Тема 8. Отечественная педагогика в XX в.




Курс ППО ПИСП, ЗФО

 

Практическое занятие №1.

Тема 1. Зарождение педагогической мысли в Древнем мире

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы воспитания в философских учениях Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).

2. Римские философы и педагоги о воспитании и образовании (Сенека, Цицерон, Плутарх, Квинтилиан).

 

Тема 2. Педагогическая мысль средневекового Востока.

Вопросы для обсуждения:

1. Отражение господствующей религиозной идеологии и мировоззрения (индуизм, буддизм, ислам) в содержании образования и методах преподавания школ средневекового Востока.

2. Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах ученых-энциклопедистов Аль-Фараби (880–950гг.), Аль-Бируни (973–1048гг.), Ибн-Сины (980– 1037гг.), Омара Хайяма (1048–1131гг.) и др.

Практические занятия №2-3

Тема 3. Развитие теоретических основ образования зарубежными педагогами XVII –XVIII вв.

Вопросы для обсуждения:

1.Цель воспитания и основополагающие принципы согласно педагогической теории Я.А. Коменского.

2.«Великая дидактика» Я.А. Коменского.

3.Возрастная периодизация развития детей и система школ по Я.А. Коменскому. Содержание образования и методы обучения. Классно-урочная система.

4.Нравственное воспитание и дисциплина в школе.

5.Требования к учителю.

6.Значение теории Я.А. Коменского для последующего развития педагогики и школы (XVII – XX вв.).

7.Педагогический роман Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или о воспитании». Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждом из возрастных периодов.

8.Роль труда в воспитании и жизни человека.

9.Проблема семейного и общественного воспитания. Внутренние противоречия педагогических взглядов Ж.-Ж.Руссо.

10. Влияние педагогических идей Ж.-Ж.Руссо на развитие концепций свободного воспитания.

 

Тема 4. Педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.)

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега. Разработка им проблем развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю и его подготовке. Влияние идей А. Дистервега на дальнейшее развитие педагогики.

2. Педагогические идеи Г.Спенсера.

3. Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.)

4. Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.

Тема 5. Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX - начала XX вв.

Вопросы для обсуждения:

1.Исторические, социокультурные и научные предпосылки реформаторской педагогики.

2.Основные течения реформаторской педагогики конца XIX - начала ХХ вв. в Западной Европе и США: трудовая школа и гражданское воспитание (Г. Кершенштейнер), экспериментальная педагогика (В.А. Лай, Э. Мейман), прагматическая педагогика в США (Д. Дьюи) и их последователи. Теория свободного воспитания (М. Монтессори). Вальдорфская педагогика. 3.Влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и др.).

Тема 6. Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в ХХ – начале ХХI вв.

Вопросы для обсуждения:

1.Демократизация, гуманизация, дифференциация образования.

2.Реорганизация школьных систем, пересмотр школьных программ, форм и методов обучения.

3.Поиски новых подходов к обучению: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д.

4.Развитие школы и просвещения в крупнейших странах Восточной Азии (Индия, Китай, Япония).

5.Общие тенденции развития мировой педагогической науки и практики воспитания к началу XXI в.

 

Практическое занятие №4-5.

 

Тема 7. Педагогическая мысль в России во второй половине XIX в.

Вопросы для обсуждения:

1. Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в., его содержание, основные формы и течения.

2. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Идея народности воспитания как основа педагогической системы К.Д. Ушинского. Разработка К.Д. Ушинским вопросов дидактики. Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Учебные книги К.Д. Ушинского. Требования педагога к учителю. К.Д. Ушинский и современность.

3. Идея «свободного воспитания» Л.Н. Толстого и ее реализация в практике работы Яснополянской школы. Л.Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Учебные книги Л.Н. Толстого для народной школы.

 

Тема 8. Отечественная педагогика в XX в.

Вопросы для обсуждения:

1. С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики. «Трудовая школа» П.П. Блонского.

2. Практическая и теоретическая педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Детский коллектив как инструмент воспитания и развития личности. Влияние трудового воспитания на формирование личности. Воспитание в семье.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: