Упражнения на развитие мышления




Интеллект – это способность мыслить, а не сумма знаний.

Логика – это способность проанализировать полученные знания, умение классифицировать их и находить связь между объектами (информационными структурами).

Любовь к мышлению должна прививаться не через сухие, методические занятия. Мышление - это естественная потребность человека, и главная движущая сила – это чувство интереса, радости от преодоления трудностей.

1. "Найди лишнее слово".

1) В каждом ряду подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным трём словам.

Ягнёнок, телёнок, осёл, поросёнок.

Лама, жираф, носорог, лось.

Картофель, морковь, яблоко, перец.

Клён, тополь, дуб, ель.

Скрипка, виолончель, гитара, труба.

Чай, сок, квас, мороженое.

2) В каждом ряду вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным четырём словам.

Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать,

Бросать, пинать, швырять, метать, раскидывать.

Мерин, волчица, лань, кобыла, овца.

Превосходный, поэтичный, величавый, грандиозный, величественный.

Жемчуг, сапфир, агат, изумруд, рубин.

Растирать, нарезать, толочь, измельчать, дробить.

2. "Логические задачи".

1) На одной странице нарисованы смородина и крыжовник. На другой – малина и апельсин. Что из нарисованного на второй странице подходит к первой.

А – малина Б – апельсин В – слива Г – груша Д – лимон Е – банан

2) В слове «СВЕТ» переставили буквы, и получилось слово «ЕВСТ старше Василия через много лет?

А – на 1 год Б – на 3 года В – на 2 года Г – на 4 года Д – на 6 лет

Е – на 5 лет». Такая же перестановка была сделана в слове «КИНО». Что получилось:

А – НИОК Б – НОИК В – НИКО Г – ОКИН Д – ОНИК Е – КНИО

3) Сейчас Антон на 2 года старше Василия. На сколько он будет 3. Упражнения на развитие мышления

4) В 9 часов мальчик проснулся. Когда он лёг спать, если проспал 3 часа?

А – в 18.00 Б – в 5 часов В – в 6 часов Г – в 12 часов Д – в 7 часов

Е – в 21.00

5) К празднику ученики украшают здание школы с четырёх сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисуй ответ.

6) Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра?

7) Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?

8) Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали разрезов?

9) У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две – сзади. Сколько ног у животного?

10) Сестра и брат получили по 4 конфеты. Сестра съела 2 конфеты, а брат – 3 конфеты. У кого осталось больше конфет?

3. "Проведи аналогию".

Даны три слова, первые два находятся в определённой связи. (Надо подумать, почему они связаны.) Между третьим и одним из предложенных четырёх слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвёртое слово.

Воробей – птица = щука – (насекомое, рыба, вода, млекопитающее)

Нос – лицо = палец – (человек, рука, показывать, тело)

Вода – пить = хлеб – (пирог, кофе, резать, есть)

Март – апрель = среда - (понедельник, неделя, четверг, месяц)

Картина – стена = ковёр - (одеяло, персидский, большой, пол)

Пить – напиток = есть – (голодный, овощи, пища, обедать)

Склад – товар = библиотека – (стол, библиотекарь, полка, книги)

4. "Продолжи числовой ряд".

Внимательно прочитай ряд чисел и на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд.

12 14 13 15 14 16____ _____

24 23 21 20 18 17 _____ _____

18 14 17 13 16 12 _____ _____

2 5 10 17 26 37 _____ _____

21 18 16 15 12 10 _____ _____

3 6 8 16 18 36 ______ ______

5. "Вставь недостающее слово".

Вставь слово из трёх букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

Пример: кипа (рис) унок

То (____)еник

Пи (____) ок

Бой (____) лета на (________) дюр

Ответы: вар, лот, кот, рог, чай, бор

6. "Найди названия животных".

В результате перестановки букв в данных словах получи названия животных.

Акр - _________ Норов - __________

Брак - _________ Бурсак - __________

Корт - _________ Кордон - __________

Банка - _________ Мостик - __________

Колос - _________ Шнурок - __________

7. "Найди общее название".

Напиши общее слово, для которого подходят следующие определения.

Бурый, белый, шатун - _______

Злая, сторожевая, дворовая - ___________

Стеклянная, трёхлитровая, консервная - __________

Полосатая, мяукающая, сибирская - ___________

Седые, русые, густые - _____________

Шахматная, снежная, английская - __________

Голубые, карие, грустные - ____________

Преданная, дворовая, домашняя - _____________

8. "Вставь букву «а».

Вставь в каждое буквенное сочетание букву «а» (можно вставлять две буквы, три буквы) так, чтобы получилось слово.

Пример: кш – каша.

Льт - ________ рк - ___________

Лмп - ________ рф - __________

Ннс - ________ кльк - _________

Ппрт - _______ крн - __________

Рк - ________ швбр - _________

9. "Сделай равенство верным".

Замени слова в скобках так, чтобы равенство было верным.

Пример: с+ (судьба) = (период времени), с + рок = срок

До + (костяные наросты на головах некоторых животных) = (путь) _______

В + (стихотворение) = (жидкость) _________

Сл + (дерево) = (фрукт) _________

С + (шерсть) = (эмоция) _________

М + (животное) = (темнота) ____________

10."Вставь слово по смыслу".

Проанализируй следующие смысловые ряды и впиши вместо пропусков необходимые слова.

Юрий – Москва, __________ - Петербург

Чук – Гек, Гек - _________

Джон – Евгений, __________ - Михаил

Шура – Саша, Нюра - ___________

Мамин – Сибиряк, Соколов - __________

Анел – Лена, Ашим - _____________

Украина – Киев, __________ - Россия

Китай – император, ___________ - фараон

 

11. « Не зевай! Продолжай!»

Смысл в том, чтобы ученики быстро называли ответы на вопросы.

На уроках чтения:

  • Кто последний тянул репку?
  • Как звали мальчика из «Цветика-семицветика»?
  • Как звали мальчика с длинным носом?
  • Кого победил жених мухи-цокотухи?
  • Кто пугал трёх поросят?

На уроках русского языка:

  • Какое слово содержит три буквы «о»? (трио)
  • Название какого города свидетельствует о том, что он сердитый? (Грозный).
  • Какую страну можно носить на голове? (Панама).
  • Какой гриб растёт под осиной? (Подосиновик)
  • Как можно написать слово «мышеловка» с помощью пяти букв? («Кошка»)

На уроках природоведения:

  • Паук — это насекомое?
  • Вьют ли наши перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет).
  • Как называется личинка бабочки?
  • Что ест ёжик зимой? (Ничего, он спит).

На уроках математики:

  • Тройка лошадей пробежала 4 километра. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра).
  • На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5.)
  • Назовите число, в котором три десятка. (30.)
  • Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара …(стоит впереди Любы).

12."Задачи со спичками"

1. Нужно составить 2 одинаковых треугольника из 5 спичек.

2. Нужно сложить 2 одинаковых квадрата из 7 спичек.

3. Нужно составить 3 одинаковых треугольника из 7 спичек.

 

13."Магические квадраты"

Расставьте числа 2; 4; 5; 9; 11; 15 так, чтобы по всем линиям в сумме получилось 24.

 

     
     
     

 

 

 

14."Что было сначала...". Рассмотри картинки и скажи, что было сначала, а что потом

 

 

15."Найди недостающие предметы". Нарисуй в каждом квадрате недостающий предмет

 

 

16."Близнецы"
Найди двух одинаковых коньков

17.«Выбери два главных слова»

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).

Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки).

В этом задании нужно выбрать из скобок и подчеркнуть два слова, которые являются главными (существенными) для слова перед скобками.

Задания «Аналогия», «Выбери два главных слова», «Вставь недостающее слово» направлены на развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями. Такие задания сначала вызывают затруднения, так как не встречаются в учебной деятельности. Поэтому каждое задание подробно разбирается. И только, когда сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно переходить к заданиям для самостоятельной работы.

 

 

18."Составь предложение из слов"

Составить предложения из слов - это задания, которые крайне необходимы детям (особенно дошкольникам и младшим школьникам) для грамотности речи и умения составлять рассказы. Это умение очень пригодится в начальных классах, когда ребенок сталкивается с большими трудностями при попытке пересказать или составить текст.

Дачу, на, летом, поеду, я.

Красивые, окнах, мороз, узоры, на, нарисовал.

К, катер, пристани, причалил, долгожданной.

 

Литература

1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. 2-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2002.

2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. Рабочая тетрадь. – М.: Росмэн-Пресс, 2004.

3. Зак А.З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

4. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2007.

5. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

6. Языканова Е.В. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. М.: изд-во «Экзамен», 2012.

7. Ресурсы интернета

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: