Личность как субъект профессиональной деятельности.




Психология профессиональной деятельности работника культуры.

 

Личность как субъект профессиональной деятельности.

Одна из основных категорий изучаемой дисциплины – категория психологии личности.

Из-за множества вариантов и сценариев общения процесс общения в значительной степени имеет импровизационный, а результаты – вероятностный характер. Поскольку субъектом общения, выразителем личных, групповых, корпоративных интересов является личность, которая в значительно степени определяет рисунок общения и его результаты, целесообразно рассмотреть характеристику формирующих личность и определяющих ее поведение факторов и форм их проявления.

Каждый новорожденный человек – индивид. В процессе обучения и воспитания у него развиваются высшие психические функции. Индивид становится личностью. По мере развития у человека формируются черты (качества) личности. К ним относятся устойчивые свойства личности, определяющие характерное для нее поведение и мышление: доброта, порядочность, рассудительность и др. качества у каждого человека развиваются неравномерно, поэтому каждая личность неповторима и индивидуальна.

Индивидуальность – сочетание качеств личности, составляющих ее своеобразие, отличие от других личностей. По мнению академика Б.Г. Ананьева, каждый человек обладает яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности.

Личностью в психологии обозначают системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

В структуре личности выделяют три системообразующих фактора: биологический, психологический и социальный.

Социализация личности - это процесс и результат включения растущего человека в общество благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры.

Активность и направленность личности – качества личности, проявляющиеся в поведении, присущем живым существам во взаимодействии с окружающей средой, определяемых внешней и внутренней активностью.

Активность личности – способность к общественно значимой деятельности, проявляющаяся в творчестве, общении, волевых актах.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуаций и ориентирующих деятельность на общественно значимые результаты.

 

Будущему работнику социально – культурной сферы необходимо знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности личности в своей работе

Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида; продукт воздействия многих факторов внешней среды и проявления специфики человека, общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Большое значение имеет распознание мотивации деятельности. Понимание мотивов поведения – одна из основ эффективного общения, задействование мотивов – одна из основ эффективного управления личностью, коллективом, группой.

Набор всех параметров, описывающих личность, велик и разнообразен, так как разнообразны показатели этих параметров в каждом индивидуальном случаи.

 

Общение: сущность, содержание, виды, средства, уровни общения.

Понятие общения. На методологическом, теоретическом и эмпирическом уровне общение рассматривается не так давно, с 70-х годов XX века. В отечественной психологии различают три периода изучения общения:

· исследования В.М. Бехтерева (1857 – 1927), который впервые поднимает вопрос об общении как факторе психического развития человека, влиянии группы на индивида;

· до 70-х годов преобладает теоретико – философский подход, понятием «общения» пользуются при изучении социальной обусловленности, опосредованности человеческой психики, социализации личности. Например, у Л.С. Выготского общение рассматривается как фактор саморегуляции личности, С.Л. Рубинштейн пишет об опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми.

· в 70-е годы общение становится самостоятельной областью психологического исследования, изучается структура общения, специфика его характеристик. Таким образом осуществляется переход от понятий «в условиях общения» к собственно общению как психологическому феномену.

Общение- это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Отсюда три стороны общения:

· обмен информацией (коммуникативная),

· взаимодействие (интерактивная),

· восприятие друг друга (перцептивная).

Коммуникативная функция подразделяется на информационно – коммуникативную (передача информации), регуляционно – коммуникативную (влияние на собеседника), аффективно – коммуникативную (отражение барьеров в общении).

Общение - чрезвычайно широкое и емкое понятие, ибо это осознанная и неосознанная связь, передача и прием информации, она наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико: оно имеет много форм, видов.

Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет, как известно, давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю.

Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению:

· деятельный подход (общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека). Такое понимание общения основывается на следующих методологических положениях:

· а) признание неразрывности общественных, товарно – денежных и межличностных отношений, в качестве средства которых или средства взаимодействия выступают «…деньги и язык»

· б) единство общения и деятельности, предполагающее, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей»

· Представители данного подхода: Г.П. Щедровский, А.Н. Леонтьев, В.В. Рыжов, Г.И. Гусев, Б.Ф. Ломов и др.

· системно – коммуникативно – информационный подход исходит из понимания общения как системы психологических особенностей приема (восприятия) информации, характеристик коммуникатора и аудитории, условий, средств общения и т.д. коммуникационная цепь зависит от состояния взаимодействующих субъектов как систем. В этом случае взаимодействуют функционально согласуемые системы – психика коммуникатора и психика реципиента.

· Социально – психологический подход (Б.Д. Парыгин и др.) интерпретирует речевое общение с позиций общего взаимодействия людей, интеракционизма.

Уровневая структура общения также выявляет многосложность содержания общения:

1-ый уровень - коммуникация представляет прежде всего передачу и принятие информации, в том числе ее координирование и декодирование, назначение которых состоит в выравнивании различий, имеющихся в исходной информированности вступающих в контакт индивидов. Непосредственной связи с совместной деятельностью на этом уровне нет.

2-ой уровень - коммуникация непосредственно связана с совместной деятельностью по решению общей задачи, которая ведет к дифференциации функций не только в деятельности, но и в связанной с ней коммуникации, которая в этом случаи принимает характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность работы.

3-ий уровень - коммуникация направлена на стремление понять установки и взгляды другого, прислушиваться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются. Коммуникация здесь направлена на формирование общей оценки достигнутых результатов, вкладов отдельных участников, что неминуемо выявит разность ценностей участников общения.

Этапы общения:

· потребность в общении (необходимо сообщить информацию, повлиять на собеседника, побудить человека вступить в контакт с другими людьми);

· ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

· ориентировка в личности собеседника;

· планирование содержания своего общения (что он скажет, как скажет и т.д.);

· бессознательно (в деловом общении сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как будет себя вести и т.д.;

· восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

· корректировка направления, стиля, методов общения.

· Здесь проявляются следующие умения: «социальный ум», коммуникативная компетентность, коммуникабельность.

Коммуникативная компетентность - система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного общения.

Причинами не эффективной коммуникации могут быть:

· стереотипы – упрощенное мнение относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, проблем;

· предвзятое представление – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;

· негативные отношения между людьми – если отношение человека враждебно, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

· отсутствие интереса или внимания к собеседнику;

· пренебрежение фактами – привычка делать выводы, заключения при отсутствии достаточно достоверных фактов;

· ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность и т.д.;

· неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: открыто – закрытые, монологическое – диалогические, ролевые, личностное.

Виды общения. Теоретическая классификация видов общения может базироваться на следующих основаниях: характеристика субъектов общения, цели общения, предмет общения, отношения партнера во время общения, пространство общения, сочетание различных оснований.

М.С. Каган виды общения на основе характера субъекта общения: реального субъекта с реальным, реального с иллюзорным, реального с воображаемым (квазисубъектом).

Классифицируется общение и по уровням: материально – практический, практически – духовный, духовно – информационный.

Роль ситуации – как определяющая направленность. Восприятие, понимание действий.

Стиль общения.

· «контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски(вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.д.);

· «примитивное общение» - оценивание другого человека как нужный или меняющийся объект;

· формально ролевое общение – регламентированы и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

· деловое общение – учитывают особенности личности, характер, возраст, настроение, но интересы дела более значимы, чем возможные личные расхождения;

· духовное, межличностное общение - это дружеское общение, когда можно затронуть любую тему, и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет и по выражению лица;

· манипулятивное общение – извлечение выгоды из собеседника, используя разные приемы (лесть, угрозы, обман, демонстрации доброты и т.д.);

· светское общение – суть его в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных ситуациях.

Средства общения подразделяются на две группы: вербальные и невербальные. Вербальные – это устная и письменная речь, невербальная речь – это тактильно – мышечные средства, жесты, мимика, позы и т.д.

Все многообразие невербальных средств принято подразделять на три группы: фонационные (движение голоса), кинетические (движение тела) и проксемические (расположение в пространстве).

Мимика, жесты, пантомимика обычно носят общее название кинетические. Жест может быть выразительным в том случаи, если руки послушны мысли.

 

Организация пространства пространства общения играет немаловажную роль в успехе общения. Определенная отрасль психологического знания – проксемика, изучающая закономерности физического расположения участников общения по отношению друг к другу.

Выделяются возможные дистанции между собеседниками:

· интимная – 15 -45 см,

· личная – 45 -75,

· социальная – 75 – 100,

· публичная – 3,5 – 7,5 м.

 

При восприятии невербальных средств общения необходимо учитывать действие следующих факторов:

· национальная специфика;

· контекст общения (предъявленные средства общения, соответствие их друг с другом);

· состояние здоровья и эмоциональное состояние партнера;

· профессия партнера;

· статус партнера;

· возраст.

Деловое общение взаимодействие социальных и социально – экономических систем в процессе, на почве, по поводу, в сфере трудовой деятельности, производства продукции, работ, оказания услуг.

Знание базовых основ взаимодействия, к которым относятся знания или представления о взаимодействующих системах, и умение, используя эти знания, строить общение, позволяет значительно повысить вероятность получения ожидаемого результата в профессиональной деятельности.

«Содержание делового общения – социально – значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации» (Лавриенко В.Н.).

«Цель делового общения – организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности» (Гурней Б.)

В деловом общении, как в процессе, могут быть выделены следующие этапы (фазы):

1. Приветствия, обращение собеседников друг к другу.

2. Постановки вопроса, проблемы, просьбы, высказывания предложений одной стороной.

3. Активного слушания и обмена информацией.

4. Выдвижение идей, версий, гипотез, решение проблем.

 

 

5. Нахождение оптимального способа решения проблемы, задачи.

6. Принятие решения.

7. Завершение общения (пожелание взаимных успехов, высказывание о намерениях на будущее и т.д).

Всякое общение начинается с контакта. «Задача контактной фазы – побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений»

Качества наиболее важные для межличностного общения:

· эмпатия: умение видеть мир глазами других;

· доброжелательность;

· аутентичность – быть самим собой;

· конкретность;

· инициативность;

· непосредственность;

· открытость – искренность;

· принятие чувства;

· конфронтация – готовность пойти на компромисс;

· стремление к самопознанию.

Деловой стиль общения ориентирован на положительный результат. Основной вопрос делового стиля общения можно сформулировать так: позиции сторон определяются отношением к обсуждаемой проблеме или отношением к оппоненту.

 

Педагогическое общение.

Изначально общение является базовой категорией социальной психологии. С конца 60-х годов на стыке социальной и педагогической психологии появилось понятие «педагогическое общение», которое стало разрабатываться рядом отечественных ученых.

Содержанием труда преподавателя является содействие психическому развитию ученика, а главным «инструментом» выступает его психологическое взаимодействие с учеником, педагогическое общение. Общение, согласно А.Н. Леонтьву, составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества.

Взаимодействие педагога и ученика состоит в обмене между ними информацией познавательного и аффективно – оценочного характера. И передача этой информации происходит как с помощью вербальных средств, так и не вербальных. Таким образом осуществляется информационная функция педагогического общения.

 

 

Психологически грамотное восприятие педагогом ученика позволяет установить на этой основе взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Речь идет о социально – перцептивной функции общения.

Конгруэнтность – это полное соответствие того, что человек предлагает с помощью тона голоса, движение тела и головы, содержанию его слов, внутренним убеждениям; то, что человек говорит, находится в полной гармонии со всеми органами чувств, выражающими мысль. Фонетические особенности, лексический объем, грамматический и интонационный строй речи, жесты, мимика, пантомимика преподавателя открывают ученику его личностную сущность, что вызывает стабильное расположение и симпатию с их стороны. Не последнюю роль играет внешний вид.

Интерактивная функция педагогического общения и состоит в обмене образами, идеями, действиями.

Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчении, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции или создании социально значимого аффективного отношения.

К основным коммуникативным умениям преподавателя Леонтьев А. относит: управление своим поведением; наблюдательность, гибкая переключаемость внимания; «чтение по лицу»; самопрезентация; понимание учащегося, т.е. адекватное моделирование его личности, психического состояния по внешним признакам; речевое общение; установление речевого и неречевого контактов с учащимися.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: