Реформация в Нидерландах




Реформация и контрреформация

Реформация (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Начало - выступление Мартина Лютера:

31 октября 1517 года он прибил к дверям Виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.

 

Конец – подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

 

Причина - борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь.

 

Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.

 

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли(цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Комплекс мер, предпринятый католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

 

Предпосылки:

- В XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса – буржуазии.

Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология.Новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильная буржуазия не желала тратить деньги на пышность церковных служб и постройку величественных зданий, деньги ей были нужны для приумножения капитала. Так же её не устраивала система исповеди. (кому хочется говорить где наворовал? XD))

 

- Идеи гуманизма.

- Влияние Исламского мира, возрождающейся античной философии. Обращение к древнехристианским рукописям =>ереси.

 

Предтечи Реформации:

Джон Виклиф (профессор Оксфордского университета)

- не Папа, а Христос глава церкви

- секуляризация всех монастырское-церковных земель

- жить по Новому завету

- перевёл Библию на англяз к 1382 году

- Христос только духовно с нами. (против евхаристии)

ð Крестьянскому восстанию 1381 года.

ð Студенты (как обычно T_T) из Чехии, обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса(читал его в Парижском унив.)

 

ЯнГус (Декан парижского универа, пастер) Чехия.

- предлагалреформуцеркви в Чехии, сходную с той, которуюпровозглашалВиклиф.

 

Стремясьпресечьнародноенедовольство, император Сигизмунд I и папаримский Мартин V инициировалицерковныйсобор в Констанце, накоторомЯнГус и егосподвижникИеронимПражскийбылипровозглашеныеретиками и сожженынакостре. Еретикомпровозглашался и ДжонВиклиф.

 

 

Реформация в Германии

Мартин Лютер:

- 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». Никто особо не обратил внимания.

- На Лейпцигском диспуте выразил поддержку Яну Гусу и недоверие к церковному собору, его осудившему. (прокляли и отлучили)

- 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды

- Император Сигизмунд дал Лютеру 2 дня на «подумать». Ответил:«На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». На нет и суда нет – объявили вне закона на территории СРИ. «Вормсский эдикт»

 

ð выступлениеЛютеранаВормсскомрейхстагевсколыхнулоширокиенародныемассы, которыеисходяизсвоихсословныхинтересовпо-разномутрактовалиучениеЛютера.

ð В Виттберге развернулось «телесное восстание» (отмена обетов/против месс/отмена монашества/погром церквей/грабёж). И хотя Лютер призвал к «духовному мятежу» его походу никто не услышал.

ð В 1523 году часть рыцарей, недовольная своим положением в империи подняли восстание, объявив себя продолжателями дела Реформации (XD)

 

 

Томаса Мюнцера (1490— 1525) (вождьнародной революции). Он отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его.

- установление такой «божьей власти» на земле, которая принесла бы социальное равенство.(уравнительного коммунизм)

- Христос не является исторической личностью(воплощается в вере)

- Церковь земная не нужна.

- Утопический коммунизм

 

Лютера. Лютер и Мюнцер выражали различные классовые интересы, один — бюргеров р князей, другой — крестьянских и плебейских масс.

После поражения крестьянских масс и смерти Мюнцера тенденция мистического пантеизма продолжалась в еретических сектах,,в радикальных народных выступлениях (например, в попытке анабаптистов создать уравнительный коммунистический порядок в Мюнстере в 1534—1535 гг.).

ЯкобБёме (1575—1624). Он происходил из бедной крестьянской семьи в Саксонии, был сапожником.

Воспитан в лютеранстве, источником его философствования было Священное писание (переведенное Лютером на немецкий язык). Он читал очень много, был знаком с религиозной, в частности мистической, философской и научной литературой, знал труды Т. Бомбаста из Гогенгейма (Парацельса), философа такого же типа, как и он сам.

Философия Бёме отличается от главного направления философского и научного мышления тоговремени.Терминология, которой пользуется Бёме, говорит скорее о его связи с алхимией и астрологией. Язык его образный, метафорический; космические процессы он приближает антропоморфическим образом.

Из его работ наиболее интересны «Аврора, или Утренняя заря в восхождении», «О трех принципах» и «О тройственной жизни человека».

Людвиг Фейербах называет его «теософическим или религиозным натурфилософом». Бёме не интересует проблематика новейшего естествознания. Его тео-центризм исходит из специфических традиций немецкого мистического пантеизма и, в частности, из самоанализа духовного естества человека, ведущего к интуитивному созерцанию божества.

Мистицизм Бёме находит своих продолжателей в мистических течениях XVII—XVIII столетий, а его диалектика — в немецкой классической философии Шеллинга и Гегеля.

Реформация в Швейцарии.

УльрихЦвингли:

- опирался на Священное Писание и отвергал «Священное предание»

- Идеалом - раннехристианская церковь

- отвергал церковную иерархию, монашество, поклонение святым, безбрачие духовенства (ему-точто?)

- причастие- более рац. Характер. Евхаристия – символ.

Жан Кальвин

- учение о «всеобщем предопределении»

- причастие свято, но действует только для избранных

Идеи Кальвина получили широкое распространении и в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции.

 

Реформация в Шотландии

Сначала подавлялись идеи Лютера, но потом, чтобы избавиться от Франции, здесь поддержали протестантскую Англию.

Реформация в Нидерландах

Идеи Лютера не получили широкого распространения. С 1540 года здесь начал распространяться кальвинизм, так что к 1560 году большинство населения были реформатами. Именно кальвинизм стал идеологической основой разгоревшейся Нидерландской революции, которую помимо религиозного недовольства вызвала экономическая и национальная политика короля Филиппа II.

Реформация во Франции

Кальвинизм явился во Франции идеологическим знаменем (гугеноты/Варфоломеевская ночь) как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феодальной эксплуатации, так и оппозиции реакционно-сепаратистской феодальной аристократии крепнувшему королевскому абсолютизму; последний же для укрепления своей власти использовал во Франции не реформацию, а католицизм, утверждая в то же время независимость французской католической церкви от папского престола (королевское галликанство). Оппозиция различных слоёв абсолютизму вылилась в так называемые Религиозные войны, закончившиеся победой королевского абсолютизма и католицизма.

Реформация в Англии

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом, а также укрепить свою абсолютную власть. При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

Контрреформация

Начиная с 40-х годов XVI в. католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций; в Западной Европе начинается период контрреформации. Участники движения остро ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но главной была открытая борьба католицизма против протестантов. Передовым боевым отрядом католиков стал новый орден — «Общество Иисусово» (иезуиты), — основанный испанцем Игнатием из Лойолы в 1534 г. и утвержденный папой в 1540 г. Иезуиты составили ядро инквизиции, реорганизованной для борьбы с Реформацией. Инквизиция возникла как проявление и следствие кризиса церковной власти и идеологии: необходимо было церковную идеологию привести в соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными течениями эпохи. Тридентский собор (1545—1563)8, однако, уклонился от решения философских проблем и споров между школами, не желая нарушить внутреннее единство церкви. В этот период происходит новое оживление схоластической философии в форме томизма. Сначала это было в Италии, затем в Испании, первоначально главную роль играли доминиканцы, затем иезуиты. В XV и XVI вв. Фому Аквинского комментировал кардинал Кайетан (1469—1534), затем испанский доминиканец Франциск де Витториа (1480— 1546).

Наибольшее значение для попыток реставрации средневековой схоластики в эпоху Ренессанса имело учение испанского иезуита Франциска Суареса (1548—1617). Этот теолог и философ читал лекции в испанских и португальских университетах, а также в Риме по приглашению папы. Его главным произведением является «Метафизическая диспутация» (1597). Он пытался переработать метафизику Аристотеля и философско-теологическое учение Аквината в соответствии с потребностями времени. Суарес жил в эпоху оппозиции средневековой схоластике, но сам он был в сущности консервативным философом, схоластическим мыслителем томистского толка. Как и все схоласты, он считал важнейшим противопоставление конечного и бесконечного, сотворенного и несотворенного. Главной задачей философии, полагал Суарес, является доказательство того, что истинное бытие есть вечное божественное, а разумность конечного бытия заключается в том, что оно имеет своим источником бытие вечное, и что поэтому должна существовать первопричина и цель всего — бог.

В XVII и XVIII вв. схоластический аристотелизм сохранил свои позиции лишь в нескольких европейских университетах и иезуитских колледжах, однако в сущности он стоял уже вне главных направлений философского развития.

Контрреформация вариант 2

Реформация вызвала ответную реакционную политику со стороны Католической Церкви, которая получило название Контрреформации. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии,Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой. Франция оказалась государством, где государственной религией был католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.

Необходимо заметить, что контрреформация имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путём преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещённых книг, то внутренне это были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.

В 1536 году папа Павел III создал специальную комиссию, в состав которой пригласил членов общества «Часовня Божественной любви», которые составили отчёт, что в многих злоупотреблениях в Католической церкви были виновны папы и кардиналы, ставившие меркантильные интересы выше духовных. В 1545 году по инициативе Павла III был созван Тридентский собор, который должен был дать ответ на многие важные духовные вопросы современности. На соборе, который продолжался в течение понтификата нескольких пап, были приняты не только решения по догматическим вопросам, но и сформулированы декреты в связи с церковным злоупотреблениями.

Перед смертью Павел III покаялся в непотизме. Последующие папы, хотя и не проявляя последовательности, но так же боролись с этим явлением. Помимо этого папы вели борьбу за восстановление морального облика клира католической церкви. Так, Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии, при нём сотни монахов были отправлены опять в свои монастыри. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности.

Помимо этого, были учреждены монашеские ордена нового типа — театинцы, капуцины, урсулинки и иезуиты. Последние занялись активной пропагандой католицизма как в протестантских странах, так и на территориях, где до этого вообще не было христианских миссионеров. При вступлении в орден иезуит давал присягу не только генералу, но и самому папе. Во многом благодаря деятельности иезуитов удалось вернуть в состав Католической церкви Речь Посполиту.

Итоги Реформации

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством.

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: