Вопросы для подготовки к занятиям по теме
«Медицинский работник и медико-этические аспекты лечебно-профилактической помощи.»
1. Медико-этические особенности оказания основных видов медицинской помощи (скорая и неотложная, стационарная, реабилитационная, консультативная, профилактическая). Этические особенности деятельности организаторов здравоохранения, фармацевтов, провизоров и вспомогательного медицинского персонала.
2. Проблема врачебной ошибки. История вопроса. Классификация ошибок (диагностические, тактические, организационные, деонтологические и т.д.). Врачебная ошибка и несчастный случай. Соотношение этического и юридического аспектов. Причины возрастания в современной медицине претензий пациентов к врачам. Проблема возмещения нанесенного пациенту ущерба. Страхование врачебных ошибок. История понятия ятрогении и его современный смысл.
3. Человек и болезнь. Здоровье: стиль и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Врач и общество. Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи: обследования, постановки диагноза, назначения лечения, осуществления медицинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилитационных и профилактических назначений. Слово врача как лечебный фактор.
4. Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых в процессе врачевания и научного исследования. Моральный климат медицинского коллектива. Партнерство, "моральный дух команды" и личная ответственность. Забота о профессиональном авторитете, имидже профессии - моральный долг врача.
5. Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и принципы деловых отношений. Репутация врачей. Профессиональная автономия. Автономия врача или ученого и административная дисциплина. Проблема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке коллега: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность п наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного.
6. Кодекс сословной чести как обычай и как писаный свод правил. Суды чести (исторический аспект). Консилиум: прошлое и настоящее. Консилиум и врачебная тайна. Консилиум в условиях частной практики. Консилиум и риск ятрогений (полипрагмазия).
7. Моральные проблемы взаимоотношения с врачами-гомеопатами, отношение к целителям и другим представителям "альтернативной" медицины. Этические аспекты взаимоотношений врачей с медицинскими сестрами и другими специалистами в лечебно-профилактических учреждениях. Реформа сестринского дела в России. Современная философия сестринского дела.
8. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения. Этические комитеты в здравоохранении. История создания и основные направления деятельности. Исследовательские и больничные этические комитеты.
9. Этика ученых. Моральные аспекты взаимоотношения научного руководителя и его учеников. Этические аспекты соавторства.
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание №1. Подготовить сообщение
Темы
- История и специфика медицинской тайны.
- Правовой и этический аспекты тайны.
- Ответственность за разглашение медицинской тайны. Условия разглашения тайны без согласия пациента.
- Этические проблемы использования плацебо.
Задание №3.Составить конспект
Составить конспект используя ФЗ№323
Права и обязанности граждан
- Гл. 4 (Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья), ст. 18 (Право на охрану здоровья) – 21 с.
- Гл. 4 (Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья), ст. 19 (Право на медицинскую помощь) – 22 с.
- Гл. 4 (Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья), ст. 20 (Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства) – 23 с.
- Гл. 4 (Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья), ст. 21 (Выбор врача и медицинской организации) – 25 с.
- Гл. 4 (Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья), ст. 24 (Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья) – 27 с.
- Гл. 4 (Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья), ст. 27 (Обязанности граждан в сфере охраны здоровья) – 29 с.
- Гл. 6 (Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья), ст. 54 (Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья) – 47 с.
Задание №1. Подготовить CASE
Какой может быть врачебная тактика при встрече с такими «сложными типичными пациентами»:
1. | CASE | «Неприятные» пациенты- вызывающие раздражение и неприязнь у врача. |
2. | CASE | Истероидные личности, ипохондрики. Для пациента каждый визит к врачу - доказательство окружающим, что он серьезно болен и вынужден постоянно лечиться. |
3. | CASE | Медлительный пациент. |
4. | CASE | Обстоятельный и дотошный пациент. |
5. | CASE | Словоохотливый пациент, который особенно может раздражать врача при нехватке у него времени. |
6. | CASE | При повторных визитах пациент заявляет, что ему не становится легче, при этом, что бы врач ни делал, он видит на лице больного унылое выражение лица и слышит жалобы, хотя речь идет не о неизлечимом заболевании, а таком, которое обычно поддается терапии. |
7. | CASE | Капризный пациент, претендующий на особое внимание и отношение к себе, пытающиеся диктовать врачу методы обследования и лечения. |
8. | CASE | Пациент, у которого стремление избавиться от болезни любой ценой, становится сверхценной идеей, он ходят к разным врачам, увлекается нетрадиционными методамилечения (голодание, сыроедение, гомеопатия, йога, уринотерапия и т.п.). |
9. | CASE | Озлобленный, грубый, агрессивный пациент. |
10. | CASE | Пациент, сопротивляющийся выписке из стационара. |
11. | CASE | Агрессивный пациент |
12. | CASE | Безнадежнобольной пациент |
13. | CASE | Пациент-подросток, 16лет |
14. | CASE | Пациент-БОМЖ |
15. | CASE | Пациент-VIP |