Ответ на вопрос № 9. СКД. (Конкурсно – игровые программы.)




Конкурсно-развлекательные программы состоят из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидиру­ющих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. С одной стороны, конкурсно-развлекательные программы требуют от организаторов создания оригинальных конкурсов, а от участников – общей эрудиции, художественно-исполнитель­ских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности. С другой стороны, ведущий должен создать эффективные формы контакта со зрителями.

Разновидностью конкурсно-развлекательных программ является конкурсно-игровая программа по заданной тематике, которая используется в практике ДДТ в двух видах.

Первый вид предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры, творческие встречи, совместные акции детских объединений определенного профиля (инструменталисты, прикладники, танцоры) и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей. Примерами подобных программ в Центрах творчества детей и молодежи г. Мозыря являются «Музыкальная гостиная», включающая в себя выступления детей инструменталистов, перемежающихся интеллектуально-творческими конкурсами, рассказами об истории музыки; художественные акции студий декоративно-прикладного творчества, в которых дети из разных объединений после некоторого периода подготовки создают единую художественную инсталляцию на определенную тему. К подобному виду программ относятся и встречи, вечера, «огоньки», клубные дни, проводимые внутри детских объединений ЦТД и М в течение и по итогам учебного года.

Второй вид конкурсно-игровых программ по заданной тематике требует предварительной подготовки организаторов, но не участников. В отличие от разовых игровых программ, данные программы четко ориентированы на определенную тему и проводятся в форме как уже годами отработанных, так и новых экспериментальных игровых моделей. Образовательный и воспитательный смысл этих программ – в создании атмосферы, способствующей яркому творческому проявлению, раскрепощению каждого участника, овладению навыками творческого общения, умению реализовать свой творческий потенциал как индивидуально, так и в коллективе (команде). К участию в программах привлекаются дети района и учащиеся детских объединений ДДТ. Детский и педагогический коллектив ДДТ постоянно использует в своей деятельности следующие разновидности данного типа программ:

Спортивно-развлекательные программы включают подвижные игры, шуточные поединки, веселые старты, ком­бинированные эстафеты, спортивные конкурсы. Их харак­терной особенностью является состязательный характер, воз­можность мобилизовать физические способности и волевые качества человека. При отборе игр в спортивно-развлекательные программы целесообразно ориентироваться на особен­ности их содержания, под которыми понимается сюжет игры, правила и двигательные действия. Именно содержание этих программ определяет их инкультурационную значимость.

Информационно-дискуссионные программы включают новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спо­ру, дискуссии, размышлению. Педагогическая эффективность их зависит, прежде всего, от их содержания, которое черпается из обширного проблемного поля современной жизни. Драма­тургии информационно-дискуссионных программ присущи оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в программе фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с мест­ным материалом.

Профилактико-реабилитационные программы – это програм­мы, содержание которых имеет педагогическую и медицин­скую направленность и способствует регуляции психическо­го состояния людей. Особенностью этих программ является то, что в них включаются методические приемы, которые не­назидательно способствуют ведению внутреннего диалога человека через чувство свободы и ощущение положительного переживания, освобождения души от напряжения на волне сопереживания и сострадания. Кроме того, они позволяют их участникам компенсировать дефицит общения, обеспечи­вают возможность вступления человека в образовательный, оздоровительный и другие социокультурные процессы. Част­ным случаем таких программ являются рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздо­ровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, аромо-терапию, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию, библиотерапию.

Фольклорные программы, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки, загадки, частушки. В сюжет этих программ вводятся персонифицированные образы, например, Несцерка, Лявошха, гаспадар, гаспадыня. Эти программы включают мощный пласт самобытного народ­ного искусства. Они позволяют связать прошлое с сегодняш­ним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение и продолжение лучших традиций нашего народа.

Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, свето­вого оформления. Они занимают заметное место среди дру­гих жанров культурно-досуговых программ. Им характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка, световое офор­мление, театрализация и т.д. Благодаря этому они обладают неповторимой эстетической привлекательностью, дают воз­можность показать людям образцы красоты, силы, ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные возможности физического и интеллектуального развития человека. Разно­видностью шоу-программ являются ток-шоу, в процессе кото­рых на глазах у зрителей происходит обсуждение актуальных проблем.

Разновидностью такого вида программ является следующие: 1) шоу-игра, которая может посвящаться как календарным тематическим праздникам, так и различным событиям культурной жизни (юбилеям писателей, тематическим неделям, ярким событиям, происходящим в округе, городе); 2) игра-спектакль (театрализованная игра), в которой сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля и дальнейшее развитие событий; 3) зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное шоу и др.), характеризующееся наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, спортсмена выступление – всегда волнение, душевный подъем. Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников.

Праздники – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные программы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, гулянья, карнавальные шествия, тематические недели, дни, смотры, конкурсы, приветствия, презентации, церемонии, творческие отчеты и др.

 

■ игровые конкурсные программы реализуют потребность детей в общении, обмене знаниями и опытом;

■ снижается рост пассивно-созерцательных видов досуговой деятельности детей;

■ увеличивается доля творческо-созидательных видов деятельности детей;

■ организация игровых конкурсных программ способствует проявлению творческого потенциала личности культработника;

■ анализ мероприятий признанными специалистами оказывает значительное воздействие на самооценку личности организатора досуга, делая ее более адекватной;

■ игровая конкурсная программа выступает своеобразным регулятором уровня самооценки личности культработника, следовательно, процесс самоактуализации личности протекает более успешно, при этом личность организатора досуга становится не только субъектом развития, но и усовершенствованным объектом воздействия на подрастающее поколение. Значительными результатами в процессе организации игровых конкурсных программ специалистами центра культуры и досуга являются:

1. Демонстрация физических, интеллектуальных, эмоциональных возможностей ребенка.

2. Освоение детьми традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.

3. Обогащение культорганизаторов города, района, страны новыми идеями, свежими мыслями, передовым опытом через проведение мероприятий и издательскую деятельность.

Положительная динамика эффективности организации игровых конкурсных программ будет напрямую зависеть от расширения поля социализации младших школьников, выхода культорганизаторов с целью сотрудничества на другие сферы — семьи, образования, спорта.

 

Организация.

Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивиду­альное участие, другие — наличие команд. Не бывает лишь кон­курсов без участников. А их может действительно не оказаться, если не организовать рекламно-разъяснительную кампанию. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и ин­дивидуальную работу, можно использовать приглашения, лис­товки, стенды, радио, телевидение — выбор средств зависит от масштабности конкурса и от традиций каждой конкретной шко­лы. Главное — сделать так, чтобы ребята захотели участвовать в конкурсной программе и чтобы желающих было много.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии мате­риалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы. Например: «Участники конкурса рисун­ков на асфальте должны явиться в назначенное время и место со своим мелом!» И, разумеется, не всегда целесообразно переклады­вать заботу о необходимом реквизите на плечи детей. Дети могут просто отказаться от участия в конкурсе из-за отсутствия у них того или иного материала или инструмента. А кроме того, подоб­ная ситуация ставит детей в прямую зависимость от материальных возможностей родителей. Девочка, которой на заказ сшили очень красивое бальное платье, заранее имеет преимущество перед де­вочкой, чья мама не может позволить себе таких расходов, при этом уровень танцевального мастерства обеих девочек может быть равным. Нужно, чтобы исход конкурса зависел в большей степени от таланта и упорства ребенка и в меньшей степени — от возмож­ности материального обеспечения его работы.

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки ре­зультатов конкурсной работы компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований и эрудиционов, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для опре­деления победителя используются качественные показатели (изящество, остроумие, находчивость и т.д.). Поскольку понима­ние этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса.

Но, тем не менее, существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:

1. Никогда не доверять судейство в конкурсной програм­ме одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.

2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собст­венного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.

3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересован­ных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное — сделать так, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и детских обид.

И, в-четвертых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоцио­нальной и материальной оценке труда детей.

Подготовительный этап конкурсной программы должен за­вершиться демонстрацией конечных продуктов деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде показательного выступления на сцене или другой специ­ально оборудованной площадке. Только в некоторых случаях (например, конкурс на лучшее сочинение или конкурс на луч­ший перевод) результат публично не демонстрируется. Этап де­монстрации результатов должен стать ярким эмоциональным со­бытием в жизни ребенка-конкурсанта

 

В целом можно сделать вывод об их несомненной ценности длительных досуговых программ, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей.

Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности в сфере детского досуга. Ценность предложенной классификации состоит в том, что степень со-участия детей в программе – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: