Творческая активность сознания




 

В сознательных действия человека отчётливо выражена направленность поступков, их устремлённость к достижению конечного эффекта. Между каждым предыдущим и последующим этапами, равно как между началом и концом всего процесса, имеется чёткая согласованность: ход процесса предопределён планом, постановкой цели, которая предписывает направление действий, их последовательность между собой. Наличием идеального плана деятельности человек и отличается от животного.

Если проанализировать, на чём базируется формирование практических действий, то окажется, что каждый значимый поступок человека представляет собой решение той или иной задачи. Но задача действия как запланированного результата, которого человек стремится достигнуть, есть то, что должно возникнуть, но чего ещё нет. Словом, задача действия есть закодированное так или иначе в мозгу отображение или модель желаемого будущего. Ясно, что жизненно значимое действие не может быть ни запрограммировано, ни осуществлено, если мозг не создал основы для направляющей предпосылки в виде модели будущего, т. е. цели. Таким образом, мы имеем перед собой два связанных процесса. Один из них - это прогнозирование, предвидение, вытекающее из наличной ситуации, другой - программирование действия, долженствующего привести к реализации цели. Существенная черта, характеризующая сознание, заключается в том, что оно осуществляет целеполагание: прежде чем что-либо сделать реально, человек «делает» это идеально, в своём представлении.

Цель задаёт способ видоизменения вещей в реальной практике человека. Подчёркивая отличие трудовой деятельности человека от поведения животных, отмечалось, что человек «не только... изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» (Маркс).

Сознание было бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, которое является как бы желательным прототипом вещей, таких, какие нужны, какие должны быть как преобразование для общественных потребностей и по воле общества.

На первый взгляд может показаться, что волевые усилия человека, преследующего определённую цель, ничем не обусловлены, будто конечная причина поступка рождается в недрах самого сознания. На самом деле это не так. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель есть отражённая в сознании потребность. Но потребность - это не конечная, а производная причина человеческих поступков. Исходя из диалектического понимания взаимодействия субъекта и объекта, мы должны признать, что в возникновении и развитии потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно - через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.

Сознание обладает относительной самостоятельностью. Это значит, что человек имеет возможность логически связывать и развивать в своём сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией воспринимаемых предметов и их связей, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. И в этом смысле сознание может отрываться от непосредственного отражения действительности. Такое отражение, если оно соответствует закономерностям реального мира, является субъективной предпосылкой преобразующей практической деятельности человека. Разум человеческий, по словам Гегеля, не только могущественен, но и хитёр. Его хитрость состоит в том, что человек с помощью технических изобретений заставляет предметы природы взаимодействовать, осуществляя при этом свою собственную цель. Силы природы он превращает в средства реализации своей цели. Человек создаёт то, что природа до него не производила. Ведь природа не строит машин, железных дорог и т. д. Всё это - овеществленные силы знания. Преобразованные человеком вещи, их конструкция, масштабы, формы и свойства продиктованы потребностями людей, их целям: в них воплощены идеи людей.

Именно в творческой и регулирующей деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения сознания. Конечная цель человека заключается не в знании самом по себе, не в приспособлении к действительности, а в преобразующем мир практическом действии, по отношению к которому знание выступает в качестве необходимого средства. Это совсем не означает, будто человеческий ум творит из себя. Все элементы мысленно творимого заимствуются им из наличного бытия, из окружающей природы. Суверенитет разума состоит не в его способности создавать произвольные мысленные конструкции, а в способности прежде всего правильно отражать существующее, а также предвидеть будущее и творить то, что практически осуществимо. Возможности человека воздействовать на материальное бытие, преобразовывать его в определённых целях осуществляются через правильное отражение и творческую переработку отраженного. Это значит, что сознание не только отражает объективный мир, но на основе отражения через практическую деятельность творит его.

Когда говорят о творчестве, то зачастую имеют в виду гениальные произведения искусства, литературы, открытия в науке и изобретения в технике. Между тем творчество - это свойство сознания вообще. Вся история человечества связана с такой деятельностью людей, которая даёт новые результаты, имеющие общественное значение. А это и есть творчество.


Заключение

 

Сознание - одно из основных понятий философии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности человеком, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Помимо философии сознание изучается рядом других наук: психологией, логикой, кибернетикой, этикой, эстетикой и т.д. Каждая из перечисленных наук изучает лишь какую-то определённую сторону сознания. Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам дано всё благодаря сознанию: оно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, связывает, соотносит то, человек увидел, услышал, и то, что он при этом почувствовал, подумал, пережил. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне её оно не существует.

Сознание не представляет собой чего-то мистического, сверхъестественного, не свойственного природе. Сознание родственно присущему всей материи свойству отражения. Возникновение сознания - это возникновение более сложной, более упорядоченной формы отражения, осуществляемого высокоорганизованными материальными системами. Такими системами являются биологические и социальные, поэтому возникновение и развитие сознания, т. е. эволюция форм отражения, связано с двумя этапами в прогрессивном развитии материи от низших форм к высшим:

) с возникновением и развитием жизни;

) с возникновением и развитием общества.

Сознание - это высшая (интегрирующая) форма развития и проявление психики человека. Сознание определяет мысленное построения действий, контроль и управление поведением человека, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Сознание включает ряд важнейших компонентов: совокупность знаний об окружающем мире, постановку жизненных целей и задач, самосознание и отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру. Когда человек находится в состоянии бодрствования, он осознает все, что с ним происходит. Самосознание исторически наиболее поздний и хрупкий продукт развития психики человека.

Появление сознания человека связано с переходом наших человекообразных предков к человеческим формам жизни и деятельности, к труду и вырастающим на его основе общественным отношениям. Переход к сознанию представляет собой величайший качественный скачок в развитии психики.

Сознание и объективный мир - это противоположности, образующие единство. Основой этого единства является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности.


Список использованной литературы

 

1) Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М., 1988.

2) Богомолов В.С. Античная философия. - М., 1989.

3) Гегель. Работы разных лет. Т. 2. - М., 1973.

4) Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. - М., 1986.

5) Дельгадо Х. Мозг и сознание. - М., 1971.

6) Кликс Ф.П. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. - М., 1983.

7) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

8) Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.

9) Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. - М., 1974.

10)Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989.

11)Павлов И.П. Избр. труды. - М., 1951.

12)Рубинштейн С.А. Человек и мир. - М., 1976.

13)Сеченов И.М. Избр. произв. - М., 1953.

14)Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

15)Фролов И.Т. Перспективы человека. - М., 1983.

16)Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. - М., 1988.

17)Хэссет Д. Введение в психофизиологию. - М., 1981.

18)Чалдини Р. Психология влияния. - СПб., 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: