Перспектива развития воздушного, морского и ж/д транспорта.
Классификация и техническая характеристика воздушных и морских судов, подвижного состава ж/д транспорта и метрополитена.
Роль и задачи ГПС МЧС России и аварийно-спасательных служб, принципы их взаимодействия.
Транспортные средства автономны в пути следования и зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при ЧС или пожаре.
Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и особых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде.
Транспортные средства могут быть разделены на классы: наземный (подземный), воздушный (космический), водный (подводный), специальный и подклассы:
* наземный безрельсовый - автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, снегоходы, вездеходы, телеги, сани;
* наземный (подземный) рельсовый - железнодорожные поезда, поезда метрополитена, трамваи, дрезины, монорельсовый;
* воздушный - самолеты, вертолеты, планеры, дельтапланы, дирижабли, аэростаты, амфибии (гидропланы и экранопланы);
* космические - спутники, станции, корабли;
* водный морской и водный речной - теплоходы, катера, танкеры, сухогрузы, паромы, баржи, буксиры, контейнеровозы, сейнеры, ледоколы, парусники, плоты, гребные суда, катамараны, суда на воздушной подушке;
* подводные - подводные лодки, батискафы, батисферы;
* специальные - эскалаторы, лифты, фуникулеры, канатные дороги, трубопроводы.
Все транспортные пути всегда опасны из-за движущихся по ним ТС. Опасны также остановки городского наземного транспорта, особенно во время посадки. При постоянном дефиците городского транспорта в часы пик возможно огромное скопление пассажиров на остановках, что чревато травмами. Но наибольшую опасность представляет перевозка на всех видах транспорта опасных грузов.
Рост грузооборот, использование транспортных средств повышенной грузоподъемности и применение тяжеловесных составов, увеличивают возможность распространения пожаров до крупных размеров. Количество погибших увеличивается в связи с тем, что происходит переход к массовой эксплуатации средств с большой вместимостью пассажиров.
Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на транспорте не только не уменьшаются, но имеют тенденцию роста.
В связи с этим во всем мире уже изменилась или меняется роль пожарных служб. Пожарная служба по сути стала аварийно-спасательной, где доля числа пожаров от общего числа выездов колеблется от 30 % до 1- 2 %. При этом 80 % выездов приходиться на оказание медпомощи людям. Пожарный становиться не только спасателем, но в определенной степени медиком. Такая специализация ГПС начала развиваться и в России, когда были созданы специальные отряды и части. Оснащение их, помимо пожарного, аварийно-спасательным, медицинским оборудованием, приближает ГПС к мировым стандартам.
Кроме того ведение АСР на объектах транспорта требует привлечения других аварийно-спасательных служб и служб жизнеобеспечения: аварийноспасательные формирования; ПАСС аэропортов; пожарные поезда ж/д; службы медицины катастроф; ГИБДД и т.п. Для организации чёткого взаимодействия между службами в подразделениях и органах управления ГПС МЧС создаются инструкции и соглашения.
Пожарная опасность ТС. Характер пожара в зависимости от места его возникновения.
Прогнозирование обстановки в зависимости от места возникновения пожара, вида защиты, пожарной опасности, класса пожарной нагрузки.
Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара.
Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара.
Автомобильный транспорт является лидером по количеству жертв и материальному ущербу при ЧС. Кроме пассажиров, автотранспорт перевозит большое количество разнообразных грузов, среди которых многие являются опасными.
Основные причины ЧС на автотранспорте являются
• лобовое, боковое, касательное столкновение - 40 %;
• наезды на неподвижные или движущиеся объекты - 40 %;
• опрокидывание - 10 %;
• другие причины -10 %.
В результате происходит: деформация корпуса, заклинивание дверей, пожары и взрывы.
Типичные травмы у пассажиров и водителей
• ушибы;
• переломы;
• сотрясение мозга;
• повреждение внутренних органов; ожоги;
• смерть.
Часто при этом люди не могут самостоятельно покинуть машину, они оказываются прижатыми к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел, стойкам, перегородкам. Сначала спасатели (в качестве их выступают пожарные, оснащенные аварийно-спасательным оборудованием) оказывают помощь пострадавшим, которые не зажаты, а блокированы в деформированном салоне. Они могут покинуть его через не застекленные, оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей. А затем спасатели приступают к освобождению людей, зажатых в салонах.
В зависимости от ситуации осуществляются операции
• отгибание листового и разнопрофильного металла (разжимами, ломом, кувалдой, топором);
• перекусывание стоек, перегородок, сидений (гидроножницами);
• проделывание отверстий в корпусе, крыше, днище (циркулярной пилой);
• снятие крыши, когда это необходимо;
• поднятие машины домкратами, подъемником, рычагом, пневмоподушками или подкопом в грунте, если требуется извлечь человека.