Бюджет Самарской области




Таблица 1.

Механизм действия НДС

Этапы движения товаров от производителя к конечному потребителю Стоимость (исключая НДС), у.е. Стоимость, по которой продастся товар, у.е. Входной НДС, у.е. Выходной НДС, у.е. Сумма, перечисляемая государ­ству, у.е.
Первичный производитель Промышленник в обрабатывающих отраслях Оптовый продавец Розничный продавец Конечный потребитель     10000 20000 25000       1500 3000 3750   3750 6000   1 500
 

 

Таким образом, из приведенного примера видно, что ко­нечный потребитель уплатит за товар 46 000 у.е., из которых 6000 у.е. представляет НДС, уплаченный государству покупате­лем в цене товара.

Так же можно рассмотреть и упрощенную схему расчета НДС, при прохождении товара от изготовителя сырья до конечного потребителя готовой продукции (рис. 1)

Бюджет НДС 1 – 4 = НДС 5
       
   
 
 
НДС 1
1 предприятие-изготовитель сырья

 


Сырье

           
 
   
 
   
 

 

 


3 предприятие-изготовитель продукции
Комплектующие

 

           
   
 
   
 
 

 

 


4 предприятие снабженческо-сбытовое
Продукция

       
   
 
 

 

 


5 предприятие торговое
Товар

       
   
 
 

 


Потребитель
Товар

 

Рис. 1 Упрощенная схема расчета НДС

Как уже было сказано, базой для расчета налога выступает облагаемый оборот, кото­рым является стоимость реализованных товаров (работ, услуг), ис­численная исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них НДС; государст­венных регулируемых розничных цен (за вычетом в соответствую­щих случаях торговых скидок) и тарифов, включающих в себя НДС.

Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, свя­занных с производством и сбытом продукции, и прибыли, учиты­вающей конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойст­ва товаров (работ, услуг). Предприятия реализуют товары (рабо­ты, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС, рассчитанную по установленной ставке (20 или 10%). В окончательном виде сво­бодная (рыночная) цена реализации включает в себя полную себе­стоимость (издержки производства и обращения)

этих товаров (ра­бот, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и НДС. Ниже приведена схема формирования свободной (рыночной) це­ны (рис. 2).

 

    Издержки производства и обращения Прибыль Акциз    
НДС материалов материалы Добавленная стоимость обработкой товара, подле­жащая налогообложению НДС обра­ботки товара
    Облагаемый оборот    
Цена реализации товара
           

 

Рис. 2 Формирование свободной рыночной цены

По государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС, реализуются продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-техни­ческого назначения — услуги связи, грузовые транспортные пере­возки и др. (рис. 3).

Регулируемая цена     НДС
Цена реализации товара    

 

Рис. 3 Формирование государственной оптовой цены

По государственным регулируемым розничным ценам и тари­фам, включающим в себя НДС, реализуются отдельные (основ­ные) потребительские товары и услуги, оказываемые населению (рис. 4).

Регулируемая цена товара, включающая НДС
Цена реализации товара

Рис. 4 Государственная розничная цена

Основной функцией НДС является – фискальная (распределительная), т. е. реализуется главное назначение данного налога – формирование финансовых ресурсов государства (в среднем НДС формирует 13,5% бюджетов стран, где он применяется). При этом для НДС характерен ряд свойств:

· фискальное – как было сказано, пополнение государственной казны;

· регулирующее, осуществляемое через налоговый механизм;

· стимулирующее, осуществляемое через систему льгот и предпочтений.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сущность и назначение НДС сводятся к следующему:

1. стремление увеличить государственные доходы от налогов на потребление; НДС имеет потенциально широкую базу обложения;

2. предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров и услуг (плательщик НДС – конечный потребитель товаров и услуг).

 

Глава 2. Роль НДС и методика исчисления.

Изобретение налога принадлежит М. Лоре (Франция), который в 1954 г. описал схему его действия, способного заменить налог с оборота, функционировавший в тот период в стране. Такая необходимость была вызвана потребностью устранения "каскадного эффекта", присущего налогу с оборота. В 1968 г. осуществлено полное введение НДС во Франции. До этого в чистом виде налог не действовал ни в одной стране, но с 1968 г. его распространение приняло интенсивный характер. Этому способствовало принятие I и III Директив ЕЭС в апреле 1967 г., которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран—членов ЕЭС и устанавливали сроки его введения (до 1972 г.). Для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество, необходимым условием стало наличие функционирующей системы налога на добавленную стоимость. Подробные инструкции по применению НДС определены IV Директивой. Однако, до сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные различия.

В период с 1967 г. по 1991 г. НДС был введен в 20 из 24 стран ОЭСР. Среди основных мотивов изменения налоговой системы стран в следующие:

· НДС позволяет точно и быстро проводить налоговые операции с помощью совершенной техники и налаженной системы документооборота (без технического компьютерного оснащения использование системы НДС невозможно);

· введение НДС — обязательное условие вступления страны в Общий рынок;

· НДС более эффективен по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг;

· НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.

А по состоянию на 31 декабря 1993 года НДС взимался в 43 странах мира. Но в ряде ведущих стран он так до сих пор и не применяется. Так, например, попытка введения, НДС в США закончились жаркими дебатами в конгрессе и признанием нецелесообразности смещения налоговых "весов" в сторону косвенного налогообложения. При этом нужно отметить, что дебатам в конгрессе предшествовала кропотливая двухгодичная работа специалистов по анализу эффективности перехода к новой системе.

Рассмотрим подробнее функционирование НДС в различных странах.

Англия

Налог на добавленную стоимость занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует пример 17% бюджета страны.

Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная каждой стадии производства и реализации товаров и услуг, разница между выручкой и стоимостью закупок у поставщика. Ставка налога — 17,5%.

Не подлежат обложению следующие виды товаров и услуг: продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, оплата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

 

Франция

Ведущим звеном бюджетной системы выступаетналог на добавленную стоимость. Речь идет об общем налоге на потребление, который затрагивает все товары и услу­ги, потребленные или использованные на территории страны. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от налога на добавленную стоимость освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, мо­гут воспользоваться правом на возмещение. Импортные опера­ции подлежат налогообложению согласно внутреннему праву.

Уплата налога на добавленную стоимость определяется ха­рактером совершаемой сделки и не принимает в расчет финан­совое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина неза­висимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Помимо розничной цены, сюда включаются все сборы и по­шлины кроме НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. При прода­же товара предприятие полностью компенсирует все свои затра­ты по уплате НДС и добавляет налог на вновь созданную на предприятии стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется в бюджет. Вся тяжесть налога ложится отнюдь не на предприятие, а на конечного потребителя данной продукции.

Во Франции функционируют четыре ставки налога на добав­ленную стоимость. Основная ставка налога в настоящее время равна 18,6%. Повышенная ставка — 22% применяется к некото­рым видам товаров: автомобили, кино- и фототовары, алкоголь, та­бачные изделия, парфюмерия, отдельные предметы роскоши, например ценные меха. До недавнего времени повышенная ставка имела размер 33,33%. Пониженная ставка — 7% — установлена на товары культурного обихода. В это понятие входят книги. Самая низкая ставка — 5,5% — применяется для товаров и услуг первой необходимости. К этой категории относится большинство продуктов питания, кроме шоколада и алкоголь­ных напитков, продукция сельского хозяйства, медикаменты, жилье, транспорт, туристические и гостиничные услуги, грузо­вые и пассажирские перевозки, зрелищные мероприятия, обеды для работников предприятий.

По данному налогу имеются значительные льготы. Так, ст. 25 финансового законодательства 1991 г. установлено, что пред­приятия могут освобождаться от уплаты налога на добавленную стоимость в том случае, если за предыдущий финансовый год их оборот не превысил 70 тыс. франков. В этом случае они пользу­ются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным.

Кроме этого, от НДС освобождаются:

· деятельность государственных учреждений, направленная на осуществление административных, социальных, воспита­тельных, культурных и спортивных функций;

· медицина и образование;

· некоторые свободные профессии: частная преподавательская деятельность, частнопрактикующие врачи, люди, занимаю­щиеся духовным творчеством.

Есть виды деятельности, где возможно освобождение от НДС. Точнее, налогоплательщику предоставляется возможность выбирать, что платить: НДС или подоходный налог. Это сдача в аренду помещений для экономической деятельности; финансо­вое и банковское дело; литературная, артистическая, спортивная деятельность; муниципальное хозяйство.

 

Германия

Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государствуналог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% — второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоя­щее время составляет 15%. Но основные продовольственные то­вары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке — 7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов.

НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, пред­приниматель, у которого оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс. марок, а в текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождается от уплаты налога на добавленную стои­мость. Но, естественно, он лишается при этом и права возмеще­ния сумм налога в выставленных на него счетах. Данный пред­приниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право отказаться от положенного ему освобожде­ния от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях.

Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тыс. марок, то он имеет право на регрессивное на­логообложение и вносит в бюджет лишь 80% от расчетной сум­мы НДС.

Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Освобождены и това­ры, идущие на экспорт.

 

Италия

Для налогообложения добавленная стоимость рассчитываются как разница между вы­ручкой, полученной от продажи товаров или реализации услуг, и непосредственной себестоимостью этих товаров и услуг. Иначе можно сказать, что это разница между стоимостью товаров (имущества), которые поступают на предприятие в качестве сырьевых и вспомогательных материалов, и стоимостью данных товаров при их выпуске в качестве готовой продукции. Налог взимается с предпринимателя в пределах прироста стоимости, полученного товаром при переходах в рамках производственного или коммерческого циклов.

Обычная ставка налога на добавленную стоимость в Италии составляет 19%. Но действуют и налоговые ставки со скидкой — 13, 9 и 4%. Со скидкой облагаются продовольственные товары, газеты, журналы.

Вывоз товаров на экспорт, международные услуги и связан­ные с ними операции не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Из операций, осуществляемых на территории Италии, осво­бождаются от НДС операции по страхованию и выдаче креди­тов, распространению акций и облигаций, расходы по медицин­скому обеспечению, народному образованию, культуре, неком­мерческие виды аренды, почтовые услуги, операции с золотом и иностранной валютой.

 

Испания

Важнейшее место в федеральной налоговой системе, как и в Российской Федерации, занимаетналог на добавленную стои­мость. Налог в последние годы имеет тенденцию к повышению. Так, в 1986 г., когда данный налог был введен в связи с вхожде­нием Испании в ЕЭС, и до 1993 г. включительно ставка меня­лась с 12 до 15%. С 1994 г. НДС взимается по ставке 16%. Кроме основной, функционируют две пониженные ставки налога. Для продовольственных товаров, культурных и спортивных меро­приятий, гостиничных и транспортных услуг применяется НДС в размере 7%. А для продуктов первой необходимости — хлеб, молоко, яйца, зерно, фрукты, овощи, лекарства, книги, газеты, муниципальное жилье — налог понижается до 4%.

Механизм взимания НДС известен и не нуждается в описа­нии. Как и в большинстве стран, в Испании облагается внут­ренний оборот с освобождением экспортных операций. Не об­лагаются также медицинские услуги в больницах, финансовые, банковские и страховые операции, образование.

В доходной части федерального бюджета сумма НДС равна 3533,8 млрд. песет, или 24,9%.

 

Российская Федерация.

НДС в России является основным федеральным налогом и регулируется главой 21 части 2 Налогового Кодекса РФ от 19 июля 2000г.

Налоговая база:

1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависи­мости от особенностей реализации произведенных им или приобретен­ных на стороне товаров (работ, услуг).

При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных ставок налога налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по раз­ным ставкам.

При применении одинаковых ставок налога налоговая база опреде­ляется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке

2. При определении налоговой базы выручка от реализации това­ров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплатель­щика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, ус­луг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае воз­можности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

3. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогопла­тельщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Цен­трального банка Российской Федерации соответственно на дату реализа­ции товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.[1]

Налоговые ставки. В соответствии со статьей 164 части 2 НК РФ в России применяются несколько видов ставок:

· 0% - товары, помещаемые под таможенный режим; работы (услуги), осуществляемые в космическом пространстве и наземные, связанные с ними; драгметаллы при условии их добычи или производства налогоплательщиками; товары для пользования дипломатическим и приравненному к нему персоналу.

· 10% - продовольственные товары: мясо и мясопродукты (исключая деликатесные), молоко и молокопродукты, зерновые, рыба живая (исключая ценные породы), море- и рыбопродукты (исключая деликатесные); некоторые товары для детей.

· 20% - товары (работы, услуги), не указанные в подпунктах 1 и 2 статьи 164.

Порядок исчисления налога:

1. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемые отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога.

3. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

4. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.[2]

В России НДС стоит на первом месте среди других налогов по поступлению в бюджеты различных уровней. До принятия НК РФ НДС участвовал в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. С выходом же НК РФ и принятием бюджета РФ на 2001г. НДС поступает только в Федеральный бюджет в размере 100%.

Рассмотрим, какую же роль НДС играл в бюджетах г. Самары, Самарской области (до 2001 г.) и Федеральном бюджете (включая 2001 г.).

 

Бюджет города Самары

Год Сумма налога, поступившего В % к общей сумме В % к налоговым доходам
    7,93 21,70
    4,83 5,44

 

Бюджет Самарской области

Год Сумма налога, поступившего В % к общей сумме В % к налоговым доходам
       
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: