Краткие описания каждой из этих стадий




Медитативная Карта

 

Дэниэл Ингрэм

 

“Развитие прозрения”, глава 1

Развитие прозрения представляет собой совокупность стадий, которые прилежные медитирующие проходят на своем пути прозрения. Некоторые из “содержательных” или психологических озарений относительно самих себя могут быть интересным и полезным, но когда я говорю “прозрение”, я на самом деле имею в виду именно эти стадии. Просто для того, чтобы у вас был весь список до начала чтения этой главы, вот формальные названия этих стадий по порядку:

Я Джана випассаны

1. Ум и тело.
2. Причина и следствие.
3. Три признака

Я Джана випассаны

4. Возникновение и исчезновение

Я Джана випассаны

Темная ночь души

5. Распад
6. Страх
7. Страдание
8. Отвращение
9. Жажда спасения
10. Повторное созерцание

Я Джана випассаны

11. Спокойствие
12. Согласованность
13. Смена рода
14. Путь

Нирвана

15. Реализация

Пересмотр

16. Пересмотр

Краткие описания каждой из этих стадий

Я буду называть эти стадии их краткими названиями, их номерами, а иногда и на условном сленге. Официально их называют “Знание о…”, а затем стадия — например, «Знания об уме и теле”, — но я буду просто использовать часть после “о”. Их также называют “ньяна”, что означает “знания”, как правило, с номером — “первая ньяна” и т.д. Обратите внимание, что я использую слово “стадия”, а не “состояние”. Это стадии обостренного прозрения в природу вещей, возможности непосредственно увидеть, как обстоят дела на самом деле.

Одно из самых глубоких наблюдений относительно этих стадий состоит в том, что они странным образом предсказуемы, независимо от личности практика или от того, в какой традиции он медитирует.

Тексты двухтысячилетней давности описывают эти стадии так же, как люди, которые проходят через них сегодня — хотя какие-то отдельные вариации могут присутствовать, как сегодня, так и тысячи лет назад. Христианские карты, суфийские карты, буддийские карты тибетцев и тхеравады, карты каббалистов и индуистов — все они поразительным образом согласуются в своих базовых положениях. Эти карты рассказывают о чем-то, изначально присущем человеческому уму в процессе его развития — это можно назвать фундаментальной мудростью — и это что-то не имеет ничего общего с какими бы то ни было традициями, но имеет непосредственное отношение к тайнам человеческого ума и тела.

Прохождение этих стадий может существенно искажать или окрашивать восприятие жизни практикующего до тех пор, пока он не научиться управлять этими процессами, и тогда понимание того, что происходит, может быть очень полезно при попытке пройти через эту территорию и не потерять при этом свою работу и взаимоотношения с близкими.

В то время как многие люди не хотят изучать карты по самым разным причинам (например, из-за собственной неосознанной неуверенности), я подозреваю, что гораздо большее число людей могло бы пройти в своей практике гораздо дальше, если бы они знали о них. По крайней мере, карты наглядно показывают, что существует нечто гораздо большее, чем просто философия или психология.

Они также четко и недвусмысленно указывают на то, как разыгрывается эта Игра — шаг за шагом, стадия за стадией, на то, что медитирующий ищет и, что более важно, почему он это ищет, и дают руководящие указания, как не облажаться на этом пути.

Чем более интенсивна, последовательна и точна ваша практика, тем легче вам увидеть, как применять эти карты. Чем больше энергии, внимания и постоянства вы вкладываете в практику, тем более резким, даже шокирующим может стать прохождение этих стадий. Если же эти стадии разворачиваются в течение длительного периода времени и более мягко, вам может быть трудно заметить прогресс, хотя он проявится в любом случае.

Кроме того, эти стадии проявляются в очень предсказуемом порядке, и поэтому обращайте внимание на общий паттерн стадий, следующих одна за другой — это может помочь вам получить представление о том, что происходит. Таким образом, читая мое описание этих стадий, обращайте внимание на отдельные аспекты: изменение порога восприятия, физический и психический экстаз, эмоциональные и психологические тенденции и, наконец, на то, как эта стадия согласуется с остальными.

Итак, медитирующий садится и пробует начать осознавать каждое ощущение так ясно, как это возможно. Когда медитирующий обретает достаточную концентрацию, чтобы успокоить ум на объекте медитации, (то, что называется “сосредоточение доступа”), он может вступить в первую джану, которая называется «1-я Джана випассаны».

Медитирующий старается проникнуть сквозь три иллюзии — посредством осознавания Трех признаков. Он пытается очень внимательно разобраться с тем, что такое тело и что такое ум, и как это, когда каждое из них присутствует и отсутствует. Он пытается очень четко осознавать фактические ощущения, которые составляют его мир — такими, какими они являются. Он пытается непосредственно обнаруживать Три признака от момента к моменту во всех возможных возникающих ощущениях, будь то в ограниченной области пространства (например, область ощущения дыхания), в движущейся области пространства (например, практика сканирования тела), в мире в целом (как это делается в практике осознавания без выбора), или используя любой другой метод или объект, или просто будучи живым и внимательным.

Таким образом, медитирующий добирается до прямого и ясного восприятия Знания о…

Я Джана випассаны

Ум и Тело

Вдруг случается внезапный сдвиг — и психические феномены словно отодвигаются от иллюзорного ощущения “Наблюдателя” и просто присутствуют там, в мире, вместе с ощущениями остальных пяти дверей восприятия. Это важное прозрение, так как оно показывает нам четко и прямо, что мы — не “наш ” ум и не “наше” тело. Это также действительно приятное, ясное состояние, связанное с переживанием единства (на самом деле, это пока что скорее состояние, чем стадия), и люди могут попытаться удержать его — так же, как это может случиться с 1-ой джаной — и застрять в нем.

В первый раз, когда вы оказываетесь на стадии Тела и ума, реальность может показаться чуть более блестящий, сияющей, чем обычно. Мы можем чувствовать себя более живым и подключенными к миру. Для некоторых это может проявиться с необычайной силой, наполняя их огромным чувством единства или универсального сознания. Другим это может показаться не очень глубоким переживанием.

После чувственного переживания того, что как умственные, так и физические феномены могут быть ясно наблюдаемыми (со стороны), становятся очевидными связи и отношения между телом и умом. На первой стадии становится совершенно очевидно, что обычно имеется в виду, когда говорится о “дуалистическом расколе”.

Где-то на первой стадии, либо непосредственно перед ней, либо вскоре после нее, могут возникать странные боли в челюсти с одной или с другой стороны, напряжение в горле и некоторые другие неприятные физические явления. Несмотря на это, вскоре вы начинаете легко видеть, что каждое такое ощущение сопровождается необработанным (умом) психическим впечатлением, и что намерения предшествуют действиями и мыслями (см. обсуждение непостоянства в Части I, в главе “Три признака”). Таким образом, мы приходим к …

Причина и следствие

На этой стадии отношение между психическими и физическими явлениями становится очень ясным, а иногда и “трескучими”. Радость и изумление стадии “Тело и ум” исчезли, и теперь взаимодействие между умом и телом выглядит несколько механическим. Движения, такие как ходьба, или дыхание могут стать отрывистыми и резкими — так как есть намерение и движение, ощущение и интеллектуальное впечатление от него, причина и следствие. Все происходит таким образом, что может показаться в некотором роде жестким, как у робота.

Вы направляете внимание на ощущения — и дыхание немного движется. Вы останавливаетесь в своем наблюдении — и дыхание останавливается. Вы переключаете внимание быстро — и дыхание становится быстрым. Вы замедляете движение внимания, и дыхание следует за ним.

Те, у кого сильнее тяга к концентрация или склонность к таким вещам, могут обнаружить мысли и, возможно, даже видения причин и следствий в макроскопических масштабах — как прошлые действия или обстоятельства привели к определенным последствиям; как некоторые события привели к новому воплощению; как некоторые предыдущие жизни привели к каким-то событиям в настоящем — и в целом могут обнаружить, что они способны интуитивно постигать аспекты работы кармы так, как они не могли делать раньше.

Когда медитирующий все более ясно осознает начало и конец каждого из этих ощущений, а также раздражение, вызванное этой отрывистостью и резкостью, а также тот факт, что, кажется, все это происходит само по себе, он начинает напрямую воспринимать …

Три признака

Три признака — непостоянства, отсутствия удовлетворения и отсутствия эго (или не-я) — становятся преобладающими, и это хорошо, так как они являются фундаментальной основой прозрения. На этой стадии становится совершенно ясно, что намерения и действия, ощущения и знания о них, и все составляющие этого опыта, быстро возникающие и исчезающие, немного раздражающие, не поддаются нашему контролю и не являются нами. Кроме того, так как эти ощущения являются наблюдаемыми, в том числе и необработанные психические впечатления, которые следуют за ними (“сознание”), вся совокупность тела и ума не является отдельной личностью. Это всего лишь часть во взаимозависимом мире.

Эти признаки становятся все более и более ясными, а также проявляются все более и более быстро, так как медитирующий старательно уделяет пристальное внимание тому, что происходит в каждый момент времени. Для тех, кто занимается практикой отмечания — где-то на этой стадии ваша скорость и точность могут стать такими быстрыми, что вы больше не сможете отмечать каждое ощущение, которое вы испытываете. Переходите к более общему отмечанию, монослоговому — например, “бип” на каждое ощущение, которое вы переживаете, независимо от того, что это было — или вообще перестаньте делать эту технику, просто замечая не приукрашенные ощущения — как они приходят и уходят. На данном этапе, практика начинает действительно взлетать, несмотря на то, что эта стадия, как правило, довольно не привлекательная.

Эта не привлекательность, как правило, главным образом физическая, хотя эта стадия также может вызвать многочисленные мрачные чувства и желание отречься от как от мира, так и от практики. Иногда в начале этой стадии люди могут чувствовать себя в большей или в меньшей степени уязвимыми, ранимыми и раздражительными — как при мигрени или при ПМС.

Также могут появиться странные скручивания тела, одержимость позой, болезненные напряжения или другие странные ощущения, особенно в спине, шее, челюстях и плечах. Эти напряжения могут сохраняться даже тогда, когда вы не медитируете, и быть весьма раздражающими и даже изнурительным. Обычно самые частые рецидивисты — ромбовидная и трапециевидная мышцы.

 

Очень часто практик садится, принимает хорошую позу, а затем обнаруживает себя скрючившимся в какой-то нелепой и совершенно неудобной позе. Вы снова садитесь ровно, а вскоре обнаруживаете, что все повторилось. Это классический паттерн стадии “Три признака”. Люди иногда описывают это как ощущение, что какая-то мощная энергия заблокирована внутри и хочет вырваться наружу или прорваться сквозь этот блок внутри тела.

На этой стадии также может возникать жар и ощущения, как при лихорадке. Ваши спина и шея могут стать очень жесткими, одеревенелыми — с одной или с обеих сторон. Порой может возникать ощущение, что правая и левая стороны тела отличаются друг от друга.

Самый простой способ избавиться от этих неприятных физических проявлений — это продолжать практиковать.

Попытки бороться с ними другими способами (растирая спину или еще как-то), похоже, помогают только временно, а иногда и усугубляют эти ощущения, хотя хатха-йога и любые телесные практики, выполняющиеся с большой степенью осознанности, могут оказаться полезными.

 

Обычно на этой стадии медитирующие начинают обращаться ко всевозможным специалистам — от ортопедов и зубных врачей до специалистов по телесно-ориентированной терапии. Даже если эти неприятные физические проявления и утихнут на некоторое время, они скорее всего снова будут возвращаться до тех пор, пока ваша внимательность не усилится и вы не продвинетесь дальше этой части третьей стадии. Поэтому если вдруг вы обнаружите, что эти состояния мешают вам в вашей жизни, я советую продолжать непрерывную, педантичную практику, принимая все происходящее. Это та стадия, когда решительные усилия и незамедлительное исследование возникающих ощущений действительно окупаются.

Некоторые традиции относятся к подобным физическим проявлениям как к “энергетическому дисбалансу” или описывают их в столь же негативном ключе — и я понимаю, где лежат истоки таких представлений — но тем не менее, я считаю такие убеждения ограничивающими. Я, напротив, рассматриваю эту стадию в более широком контексте — как еще одну фазу практики.

 

Хотя другие люди могут сочинять очень странные истории, чтобы объяснить эти переживания. Одна моя приятельница как-то наткнулась на эту ньяну во время ретрита, решила, что происходящее крайне неприятно, бросила медитировать и начала долго и нудно сочинять в своей голове всевозможные фантастические истории о том, что во всем виноват бедный парень, сидящий рядом ней — он якобы был очень зол и это вызывало в ней напряжение. Разумеется, это не помогло — и она просто застряла там, где была.

Я научился приветствовать эти странные проявления как ясно различимые знаки прогресса на моем пути. Они — четкие объекты для медитации, и каждый раз убеждают меня в том, что я двигаюсь верным курсом. К сожалению, научить этому других непросто. По правде сказать, эти проявления могут показаться полным дерьмом, но способность принимать и ценить то, что происходит на тяжелых стадиях практики, крайне важна, и чем дальше, тем более важной она становится.

По мере того, как ум набирает скорость и действительно видит, как каждое ощущение в теле и в уме приходит и уходит, стробоскопическая смена причин и следствий также может стать очень быстрой и отчетливой. И, похоже, эти физические движения и спазмы помогают ослабить физическое напряжение, которое порой сопутствует этой стадии, и являются знаками прогресса в практике. И тогда следует 2-я Джана випассаны..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: