Психологические рекомендации по построению мотивационной
Беседы с родителями в рамках работы по организации социально-
Психологического тестирования учащихся
Что такое мотивационная беседа?
Мотивационная беседа – это особым образом организованное общение, в котором
участвует специалист и слушатель (группа слушателей) и целью которого оказывается формирование мотива у собеседника.
Эффективность мотивационной беседы определяется не количеством переданной и механически усвоенной слушателем информации, а тем, как изменилось отношение собеседника к той или иной активности.
Прямым следствием такого понимания мотивационной беседы оказывается следующее:
- важно не только, что говорится, но и как это говорится.
- важно субъективное отношение специалиста к передаваемой информации
- нет и никогда не возникнет универсальных, и на 100% эффективных мотивационных технологий: человек, с которым мы встречаемся в мотивационной беседе, уникален и обладает свободной волей.
Информированный отказ собеседника нельзя рассматривать, как неудачу и профессиональный неуспех специалиста.
Разберемся, что и как следует говорить родителям во время мотивационной беседы, в рамках организации работ по социально-психологическому тестированию обучащихся на предмет выявления склонности к формированию аддиктивного поведения по химическому типу (обратите внимание на эту сложную формулировку, непонимание ее смысла очень часто является камнем преткновения во взаимодействии специалистов и родительской общественности).
Структура мотивационной беседы
Общее информирование
Обратите внимание: информирование должно быть кратким. Избыток информации без запроса (он еще не сформирован!) на ее получение вызывает скуку и раздражение.
Рекомендуемая длительность информационной части – 5-7 минут. Старайтесь обратить внимание родителей на универсальность и легитимность процедуры тестирования:
универсальность: проводится повсеместно, является мерой в ряду психопрофилактических мер, необходимых для эффективного противостояния наркоугрозе.
легитимность: проводится на основании законодательства РФ.
Мотивационное информирование
В данной части беседы мы стремимся раскрыть актуальность данной психопрофилактической меры. Безусловно, специалисту здесь надо упомянуть о масштабах наркоугрозы и об уязвимости подросткового сообщества по отношению к ней, а также собственно о психопрофилактическом смысле тестирования.
Основные рекомендации по данному блоку:
- говоря о наркоугрозе, приводите живые, личностно значимые и эмоционально заряженные примеры.
Наркомания – это не статистика, это судьбы людей. Рекламу курительных смесей (спайсов) сегодня можно встретить на остановках общественного транспорта, на спортплощадках и даже на стенах школ. Это значит, что никто не защищен на 100%.
- постарайтесь самостоятельно разобраться в смысле и целях социально- психологического тестирования.
Децентрация и работа со страхами реципиента
Это наиболее важная и ответственная часть мотивационной беседы. Если вы видите, что удерживаете внимание и расположение аудитории, то можете пойти на риск прямого обращения, инициировав диалог, целью которого будет выражение страхов и сомнений родителей.
Если такого контакта с аудиторией нет, то вашей задачей станет децентрация, временное смещение в позицию слушателя, выступление как бы от его лица, с целью обозначения основных причин его возможного сопротивления.
В нашем случае таких страхов, как правило, два:
- утечка информации
- негативное влияние результатов тестирования на дальнейшую судьбу ребенка
Здесь необходимо упомянуть о конфиденциальности процедуры тестирования. Кроме того, важно понимать, что оба страха связаны с неверным пониманием сути и целей социально-психологического тестирования. Задачей специалиста в этом случае будет грамотно раскрыть их. Итак, выше мы приводили формулировку: «социально-психологическое тестирование обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ». Что это значит?
Во-первых, итогом социально-психологического тестирования не может стать «диагноз».
Например: «наркомания»
Во-вторых, в рамках тестирования НЕ выявляется даже «с какой вероятностью тот или иной тестируемый станет наркоманом или алкоголиком», но лишь выявление рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению респондента.
Верное понимание первых двух пунктов приводит нас к однозначному выводу, тестируемый не может быть скомпрометирован результатами тестирования, ДАЖЕ в случае утечки информации. Социально-психологическое тестирование НИКОГДА не будет достаточным основанием, например, для постановки на учет.
И наконец, так для чего же проводится социально-психологическое тестирование, если «не для подсчета наркоманов».
Верный ответ: в первую очередь для того, чтобы сделать психопрофилактическую работу с обучающимися информированной и зрячей. Даже без знания конкретных имен и фамилий, тестирование позволяет подготовить эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.
И, конечно, для того, чтобы помочь самим родителям и обучающемуся контролировать соответствующие риски: родители обучающегося могут обсудить результаты со школьным психологом, с тем, чтобы разработать адресный психопрофилактический маршрут именно для их ребенка. В этом случае ознакомиться со своими результатами может и сам тестируемый.