Классификация процессов воображения




Контрольная работа

На тему

«Психология и педагогика»

 

Выполнил: Бибиков Евгений

Юрьевич

Факультет: Заочный

Шифр: 11-СЖДк-202

 

Проверил:

 

Санкт-Петербург 2012

Психология.

Психология как наука.

Задание № 3

Некоторые психологи XIX века (В. Вундт, У.Джеймс и др.) утверждали, что психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения.

Докажите, почему принципиально невозможно познание психических явлений только с помощью самонаблюдения.

 

Еще у Галилея наметилось резкое противопоставление субъективного и объективного, которое характерно для новой философии; объективное понималось им как истинное, настоящее, субъективное – как искажение.

 

Развитие психики и сознания.

Задание № 7

Какая деятельность: сознательная или бессознательная - проявляется в приведенных ниже примерах?

А. У больного белой горячкой реальная действительность как бы заслоняется многочисленными яркими галлюцинациями: ему мерещатся черти, которые ругают его, строят рожи, грозят. Оп видит, как па него нападают животные, насекомые, лезут на пего, кусают, он как бы слышит голоса, угрожающие убить его. Спасаясь от преследователей, он иногда получает тяжелые травмы, увечья.

Б. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у товарища. Испытуемый не мог выполнить это задание гипнотизера. Между тем другие приказы - умыться, взять книгу и т. п. - испытуемый выполнял.

В. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.

Г. Семиклассник, которого поддразнивания друзей вывели из себя, изорвал учебники и тетради, ударил одного из товарищей.

Д. Выпускник школы поступил в педагогический институт и объясняет это тем, что он любит детей и ему нравится понятно излагать математические доказательства.

 

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают. Высшим уровнем развития психики человека является сознание.

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. В 18-19 веках представителями идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр, Гартман, Бергсон) и материалистами (Сеченов, Павлов, Бехтерев) были созданы теории бессознательного. 1-е Международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда ученые осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения людей. После появления трудов З. Фрейда началась новая эра в изучении бессознательного.

 

Сознательное – Г, Д

 

Бессознательное - А, Б, В

 

Деятельность и ее освоение.

Задание № 2

В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом подниматься или опускаться, другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь мост крапа вдоль оси. Иными словами, с помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям.

Б. Неопытный крановщик передвигает груз последовательно по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдет, остановится, затем пойдет в другом направлении.

В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть палево, два - потянуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть направо».

Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что оттуда транспорт идти не может.

Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении, и для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие к данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.

Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.

 

Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Привычка (ж., анг. habit) — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки». При формировании привычки, неоднократно выполняется какое-либо действие, чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением этого действия — приятный эмоциональный тон, так как оно является «усвоенное..., которое стало автоматическим и совершается без усилий». Является разновидностью автоматизированных действий и привычка является конечной: привычка < навык < умение.

Навык – Е

Умение – А

Привычка – Г

 

Внимание.

Задание № 2

Определите, о каком свойстве внимания говорится в этом примере.

В 1794 году девятилетнему мальчику делали хирургическую операцию, чтобы удалить опухоль. В то время обезболивающих средств еще не изобрели, и мальчика пытались увлечь, рассказывая ему настолько интересную историю, что впоследствии он утверждал, что совсем не чувствовал боли. Через 18 лет этот мальчик принес издателю сказку «Белоснежка и семь гномов», подписанную именем Якоба Гримма, одного из самых известного сказочников.

Концентрация внимания — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта», в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона.

Концентрация внимания является одним из свойств внимания. Другие свойства внимания: устойчивость, распределение, переключаемость и предметность.

Ощущения и восприятие.

Задание № 12

Существует множество классификаций ощущений цвета. Приведите примеры к названным:

1. Теплые цвета:

Холодные цвета:

2. Активные цвета:

Пассивные цвета:

3. Тяжелые цвета:

Легкие цвета:

4. Отступающие цвета:

Наступающие цвета:

5. Цвета-антагонисты:

красный-зеленый,...

 

Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.

Холодные цвета: синий, голубой, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный.

Красный цвет — наиболее эмоциональный и активный из трех основных цветов.

Пассивную группу цветов составляют в цветовой системе Гёте синий, лиловый, фиолетовый.

Тяжесть или легкость цвета зависит также от материала краски: того же цвета масляная краска кажется тяжелее водяной краски; поверхность с грубой фактурой тяжелее

Принято считать выступающими теплые цвета, а отступающими холодные цвета.

Красный — зеленый; желтый — фиолетовый; - антагонисты.

 

Память. Представления.

Задание № 4

Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся с данным словом в таком же соотношении, как и в приведенном образце:

А. Запоминание -... (обучение, опыт, мотив, информирование).

Образец: деятельность - цель.

Б. Память -... (представление, сознание, процесс, сохранение).

Образец: психика - чувственное познание.

В. Представление -... (мысль, чувственный образ, безусловный рефлекс, опережающее отражение).

Образец: восприятие - копия вещи.

 

А) запоминание - обучение

Б) память – сохранение

В) представление – чувственный образ

 

Мышление.

Задание № 6

Из данных понятий постройте ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему:

а) сознание, абстрактное мышление, познание, понятие;

б) сознание, психика, суждение, логическое познание.

 

 

Воображение

Задание № 4

Как можно вообразить то, свидетелем чего не мог быть, или то, чего никогда не было и быть не могло?

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающегося в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)

- Продуктивное (творческое) воображение:

с относительной новизной образов;

с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;

- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

- конкретное;

- абстрактное.

По приёмам воображения:

- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

- преднамеренное;

- непреднамеренное.

 

Сфантазировать!

Фантазия (греч. Phantasia — воображение) — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять. То есть жить образами и представлениями, рождаемыми в мозговой части Человеком - Мечтателя... Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.

 

 

Эмоции и воля.

Задание № 2

Укажите, какая функция воли (активизирующая или тормозящая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своего ответа.

А. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный вибрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше.

Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то время он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же бессильно падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвым.

В. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень усталым и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца.

А) Тормозящая. Самосохранение оказалось сильнее жажды.

Б) Активизирующая. Мысль о гибели пассажиров активизировала у пилота скрытые резервы организма, благодаря усилию воли.

В) Тормозящая. Сознание того, что ему нужно доделать свою работу, оказалось сильнее желания пойти купаться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: