реакцию и чувства других детей. Предлагаю детям ввести правило и сделать его правилом недели, то есть время от времени напоминаю о нём детям.

Для размышления о своём поведении ребёнку – нарушителю предлагаю посидеть на диване и по истечении времени (не более 5 минут) прошу подойти и обсудить с ним то, что ребенок для себя решил. Размышление над способами самопомощи работает более эффективно, нежели обычное наказание (угрозы, жалобы родителям и т.п.). Время для размышлений и задача самостоятельно придумать способы самопомощи не унижает достоинства ребенка и не освобождает его от ответственности.

Если конфликт произошёл из-за какого-то предмета, этот предмет на время поиска решения изымаю и кладу на видное место, сказав, что верну его сразу же, как только дети договорятся между собой.

 

Маленькие дети испытывают много негативных эмоций в течение дня, я стараюсь не игнорировать, не отвергать чувства детей, занимаясь нравоучением, а пытаюсь выслушать и принять чувства ребёнка: «Кажется, тебе действительно больно» или «Да, это должно быть болезненно…».

 

Считаю, что для развития социального навыка детей является сюжетно-ролевая игра.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

 

В нашем детском саду особое внимание уделяется театрализованной деятельности детей.

Самостоятельное разыгрывание различных ролей позволяет воспитанникам формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Для сплочения коллектива детей применяю всевозможные хороводные игры. Хороводные игры - верный помощник в организации детей. В группе царит мир и спокойствие. В этих играх дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется. Наши воспитанники очень любят хороводные игры, которые вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.

Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Мы с детьми занимаемся коллекционированием. Это коллекции пуговиц, открыток, фантиков, камушек, собранные с помощью воспитателей, детей и родителей. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам. Например, перед Новогодним праздником, Днем защитника Отечества, Международным женским праздником дети, родители, воспитатели собирают поздравительные открытки, рассматривают их, беседуют о предстоящих праздниках, о подарках и сюрпризах на праздник.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, а также сплачивает детский коллектив, учит работать в паре, в небольшой группе детей.

Для развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости я использую дидактические игры: «Комплименты», «Назови ласково». «Подарок», «Хорошие и плохие поступки» и др. Играя, ребенок усваивает нормы и правила поведения, у него формируется доброжелательное отношение к сверстникам.

Для развития социальных навыков, готовности к совместной деятельности а, предупреждения конфликтов нами был разработан проект «Давай дружить», «Наши добрые дела».

В результате использования современной технологии развивающего общения и грамотно организованной предметно-развивающей средыулучшилась эмоциональная атмосфера в группе: исчезли слезы и крик, реже возникали ссоры, дети стали более доброжелательными друг к другу, стали легко вступать в игровые контакты, увеличилась сплоченность коллектива.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: