Рабочая тетрадь
Для самостоятельной работы студентов
По дисциплине «Психология»
______________________________________
студент (ФИО)
Специальность __________________
Группа _________________________
Преподаватель: _________________________
должность, ФИО
Тула – 2010 г.
II. Тема «Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики. Сознание человека».
1. Самостоятельно выполните таблицу «Сравнительная характеристика психики животных и человека»
характеристика психики животных | характеристика психики человека |
Конкретное, практическое мышление, зависящее от конкретной ситуации. | Абстрактное, сознательное мышление, не связанное с конкретной ситуацией. |
Создание орудий труда только для конкретной ситуации. | Способность создавать и сохранять орудия труда, использовать их в следующий раз. |
Имеют опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель, приобретают личный опыт в жизненных ситуациях, но не приобретают общественный опыт. | Кроме личного опыта приобретают общественный опыт и передают его последующим поколениям. Этот опыт в наибольшей степени развивает психику человека. |
Предметы и явления действительности могут вызвать у животных определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. | Способность сопереживать горе и радость другого человека, которого у животного нет. |
2. Схематически нарисуйте структуру психики, давая определение каждому элементу схемы, в т.ч. понятию «психика».
Психика
психические процессы психические свойства
психические состояния
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении на этой основе неотчуждаемой от субъекта картины этого мира и регуляции поведения и деятельности.
Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психические состояния - определившиеся в данное время относительно устойчивые уровни психической деятельности, которые проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
3. Заполните таблицу «Развитие психики в филогенезе: основные эволюционные уровни» (по А.Н. Леонтьеву).
Название уровня развития | Краткая характеристика | |
Стадия элементарной сенсорной психики. | ||
1. Низший уровень | Четкие реакции на биологически значимые среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движения. Слабая целенаправленная двигательная активность. | |
2. Высший уровень | Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Способность избегать условий среды, вести активный поиск положительных раздражителей. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы-инстинкты. | |
Стадия воспринимающей психики. | ||
1. Низший уровень | Формирование двигательных навыков, преобладают генетически запрограммированные компоненты; двигательные способности сложны и разнообразны; активный поиск положительных раздражителей и избегание вредных, развитое защитное поведение. | |
2. Высший уровень | Высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению. | |
3. Наивысший уровень | Выделение специализированных органов манипулирования - лап и рук, использование исследовательских форм поведения с широким применением ранее приобретенных знаний, умений и навыков. | |
Стадия интеллекта и сознания. | ||
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и творческом преобразовании окружающей действительности. | Предварительное построение мысленного образа действий, предвиденье их результатов, разумное регулирование и самоконтроль поведения. | |
4. Заполните таблицу «Развитие психики в онтогенезе: этапы становления человеческого сознания».
Название этапа развития | Краткая характеристика |
Пренатальный период | Стадия внутриутробного развития плода. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, моторика. |
Детство | Этап, который длится от рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют следующие периоды: - младенческий возраст - ранний возраст, - дошкольный возраст, - младший школьный возраст. |
Младенческий возраст | Этап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: — новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению с взрослыми; — первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно–личностное общение с взрослым; — второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно–манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с „кризисом первого года“, свидетельствующим о формировании личности ребенка. |
Ранний возраст | Этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В это время происходят следующие события индивидуального развития: - формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; - развивается ситуативно–деловое общение с взрослыми и общение со сверстниками; - формируются когнитивные процессы; - происходит овладение пассивной и активной речью; - становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания. |
Дошкольный возраст | Этап индивидуального психического развития, который продолжается от 3 до 6–7 лет. Выделяют три периода: - младший дошкольный возраст (3–4 года), - средний дошкольный возраст (4–5 лет), - старший дошкольный возраст (5–7 лет). Дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития. |
Младший школьный возраст | Этап индивидуального психического развития, который продолжается от 6–7 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (1 - 4 классы) современной школе. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста — возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий. |
Подростковый возраст | Этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношеского возраста (от 11–12 до 16–17 лет). Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Основной чертой психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. |
Юношеский возраст | Этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения подросткового возраста до наступления взрослости. У юношей этот временной интервал охватывает 17–21 год, у девушек — 16–20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. |
5. С помощью приведенных понятий, распределяя их по соответствующим столбцам, заполните таблицу «Формы проявления психики»: устойчивый интерес, ощущения, творческий подъем, характер, восприятие, темперамент, память, апатия, способности, мышление, угнетенность, раздраженность, воображение, речь, потребности, эмоции, идеалы, рассеянность.
Психические процессы | Психические состояния | Психические свойства |
Ощущения Восприятие Память Мышление Речь Воображение | Раздраженность Рассеянность Угнетенность Творческий подъем Устойчивый интерес Апатия Эмоции | Темперамент Характер Способности Идеалы Потребности |
6. Опишите теорию возникновения психики А.Н. Леонтьева с четким выделением критерия психического.
Стимулом к появлению психики мог послужить переход от жизни в однородной среде (первичный питательный бульон) к среде вещнооформленных объектов, неоднородных по своей природе. В качестве объективного критерия психики принято рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически-нейтральные воздействия, т.е. на те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ.
7. Опишите гипотезу о возникновении и развитии сознания; роль труда и речи в возникновении сознания; соотношение сознания и бессознательного в поведении человека.
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.
Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.
Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.
Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.
8. Нарисуйте схематически строение нервной системы человека, давая краткую характеристику ее каждому элементу и описывая их основную функцию (центральная НС, периферическая НС, телесная (соматическая) НС, вегетативная НС и др.).