Вадим Розин
Любовь
В зеркалах философии, науки и литературы
Москва 2004
Содержание
Введение. Новая волна интереса к темам любви и сексуальности
Глава первая. Исторический диалог и концепции любви
1. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ АНТИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ
2. ПЛУТАРХ ПРОТИВ ПЛАТОНА
3. НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ И ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ ПРОТИВ ВАСИЛИЯ РОЗАНОВА
4. ЛЮБОВЬ К БОГУ ИЛИ ЛЮБОВЬ К ЛЮБИМОМУ?
5. ОТ МАРКИЗА ФРАНСУА ДЕ САДА К ЭРИКУ БЕРНЕ
6. МОРАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ЛЮБВИ
7. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ И БРАКЕ В ПОСЛЕДНИЕ ДВА СТОЛЕТИЯ
8. КОНЦЕПЦИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
9. СЕКСУАЛЬНОСТЬ ПО МИШЕЛЮ ФУКО
Глава вторая. Эволюция в европейской культуре представлений о любви
1. ДВА ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЛЮБВИ
2. ЛЮБОВЬ В АРХАИЧЕСКОЙ И ПРИМИТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ
3. ИДЕИ И ПРАКТИКА ЛЮБВИ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
4. ПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ КАК ЗАБОТА О СЕБЕ
5. ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ И КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ
6. ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕНИЯ ЛЮБВИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
7. НОВОЕВРОПЕЙСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЮБВИ
8. ФОРМИРОВАНИЕ СЕКСА
9. КРИЗИС ЛЮБВИ НА РУБЕЖЕ ТРЕТЬЕГО ТЯСЯЧЕЛЕТИЯ
Глава третья. Теоретические, этические и прогностические аспекты проблемы
1. ПСИХИКА И ТЕЛЕСНОСТЬ
2. ЛОВУШКА ДЛЯ “БЕДНЫХ КУЛЬТУР”
3. ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЮБВИ
4. ДИСПОЗИТИВ ЛЮБВИ
5. ЛЮБОВЬ КАК ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
6. ИСТОЛКОВАНИЕ ЛЮБВИ В РОМАНЕ ЛЮДМИЛЫУЛИЦКОЙ «КАЗУС КУКОЦКОГО”.
7. КРЕАТИВНАЯ ЛЮБОВЬ
Глава четвертая. Любовь и время.
1. ДИАЛОГ О ДОН ЖУАНЕ И МОЛЬЕРЕ
ДВЕ ЖИЗНИ И ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА
3. ЛЮБОВЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
4. К ПРОБЛЕМЕ ПОЛОВОГО ВОСТИПИТАНИЯ
Введение.
НОВАЯ ВОЛНА ИНТЕРЕСА К ТЕМАМ ЛЮБВИ И СЕКСУАЛЬНОСТИ
Благая жизнь — это жизнь, вдохновляемая любовью и направляемая знанием. И знание и любовь бесконечны.
Бертран Рассел
Любовь — это самая интимная точка соединения природы и разума, это единственное звено, где природа вторгается в разум, она, стало быть, есть превосходнейшее среди всего природного.
Готлиб Фихте
Речь в книге пойдет о природе любви и сексуальности. Я хочу понять, как они формировались в прошлом и что с ними происходит в наши дни. Хотя мною движет научный интерес, это не означает, что я буду обсуждать любовь отстраненно, не переживая за нее и за себя. Нет, у меня глубокий личный, житейский интерес к вопросам пола и любви. Думаю, что и для большинства людей понимание природы любви (соответственно в научном плане — эроса и сексуальности) важный момент личного самоопределения или, как сегодня часто говорят, событие. Мне хотелось бы обсуждать проблемы и природу любви и научно и так, чтобы это обсуждение стало событием и для меня и для читателя, который захочет прочесть эту книгу.
Почему сегодня проблемы любви, пола, сексуальности так заинтересовали и отдельных людей и общественность? Замечу, что наш интерес к этим темам повторяет аналогичный интерес серебряного века. Можно вспомнить, что в русской литературе и философии начала века вопросы пола, любви, секса не просто обсуждались, но отчасти стояли в центре внимания. Здесь достаточно указать имена В. Брюсова, А. Блока, З. Гиппиус, А. Белого, М. Арцебашева, С. Надсона, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова. Вот, например, что писал Н. Бердяев о Розанове: “Розанов с гениальной откровенностью и искренностью заявил во всеуслышание, что половой вопрос — самый важный в жизни, основной жизненный вопрос, не менее важный, чем так называемый вопрос социальный, правовой, образовательный и другие общепризнанные, получившие санкцию вопросы, что вопрос этот лежит гораздо глубже форм семьи и в корне связан с религией, что религии вокруг пола образовывались и развивались, так как половой вопрос есть вопрос о жизни и смерти” 1.
Обсуждая этот период, современный искусствовед Римма Кречетова отмечает: «А между тем российское искусство уже в XIX веке отношения сексуально-любовные занимали чрезвычайно. У Пушкина и Лермонтова, у Тургенева, Толстого шел поиск границы открытости, способов выражения тончайших ощущений и эмоций, меры допустимого физиологизма. Возникла устойчивая традиция одухотворенной откровенности, той, что позже, уже
_____________
1. Бердяев Н.А. Эрос и личность (Философия пола).- М.,1989. – С. 19
в серебряном веке отзовется так особо, так дразняще непросто. Чувственность (назовем это так) — важная краска искусства того времени, удивительно вбирала в себя как естественно грубое, так и тысячелетиями выпестовываемую в человеке духовность. Дух и плоть эстетически встречались, создавая зону специфического “русского эроса”, который притягивал более изощренный в интеллектуальных подходах к “этому” западный мир. Русская литература, музыка, балет несли в Европу особую эротическую энергию, что не в последнюю очередь способствовало их успеху. Тут есть о чем думать и спорить»1.
Конечно, в наши дни все эти вопросы понимаются иначе, но влияние серебряного века все же ощущается: и в постановке проблем и в отсылке к взглядам наших замечательных поэтов, писателей и философов начала века. Но почему все же эти вопросы интересуют нас?
Начать можно с более отдаленных обстоятельств — общего кризиса культуры и цивилизации. Сегодня сложились два разных понимания, два взгляда на судьбу мировой культуры: так сказать, оптимистический и пессимистический. Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути, что будущее за наукой, техникой, информацией, рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и т.д.) являются архетипическими и истинными, а западный образ жизни — единственно правильным. Пессимисты, начиная с О. Шпенглера, напротив, уверены в обратном: современная мировая культура клонится к закату. Еще в 20-х годах Н. Бердяев писал: «Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира... Все привычные категории мысли и формы жизни самых “передовых”, “прогрессивных”, даже “революционных” людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего... Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни — все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма природы. Машина, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фантазии, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые про
_____________________
Кречетова Р. Листопад // Театральная жизнь. – 1997. N 4. – С.15
изводят впечатление наиреальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения»1.
Более чем полвека, отделяющие нас от этих пророческих размышлений, вроде бы подтверждают их правоту. Экологический кризис, кризис антропологический, угроза третьей мировой войны, Чернобыль, кризис нравственности и морали, рост всевозможных заболеваний, возрастание неравенства во всех сферах жизни — все это и есть дурная и даже гибельная бесконечность. Но как же иначе, говорят оптимисты, как прокормить миллиарды людей, удовлетворить их растущие потребности, как создать комфорт и достойный уровень жизни, как удовлетворить тягу человека к свободе, новизне, удовольствиям, творчеству, успеху?
В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены два противоположных пути. Один — это надежда разрешить кризисные явления современной культуры на путях науки и образования за счет разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всему, изменения ориентиров развития науки и технологии. “Развитие для кого? — спрашивает Ф. Майор.— Вряд ли скажешь короче и полнее: для человека, для всех людей. Другими словами, оно должно иметь в качестве первостепенной цели духовное и моральное совершенствование человека, а также улучшение его материальных условий”2. Сегодня, говорит он далее, «наука слишком часто служит силе. Ответ в том, чтобы она служила только разуму. Революция — в знании, в его мудром использовании... Правильная передача знаний и способов их приложения является главным аспектом “рефлексивной” культуры, незаменимым субстратом которой выступает образование»3.
Второй путь разрешения кризисных явлений можно назвать альтернативным или эзотерическим4. Его сторонники предсказывают возвращение человечества или к различным модификациям религиозной культуры (например, Н. Бердяев считает, что грядет “новая коллективная религиозная эпоха, долженствующая собрать в себе всякое подлинное бытие Церкви Христовой”), или к формам жизни, более естественным для человека — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, с формами бытия, свободными от власти техники. Существуют, говорят сторонники этой позиции, абсолютные человеческие ценности — здоровая жизнь, семья, любовь, дети. Именно к ним и нужно возвращаться, их и нужно отстаивать. Естественная любовь, а не секс, не изощренные поиски наслаждений, любовь прежде всего в семье, а не на стороне, именно любовь, а не сексуальные откло-
___________
1 Бердяев Н.А. Новое средневековье (размышление о судьбе России и Европы) // Вестник высшей школы.— 1991.— № 3.— С. 100.
2 Майор Ф. Завтра всегда поздно.— М., 1989.— С. 63
3Там же.— С. 94, 132.
4 Эзотерическое мироощущение исходит из убеждения, что наш мир и наши институты неэффективны или иллюзорны, что существует подлинный мир и человек может обрести его. Необходимые условия этого — кардинальное духовное и психотехническое изменение и переделка человека.
нения и извращения1.
Полемика, хорошо ощущаемая в этой позиции, подводит нас еще к одному вопросу, обстоятельству, обострившему интерес к проблемам любви, пола, сексуальности. А именно, как нам относиться к отклоняющимся формам сексуального поведения: гомосексуализму, лесбиянству, групповым оргиям, порнографии, неестественным формам полового сношения и т.д.? В одной из вполне солидных докторских педагогических диссертаций, посвященных античному миру, я прочел, что он, этот мир, погиб потому, что любовь к прекрасным мальчикам у мужчин и к прекрасным женщинам у женщин вытеснила нормальные отношения между полами. Удивляться этому выводу не приходится, читая, например, “Жизнь двенадцати цезарей” римского историка Гая Светония Транквилла. Сегодня в нашей культуре многие формы любви и сексуального поведения, которые раньше относили к патологии и отклонениям от культурной нормы, не только объявляются естественными, но и связываются с возможностью достижения личной свободы граждан или окончательной победой над тоталитарной идеологией2. Последнее аргументируется тем, что ханжество и бесправие в общественной жизни было распространено столь широко, что захватило даже телесную основу советского человека, так что уже, напротив, ханжеские отношения в сфере интимной жизни, отсутствие здесь свободы поддерживали всю пирамиду поведения личности вплоть до общественного поступка. «В Советском Союзе,— пишет Р. Кречетова,— секса не было. Это теперь знает каждый школьник. Но то, что знают “все”, редко бывает истиной. Мы просто заблудились в словах. А вынужденное приняли за действительность. Секс, эротика, порнография утратили сегодня в нашей постоянно шарахающейся из стороны в сторону действительности свои разграничительные признаки. Бедный, бедный Станислав Говорухин с его законом об ограничении и т.д. Ну где он сегодня найдет тех, кто сумеет отличить одно от другого»3.
Но не только выход на поверхность “любовного андеграунда” (проституции, порнографии, гомосексуализма, лесбиянства, трансвестицизма и т.п.) снова привлек интерес общества к вопросам любви и секса. Обостряют интерес и новые медицинские технологии, позволяющие ни больше, ни меньше как сменить пол. Оказывается, и в нашей стране и за рубежом тысячи вполне нормальных
________________
1Впрочем, многие исследователи указывают, что и эти абсолютные ценности охвачены кризисом. «Так называемые “противоестественные” формы любви и полового соединения,— писал Н. Бердяев,— приводящие к негодованию ограниченных моралистов, с высшей точки знания нисколько не хуже, иногда даже лучше форм так называемого “естественного соединения”» (Бердяев Н.А. Эрос и личность (Философия пола и любви).— М., 1989.— С. 44).
2В журнале “Огонек” на заре перестройки и реформы Людмила Сальникова в статье “Вперед к личной жизни”, правда, не без юмора пишет: “Свободу мы всегда понимали исключительно в политическом смысле. Свобода нравов? Свобода поведения? — Это нечто неясное и неприличное, почти разврат... запрещать ничего нельзя, иначе весь порнографический бизнес опять уйдет в подполье и примет извращенные формы. Семьдесят лет у нас сажали в тюрьму проституток, гомосексуалистов, в последнее время даже владельцев видео. Что-нибудь изменилось к лучшему?” (Огонек.— 1991.— № 44).
3 Кречетова Р. Цит. Соч. – С.14
людей сегодня меняют пол. Читая одну из типичных статей о смене пола, я удивился. Поразила меня эта статья не только самим материалом, но и отношением автора к этому явлению. Да никак автор к этому не относится, просто описывает технологию генетической коррекции и приводит короткие интервью с пациентами Центра репродукции человека и планирования семьи, где делаются эти операции. Как такое может быть, подумал я, ведь люди меняют пол, из женщин становятся мужчинами и наоборот, меняют не только пол, но и личность, идут на тяжелейшие операции, а автор — ни слова о нравственной и этической стороне вопроса, как будто это самое обычное дело. Более того, из статьи следует, что смена пола — вполне естественное дело, в результате получаются люди, которые “в дальнейшем больше всего слывут хорошими семьянинами” и вообще преуспевающими, полноценными людьми.
И ладно, если бы речь шла об отдельных, частных явлениях общественной жизни. Нет, что-то меняется в самой культуре, в нашем отношении к вопросам пола. Этот процесс ускоряется и в связи с попытками создать индустрию любви. И опять у нас нет никакого отношения к этому. Дело не только в падении вкуса и в пошлости, хлынувшей на нас со страниц книг, журналов, с экранов телевизоров, но и в отсутствии нравственной позиции,
вообще какой бы то ни было осмысленной позиции.
Нет позиции в этом вопросе и у многих ученых. Например, в интересной книге польского культуролога Збигнева Лев-Старовича “Секс в культурах мира”, с одной стороны, признается, что “массовая культура закручивает спираль эротизма, нередко становясь рядом с порнографией”1, что различные публикации и фильмы с эротическим содержанием формируют установки у молодежи и не только молодежи, а с другой стороны, сам автор описывает секс в различных культурах так, как будто это феномен природы, далекий от этических размышлений и оценок. Кому-то может показаться, что и сам секс как культурное явление требует подобного бесстрастного рассмотрения, ведь в разных культурах, как показывает Лев-Старович, были все мыслимые и немыслимые сексуальные отклонения, причем то, что в одной культуре (например, мастурбация, гомосексуализм, оргии или неклассические позы) являлось культурной патологией, в других культурах было нормой и естественным ходом дел. Если одни исследователи трактуют культивирование секса и эротизацию современной жизни как зло, как свидетельство заката культуры Запада, то другие, напротив, видят в этих процессах символы “новой нравственности, свободной от табу, от заторможенности”2. Но и те и другие судят о сексуальности скорее эмоционально, чем опираясь на знание и научное понимание этого явления.
Впрочем, есть счастливые исключения. Речь идет об исследова
____________
1 Лев-Старович 3. Секс в культурах мира.— М., 1991.— С. 104, 107.
2Там же.— С. 105.
нии сексуальности, проведенном известным современным французским философом Мишелем Фуко. Проблематизируя тему секса, М. Фуко спрашивает: «Какая-то скользкая дорожка за несколько веков привела нас к тому, чтобы вопрос: что мы такое? — адресовать сексу... Как удалось почти целиком и полностью поставить нас — наше тело, нашу душу, нашу индивидуальность, нашу историю — под знак логики вожделения и желания. Именно она отныне служит нам универсальным ключом, как только заходит речь о том, кто мы такие. И не одно столетие прошло уже с тех пор, как бесчисленные теоретики и практики плоти сделали из человека — без сомнения, весьма мало “научным” способом — детище секса, секса властного и интеллигибельного. Секс — причина всего»1.
Если секс причина всего, то в чем тогда роль любви? И чем вообще секс отличается от любви? В английском языке слово sex означает как пол, так и любовь. Однако для любви есть и свое слово — love. В русском языке со словом секс связаны такие представления, как, например, нечто запретное, пограничное, наслаждение как самоцель, которые мы не находим в слове любовь. Когда известного искусствоведа Льва Аннинского спросили, является ли сексология наукой, позволяющей людям учиться заниматься любовью, он ответил:
«...Заниматься любовью? Кстати сказать, есть нечто дикое для меня в самом понятии “заниматься любовью”. Любовь — это не понятие, это состояние, состояние, при котором все становится видно в подлинном свете... Это и есть понятие любви. А эрос что-то самостоятельное — это что-то из области медицины. Это при отклонениях наверное.
Для меня, когда Тургенев пишет, что его героиня вся затрепетала, это и есть эрос. Затрепетала “вся”, а не каким-то там кусочком организма, нарочно для того предназначенным. Я подозреваю, что и на Западе, откуда пришло к нам сугубое “занятие любовью”, человеческое, естественное вряд ли в таких занятиях реализуется»2.
Необходимость различения любви и секса диктуется не только личностными или эстетическими соображениями, но и весьма практическими. Так, в настоящее время на Западе и у нас вводятся программы полового воспитания. Но спрашивается, что под этим понимать? На что при этом ориентироваться: на любовь, секс, а если на норму, то какую? Понятно, что ответить на эти вопросы невозможно, не проанализировав природу самих этих явлений.
План нашего “путешествия-исследования” будет следующий. Сначала я расскажу о том, что о любви думали философы и ученые. После этого, используя собственные исследования в области истории и культурологии, познакомлю читателя с тем, как любовь понималась в истории и разных культурах. Следующий шаг, который на-
___________
1 Фуко М. Воля к истине.— М., 1996.— С. 176—177.
2 Аннинский Л. Не возжелай // Театральная жизнь.— 1997.— № 4.— С. 2.
прашивается,— обсуждение природы и сущности любви. В приложении приводятся три сюжета: я пытаюсь понять, что собой представляла любовь А.С.Пушкина с точки зрения его жизни и творчества, рассмотреть любовь в контексте проблем современной семьи, наконец, правильно постановить проблему полового воспитания.
Глава первая. ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ И КОНЦЕПЦИИ ЛЮБВИ
ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ АНТИЧНЫХ ПРЕСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ
Наше современное представление о любви получило название романтической концепции любви. Считается, что первыми принципы романтической любви разработали американские пуритане в XVII веке. С романтической концепцией любви связываются такие характеристики, как идеализация (любимого и любимой), новое понимание человека и взаимоотношений (как писал канадский теолог Герберт У. Ричардсон, суть романтической любви — равенство партнеров), любовная страсть или более сдержанные, но все же сильные эмоциональные переживания. Вот для примера несколько высказываний ученых о романтической любви.
Ричардсон, автор книги “Монахиня, ведьма, партнерша: американизация любви”, считает, что романтическая любовь рождает высокое чувство личной уникальности и индивидуальности, освобождает человека от пут средневековых представлений, закладывает основы для равных, неавторитарных отношений в обществе, создает всеобщие ощущения свободы личности. Психотерапевт из Калифорнии Натаниэль Бренден в статье “Видение романтической любви” перечисляет психологические потребности, которые удовлетворяет романтическая любовь: общения, любить и быть любимым, испытать с любимым родство душ, удовлетворять сексуальные желания, самореализации.
Без удовлетворения этих базовых потребностей, уверен Н. Бренден, “мы просто умираем”. Напротив, американский психотерапевт Стэнтон Пил в статье “Глупцы для любви” пишет, что романтическая любовь — это одно из проявлений социальной и индивидуальной патологии. Романтическая любовь, считает он, пагубна, сродни пристрастию к наркотику, напоминает умопомрачение. Именно общество, полагает Пил, создает ситуации, поощряющие пагубную любовь, вместо того чтобы пропагандировать отношения дружбы и товарищества.
Со своей стороны отметим еще два момента. В целом романтическая любовь — это любовь мужчины к женщине и наоборот, т.е. любовь к человеку противоположного пола. Кроме того, она не противоречит браку. Завершение романтической любви романтическим браком — естественное развитие событий в нашей культуре, которую иногда называют новоевропейской. Но если мы пойдем вглубь веков и задержим свое внимание на колыбели нашей цивилизации — Древней Греции, то с удивлением обнаружим совершенно иные, непривычные для нас представления о
любви и браке. Наиболее отчетливо они описаны в знаменитом диалоге Платона “Пир”. Но предварительно несколько слов для понимания этого диалога.
Судя по литературе, в Древней Греции различались три разные формы (вида) любви: любовь между супругами и друзьями, любовь чувственная (“эрос”, ее по Платону символизирует Афродита пошлая, земная) и любовь возвышенная. Только первая форма, между мужем и женой осуществлялась обычным путем. Чувственная любовь — это всегда любовь “на стороне”— к чужой жене, к наложнице, к проститутке1.
Но самое замечательное изобретение греков — любовь возвышенная (символизируемая Афродитой небесной). Те, кто следовал такой любви, вдохновлялись не чувствами, а прежде всего идеями: красоты, блага, бессмертия. Кроме того, это чаще всего не любовь мужчины к женщине, а любовь мужчины к мужчине, точнее, к прекрасному юноше, или женщины к женщине (прекрасной девушке). Наконец, Платон склоняется к мысли, что возвышенная любовь не требует брака, что брак ей, так сказать, противопоказан. Но послушаем самого Платона. Раскроем “Пир”. Платон устами одного из героев диалога Павсания говорит:
Так вот, Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. А такие люди любят, во-первых, женщин не меньше, чем юношей; во-вторых, они любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души... Вот почему они и способны на что угодно — на хорошее и на дурное в одинаковой степени. Эрот же Афродиты небесной восходит к богине, которая, во-первых, причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому,— недаром это любовь к юношам,— а во-вторых, старше и чужда преступной дерзости. Поэтому-то одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом... Такова любовь богини небесной: сама небесна, она очень ценна и для государства и для отдельного человека, поскольку требует от любящего и от любимого великой заботы о нравственном совершенстве (курсив наш.— В.P.). Все другие виды любви принадлежат другой Афродите — пошлой2.
Не правда ли, странное требование — “нравственное совершенствование” возлюбленных. Разве занятие любовью — упражнение в нравственности? Для Платона — да. И более того, он считает, что любовь — это своеобразный путь человека, ведущий прямиком к бессмертию. Так, Платон, хотя и начал в “Пире” с рассмотрения идеи чувственной красоты и привлекательности, стремления к физическому соединению и воспроизводству, но затем подчинил эту идею другой. “Но если любовь, как мы согласились,— пишет он,— есть стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А значит, любовь — это стремление к бессмертию”3. Раз это столь серьезное дело, то на пути к бессмертию ничто не должно отвлекать человека — ни пустые заня-
_____________
1Сходную картину мы наблюдаем и в Древнем Риме. Известна реплика наследника императора Андриана (II в.) Элия Вера, адресованная законной жене: «Ясно, что я удовлетворяю свои страсти с другими: ведь понятие “жена” обозначает почет, а не удовольствие» (Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века.— М., 1991.— С. 30).
2 Платон. Пир // Соч.: В 3 т.— М., 1970.— Т. 2.— С. 107,111.
3 Там же. С.138
тия, ни развлечения, ни семья.
Возражая против обвинений приверженных божественной Афродите людей в безнравственности, Платон подчеркивает их мужество, ум, общественную ценность. “Некоторые,— говорит другой герой “Пира”, Аристофан,— правда, называют их (прекрасных юношей.— В.Р.) бесстыдными, но это заблуждение: ведут они себя так не по своему бесстыдству, а по своей смелости, мужественности и храбрости, из пристрастия к собственному подобию. Тому есть убедительное доказательство: в зрелые года только такие мужчины обращаются к государственной деятельности. Возмужав, они любят мальчиков, и у них нет природной склонности к деторождению и браку; к тому и другому их принуждает обычай, а сами они вполне довольствовались бы сожительством друг с другом без жен. Питая всегда пристрастие к родственному, такой человек непременно становится любителем юношей и другом влюбленных в него»1.
Чтобы оправдать естественность сожительства в любви людей одного пола и одновременно объяснить желание их к соединению (слиянию), Платон устами Аристофана излагает правдоподобный миф о происхождении людей разного пола из монстров-андрогинов, существ, соединявших в себе признаки мужского и женского полов. У андрогинов было три пола: мужской, женский и смешанный. Зевс и Аполлон рассекли андрогинов пополам, на мужчин и женщин.
Итак,— говорит Аристофан,— каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей того двуполого прежде существа, которое называлось андрогином, охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своем принадлежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения падки до мужчин и распутны. Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины (андрогина женского пола.— В.P.), к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обниматься с мужчинами. Это самые лучшие из мальчиков и юношей, ибо они от природы самые мужественные2.
Поистине замечательный текст и такой странный. Ведь Платон доказывает, что более естественно мужчине любить не женщину, а прекрасного юношу, что любовь не столько дело чувств и страсти, сколько ума и воспитания, что конечная ее цель не наслаждение, а благо. При таком понимании соитие в любви и деторождение отодвигаются куда-то на задний план, а семья выступает скорее как препятствие на пути к любви, чем естественная ее среда. С точки зрения наших современных представлений (т.е. романтической кон-
_______________
1 Платон. Цит. соч.— С. 118—119.
2. Там же. С. 118-119
цепции любви и брака), все поставлено с ног на голову. Спрашивается почему, кто заблуждается: мы или Платон? Хочется сказать, конечно, Платон, но ведь Платон — это Платон и “Пиром” восхищалось не одно поколение людей. Но может быть нас успокоит то, что и в античности были мыслители, несогласные с великим философом.
ПЛУТАРХ ПРОТИВ ПЛАТОНА
В диалоге “Об Эроте” Плутарх явно полемизирует с “Пиром” Платона1. Герой его диалога Протоген сначала фактически излагает точку зрения Платона. «Действительно,— говорит он,— законодатели справедливо превозносят это соединение как необходимое для продолжения человеческого рода и прославляют его перед толпой. Но у истинного Эрота нет ничего общего с гинекеем2, и я утверждаю, что отношение к женщинам и девушкам тех, кто к ним пристрастился, так же далеко от Эрота, т.е. любви, как отношение мух к молоку или пчел к сотам. Эрот, соприкоснувшись с молодой и одаренной душой, приводит ее к добродетели по пути дружбы, а желания, устремленные на женщину, в лучшем случае завершаются преходящим телесным наслаждением. В этом смысл ответа, который был дан Аристиппом человеку, жаловавшемуся, что Лайда его не любит. “Я знаю,— сказал Аристипп,— что вино и рыба меня не любят, и, однако, я с удовольствием пользуюсь тем и другим”. Ведь цель желания — наслаждение и удовлетворение»3. Другой участник диалога, отец Автобула, с одной стороны, соглашается с тем, что нельзя останавливаться в любви только на удовлетворении телесного наслаждения, что любовное влечение нужно облагораживать, превращая в умное и нравственное дело, но с другой — доказывает в противоположность Платону, что добродетель и дружба присущи и женщинам и что эти прекрасные качества лучше всего реализовать в браке и семье.
И вот некоторые,— говорит он,— пытаясь насильно и безрассудно погасить страсть, не пришли ни к чему хорошему, но или наполнились чадом смятения, или, обратившись к темным и недостойным наслаждениям, бесславно увяли. Те же, кто, руководствуясь здравыми рассуждениями и совестью, как бы отняли у огня его безудержность, но оставили душе сияние, свет и теплоту, которая вызывает не сотрясение, как сказал кто-то, теснящее атомы семян под воздействием возбуждения и благодаря их гладкости, а удивительный животворный разлив, подобный движению соков в растении и раскрывающий поры взаимопонимания и благорасположения. Не проходит много времени, и они, минуя тело любимых, проникают до глубины их существа, разверзшимися очами созерцают их нравст-
_________________
1 Плута<