Методические указания по выполнению практической работы №1




 

Тема: «Изучение маркировки товаров»

Цели:

- научиться определять достоверность штрихового кода, расшифровывать маркировку на товары;

- овладеть умениями расшифровывать информационные знаки.

 

Теоретические данные:

1. Методы кодирования.

Кодирование - образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.

Код - знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Цель кодирования: систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.

Правила кодирования:

- код должен иметь определенную структуру построения. Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем, она состоит из алфавита, основания, разряда и длины. Алфавитом кода могут быть цифры, буквы или их сочетание, штрихи. Число знаков в алфавите кода называется основанием. Разряд кода - позиция знака в коде, обычно первая, по ОКП 54 3121 1211, разряд - 54. Длина кода - число знаков в коде без учета пробелов,

- код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков,

- код должен способствовать упорядочению объектов.

Порядковый метод кодирования - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, самый простой метод. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, классифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Например, студенты в группе кодируются по алфавиту первых букв; остальные признаки (возраст, пол, уровень подготовки и т.п.) случайны.

Серийно-порядковый метод кодирования - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Например, консервы рыбные получают индекс Р, а затем определенный ассортиментный (порядковый) номер, например, 85 - лосось дальневосточный натуральный.

Последовательный метод кодирования - образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных группировок, полученных при иерархическом методе классификации.

Параллельный метод кодирования - образование и присвоение кода классификационной группы и/или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок полученных при фасетном методе классификации.

Достоинства и недостатки различных методов кодирования приведены в табл. 2.

Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации называется системой кодирования, которая положена в основу классификатора.

Таблица 2

Достоинства и недостатки методов кодирования продукции

Метод Достоинства Недостатки
Порядковый   Простота присвоения кодов. Экономичность использования 9999 кодов, принятых в классификаторах. Отсутствие дополнительной информации об объектах. Невозможность выделения общности и разницы между объектами.
Серийно-порядковый   Упорядочение объектов по сериям, в результате чего появляется дополнительная информация. Требуется дополнительное распределение множества по объектам по определенным признакам.
Последовательный   При малой значности кода большая информационная емкость.     Жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируемых признаков, сложность изменения в коде с целью введения новых признаков.
Параллельный Хорошая приспособленность для машинной обработки гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасету. Недостаточная связь между отдельными группировками.

 

Согласно ОКП, вся продукция народного хозяйства делится на 98 классов. Каждый класс - на 10 подклассов, каждый подкласс - на 10 групп, каждая подгруппа - на 10 подгрупп, а подгруппа - на 10 видов.

Для продовольственных товаров используются:

91-й класс - продукция пищевкусовой промышленности;

92-й класс - продукция рыбной, мясной, мукомольно-крупяной промышленности;

97-й класс - продукция сельского хозяйства;

98-й класс - продукция животноводства.

Принято шестизначное цифровое обозначение продукции:

91 5 8 1 1 - первые две цифры обозначают класс изделия, третья - подкласс, четвертая - группу, пятая - подгруппу, шестая - вид. Все вместе эти шесть цифр образуют высшую классификационную группировку, которая обусловливает особенности товара до вида.

Продукция в полной ассортиментной номенклатуре обозначается десятью знаками, то есть к полной классификационной группировке добавляется еще четыре знака. Знаки могут обозначать регистрационный номер или обозначать внутривидовую характеристику товара.

В настоящее время в нашей стране применяют следующие виды общероссийских классификаторов: ОКОНХ - ОК отраслей народного хозяйства; ОКПО - ОК предприятий и организаций; ОКП - ОК сельскохозяйственной и промышленной продукции; ОКСТУ - ОК стандартов и технических условий; ОКУН - ОК услуг населению.

 

 

Маркировка — текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на упаковку или товар и другие вспомогательные средства.

 

Главным назначением маркировки является доведение основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара.

Функции маркировки

 

Информационная функция — доведение до заинтересованных субъектов всех необходимых сведений о товаре, регламентируемых Федеральным законом «О защите прав потребителей».

 

В соответствии с этим Законом продавец обязан предоставить приобретателю следующую информацию о товаре:

адрес (место нахождения);

фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), импортера;

наименование технического регламента или иное обозначение об обязательном подтверждении соответствия товара;

сведения об основных потребительских свойствах товаров

сведения о составе (в том числе наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, а также компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если их содержание в таком компоненте превьппает 0,9 %)

о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

информацию об энергетической эффективности товаров при необходимости;

срок службы или срок годности товаров, а также сведения о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.

 

Идентифицирующая функция — доведение до потребителей, продавцов, экспертов и контролирующих органов информации, позволяющей идентифицировать товары — установить их соответствие действующим законам, ГОСТам, договорам по ассортиментной принадлежности, качеству и безопасности.

 

Эмоциональная и мотивационная функции - воздействие маркировки товара на психоэмоциональное состояние потребителей для удовлетворения эстетических потребностей, а также мотивации покупки. В современных условиях производители стремятся привлечь внимание покупателей к своим товарам с помощью упаковки и маркировки для увеличения доли продаж.

Структура товарной маркировки

Товарная маркировка является первым информационным блоком, с которым встречается потребитель при покупке товара, и содержит всю основную информацию.

 

При этом маркировка товаров должна быть:

четкой и разборчивой, выделяться или размешаться на фоне, контрастном по отношению к цвету упаковки (изделия);

устойчивой к воздействию климатических факторов;

сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара;

достаточной для обеспечения безопасного обращения с товарами.

 

В структуре маркировки можно выделить три основных элемента:

текст;

рисунок;

информационные знаки.

 

Текст является наиболее распространенным элементом, наиболее доступным для потребителей и других субъектов рыночных отношений. В тексте товарной маркировки могут быть использованы все формы товарной информации.

 

К нему предъявляются требования в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», а также ГОСТами на маркировку групп непродовольственных товаров.

Маркировка продовольственных товаров

 

Должна содержать следующую информацию:

наименование продукта и его вид, сорт, марку;

наименование страны, производителя и его адрес;

массу нетто или объем продукта;

состав — наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;

пищевую ценность (калорийность, количество белков, жиров и углеводов, а также наличие витаминов);

условия хранения;

срок годности, дату изготовления;

способ приготовления (для полуфабрикатов и продуктов, предназначенных для детского питания);

рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);

обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар; информацию о подтверждении соответствия.

Маркировка непродовольственных товаров

 

Должна содержать следующую информацию:

наименование товара;

наименование страны, производителя, его адрес;

назначение (область использования);

основные свойства и характеристики;

правила и условия эффективного и безопасного использования;

обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар;

информация о подтверждении соответствия.

 

Рисунок наносится на товар для выполнения эмоциональной и мотивационной функции. Именно наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями. Однако он не всегда присутствует на маркировке.

 

Информационные знаки представляют собой краткие и информативные изображения, несущие определенную информацию. Многие информационные знаки расшифровать под силу только специалистам в области торговли. Применяемые в настоящее время информационные знаки разделяют на следующие группы: товарные знаки, знаки наименования мест происхождения товаров, знаки соответствия или качества, штриховые коды, компонентные знаки, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупредительные, экологические.

Виды маркировки

 

Маркировка бывает:

Производственная — маркировка, наносимая предприятием — изготовителем товаров и регламентируемая в первую очередь ФЗ «О защите прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию;

Торговая — маркировка, наносимая поставщиком или продавцом товаров (услуг).

Производственная маркировка

 

Носители производственной маркировки — этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.

Этикетка

Этикетка — основной носитель информации о товаре, на которой указываются все сведения, необходимые для субъектов рыночных отношений. Этикетки печатаются типографским способом и приклеиваются на товар или упаковку, наносятся литографическим способом на банки консервов, наносятся с помощью лазера на этикетку или сам товар (дата изготовления и срок годности товара).

 

 

Кольеретка

 

Кольеретки — специальный вид этикетки, наносимый на горлышко бутылки алкогольной и безалкогольной продукции. Они не содержат большого объема информации, а иногда на них наносят лишь фирменный знак или наименование товара. Основная функция кольеретки — создание эстетического образа.

 

Вкладыш

 

Вкладыши — разновидность этикетки, которая содержит основные сведения о товаре и вкладывается в упаковку товара, когда поместить всю необходимую информацию на коробке не представляется возможным. Иногда помимо информативной части содержит рекламу. Чаще всего вкладыши можно увидеть в упаковках парфюмерно-косметических товаров, кондитерских товаров и лекарственных средств.

Бирка

Бирки — носители маркировки, которые могут пришиваться, приклеиваться, подвешиваться на товар. На бирках в основном указывают фирменное наименование или товарный знак.

 

Ярлык

 

Ярлыки точно так же, как и бирки, прикладываются, приклеиваются, пришиваются или подвешиваются на товар, но в отличие от бирок содержат больше информации, например сорт, марку, размер, дату выпуска и др.

Контрольная лента

 

Контрольные ленты имеют небольшой размер, содержат в основном символическую информацию, дополняющую информацию на этикетках, ярлыках и бирках, а также используются в случае потери основной информации. Чаще всего размещаются на одежде и обуви.

 

Клеймо и штамп

 

Клейма и штампы — обозначения установленной формы, наносимые на товары, а также на упаковку и этикетки. В зависимости от того, где они нанесены, их делят на производственные и торговые, а в зависимости от своего назначения — на ветеринарные, карантинные, товароведные.

 

Примерами клейм и штампов служат ветеринарное клеймение туш убойных животных, вдавливание даты изготовления в сыры, штампование фирменной упаковки для предотвращения фальсификации товаров.

 

Торговая маркировка

 

Носители торговой маркировки — товарные и кассовые чеки, а также ценники.

 

Торговая маркировка в отличие от производственной несет в большей степени информацию о продавце, а наносится, как правило, не на товар, а на носители. Информация, которая должна содержаться на этих носителях, регулируется Постановлением Правительства N 55 «Правила продажи отдельных видов товаров».

Кассовый чек

 

Кассовый чек — документ, подтверждающий совершение договора купли-продажи. Это фискальный документ, имеющий отношение к уплате налогов, должен содержать следующие реквизиты:

наименование предприятия-продавца;

номер контрольно-кассовой машины;

дату продажи;

стоимость покупки.

 

 

Товарный чек

 

Товарный чек выдается вместе с кассовым чеком при продаже непродовольственных товаров. При продаже продовольственных товаров может выдаваться вместе с кассовым чеком для детализации купленных товаров в отчетных документах, а при отсутствии контрольно-кассовых машин — в качестве подтверждения совершения купли-продажи. Должен содержать следующие реквизиты:

наименование предприятия-продавца;

наименование товара;

размерные характеристики;

цену;

дату реализации.

 

 

Ценник

 

Ценник — документ, который служит для доведения краткой информации о товаре и его цене до потребителя и является основанием для совершения сделки купли-продажи, поэтому в магазинах размешается строго под продаваемым товаром. Должен содержать следующую информацию:

наименование предприятия-продавца;

наименование товара;

наименование предприятия-изготовителя;

сорт;

марку;

срок годности;

цену за единицу.

 

На обороте ценника продавец ставит дату заполнения, подпись заполнившего лица, а также печать организации. К сожалению, большинство ценников в розничной торговой сети не соответствует предъявляемым к ним требованиям.

Алгоритм выполнения задания:

Задание 1.

Изучите и запишите в тетрадь правила определения достоверности штрихового кода. Определите достоверность кода предложенных образцов маркировки товаров.

Ответьте письменно на вопросы:

  1. Как расшифровывается «EAN»?
  2. Сколько знаков может иметь штриховой код?
  3. Что обозначают первые 2-3 цифры в штриховом коде? Для чего предназначен штриховой код?
  4. Какие еще существуют в мире системы кодирования?

Задание 2.

Изучите и зарисуйте в тетрадь основные информационные знаки Расшифруйте информационные знаки на предложенных образцах маркировки.

Задание 3.

Проанализируйте информацию 2-3 носителей маркировки и установите соответствие обязательным требованиям действующих стандартов на маркировку одноименной продукции. Результаты оформите в виде таблицы.

Наименование товара Требования ГОСТ Фактическое соответствие
  1.      
  2.      
  3.      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: