I. Организационно-педагогический блок
Учитель приветствует учащихся, проверяет в «Списке участников» всех, кто присоединился к уроку, настраивает звук и демонстрацию рабочего стола. Каждый ребенок поверяет по списку наличие оборудования.
Учитель предлагает проверить готовность рабочего места к уроку, используя слайд 1.
Ученики записывают в рабочей тетради дату и указывают вид работы. Учитель обращает внимание на образцы написания букв, напоминает о правильной посадке во время работы.
Слайд 2.
II. Мотивационно-актуализирующий блок
Учитель предлагает задание 1 (проблемное) с целью мотивации деятельности на уроке.
Слайд 3.
Учащиеся должны вспомнить, названия частей слова, для чего служит каждая часть слова, пройдя по ссылке на экране https://learningapps.org/display?v=ppd8wie7a21
Слайд 4.
Работаем фронтально, показываем готовность к ответу, используя сигнал «поднять руку».
С целью актуализации и опыта деятельности учитель предлагает задание 2.
Учащиеся вспоминают, что значит выполнить разбор слова по составу.
Работаем фронтально, показываем готовность к ответу, используя сигнал «поднять руку». Несколько учеников (по предложению учителя) называют свои варианты. Учитель комментирует ответы.
Слайд 5.
Задание 3.
Слайд 6.
Выполняем следующие действия:
1. Прочитать стихотворение.
2. Выписать слова.
3. Разобрать слова по составу, используя алгоритм.
Учитель спрашивает у детей, как они находили в словах окончания. Работаем фронтально, показываем готовность к ответу, используя сигнал «поднять руку». Два-три ученика (по предложению учителя) называют свои варианты. Учитель комментирует ответы. Учащиеся сверяют свою работу с образцом на слайде.
Слайд 7.
Есть ли среди выделенных слов слова с нулевым окончанием? Как это можно определить?
III. Информационно-образовательный блок
Учитель предлагает задание 4 с целью научиться группировать слова по определенному признаку (на основе умения выделять окончания).
Слайд 8.
Учащиеся проходят по ссылке на слайде https://learningapps.org/display?v=p7jb4sfvn21 и делят слова на 3 группы (1 группа: слова, с окончанием, выраженным звуками, 2 группа: слова с нулевым окончанием, 3 группа: слова, не имеющие окончания). Правильные ответы выделятся зелёным цветом.
Показываем готовность к ответу, используя сигнал «поднять руку». Результаты работы проговаривает три ученика (по выбору учителя): ученики должны вспомнить, что в русском языке есть слова, не имеющие окончания. Их разместить в третьем столбике. При необходимости, учащиеся корректируют результаты своей работы.
Учитель просит вспомнить еще несколько неизменяемых слов, после этого он предлагает прочитать материал со слайда «Путешествие в прошлое». При ответе на содержащийся в рубрике вопрос учащиеся должны определить, что значение слова кафе в русском языке более широкое: в современном русском языке кафе – это небольшой ресторан, где можно не только попить кофе, но и пообедать, поужинать.
Слайд 9.
Слайды 10, 11. Физкультминутка.
В ходе гимнастики для глаз учитель читает стихотворение «Овощи», по ходу чтения иллюстрирует содержание на слайде.
«Овощи»
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Потом учитель предлагает закрыть глаза и сосчитать до 10, после этого часто поморгать в течение 10 секунд и посмотреть вдаль, пройтись по комнате в течение 2 минут.
Учитель предлагает задание 5 с целью отработать понятие «родственные слова»: уточняет, что родственными называют слова, имеющие одинаковую часть – корень, и близкие по значению.
Пройдя по ссылке https://learningapps.org/display?v=ps013us0j21, учитель предлагает учащимся в цепочке слов найти лишнее слово.
Слайд 12.
Учитель рекомендует работать всем вместе, готовность к ответу показывать, используя сигнал «поднять руку» или ответ в чате. Один ученик (по предложению учителя) называет свой вариант. Учитель комментирует ответ.
Затем ученики записывают в тетрадь родственные слова к слову трава. Работают фронтально, показывают готовность к ответу, используя сигнал «поднять руку». Один ученик (по предложению учителя) называет свой вариант. Остальные осуществляют самопроверку.
С целью обучения установить причинно-следственные связи, учитель предлагает проблемное задание 6: Витя сказал: «Слова снег и снежок не являются однокоренными, т.к. корни в этих слова разные: -снег- и –снеж-. Прав ли Витя? Объясните, приводя свои примеры и используя слова-подсказки: пух, молоко, книга, пушистый, тишина, молочный, книжечка, тихий.
При доказательстве неправильности данного утверждения обратить внимание на общее значение корня в словах снег и снежок (однокоренные, родственные слова) и на возможность чередования согласных в корнях слов, вызванного стремлением языка к благозвучности произношения.
Учитель рекомендует работать всем вместе, готовность к ответу показывать, используя сигнал «поднять руку» или ответ в чате. Два-три ученика (по предложению учителя) называют свой вариант. Учитель комментирует ответы.
Слайд 13.