Народное хозяйство БССР
Первая половина 1960-х гг. в СССР, в том числе и в БССР, была отмечена ухудшением экономической ситуации - экономика Беларуси, как и всего СССР, продолжала отставать от наиболее развитых капиталистических стран. Одной из причин этого являлась существующая система планирования и управления из единого центра чрезвычайно сложным народным хозяйством всего СССР, где насчитывалось более 1,5 млн.!!! предприятий. С целью преодоления отрицательных явлений в экономике в 1965 г. по инициативе председателя Совета Министров СССР Косыгина была начата экономическая реформа.
Она предусматривала усовершенствование системы планирования в промышленности. Вместо 100 обязательных плановых показателей, определяемых государством, оставалось только 8, а остальные планировали сами предприятия. Прежний главный показатель работы предприятия - объем валовой продукции - уступил место объему реализованной продукции. На предприятиях вводился хозяйственный расчет - метод хозяйствования, при котором доходы, получаемые предприятием от реализации своей продукции, должны покрывать и превышать его расходы на производство. В начале 1970-х гг. первым в республике на хозрасчет перешло Министерство автомобильного транспорта, которым с 1963 по 1984 г. руководил Андреев – один из руководителей партизанского движения в годы войны, участник диверсионный группы под руководством Заслонова на Оршанском железнодорожном узле
В результате произошло повышение эффективности производства, улучшение дел в экономике. Свидетельством этому явилось успешное выполнение 8-й пятилетки (1966 - 1970 гг.). В целом советская экономика на рубеже 1960 - 1970-х гг. достигла пика своего развития.
Однако первоначальный успех реформы был непродолжительным - она не ликвидировала старую командно-административную систему. По мнению партийного руководства страны, методы управления, основанные на товарно-денежных отношениях, противоречили социалистической экономике. Это означало, что реформа была обречена на неудачу.
Пятилетние планы развития промышленности БССР в целом выполнялись. При этом развитие экономики Беларуси, как и прежде, происходило экстенсивным путем, т. е. за счет опережающего привлечения материальных и трудовых ресурсов при существенном падении темпов роста производительности труда.
Развитие тяжелой промышленности было связано со все большим превращением ее в отрасль производства для обслуживания военно-промышленного комплекса. Большой вклад в укрепление обороноспособности СССР внес уроженец Витебщины, советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда Павел Осипович Сухой. В годы Великой Отечественной войны применялись для борьбы с врагом сконструированные им фронтовые бомбардировщики, штурмовики, истребители. Ряд уникальных самолетов со стрелообразными и треугольными крыльями под маркой СУ стали основой советской авиации, а также Военно-воздушных сил Республики Беларусь.
В то же время выпуск качественных продуктов народного потребления приобрел второстепенное значение. Возрастал дефицит (недостаток) товаров первой необходимости.
Развитие новых отраслей производства привело к увеличению численности городского населения. Большая часть молодежи из деревень переселялась в города, где уровень жизни был выше.
Вторая половина 1960-х - первая половина 1980-х гг. были отмечены дальнейшим развитием транспорта. В 1984 г. была сдана в эксплуатацию первая линия Минского метрополитена. Состоялась электрификация основной железнодорожной линии Брест - Москва. Комсомол Беларуси принял самое активное участие в строительстве железнодорожной Байкало- Амурской магистрали (БАМа). Быстро развивался и самый молодой и экономичный вид транспорта - трубопроводный. Через территорию БССР еще в 1963 г. был проложен нефтепровод «Дружба».
К середине 1980-х годов стало ощущаться, что в экономике сложился механизм торможения. Причины его возникновения заключались в существовавшей тогда экономической модели.
Сложным оставалось и положение в сельском хозяйстве.Постановление мартовского Пленума ЦК КПСС «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР» 1965 г. положило начало хозяйственной реформе в этой области. В соответствии с ней была изменена система заготовок сельскохозяйственной продукции. Вместо годовых планов заготовок вводились неизменные пятилетние. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию увеличивались в 1,5 - 2 раза. Предусматривалось значительное укрепление материально-технической базы сельского хозяйства. Началась химизация сельского хозяйства - внесение в почву искусственных удобрений. Однако чрезмерная химизация вызвала обострение экологических проблем.
Сельское хозяйство в БССР специализировалось на развитии мясного и молочного животноводства, производстве картофеля, льна-долгунца, сахарной свеклы. В республике во второй половине 1960-х гг. развернулось строительство крупных механизированных ферм, комплексов по откорму крупного рогатого скота и птицефабрик. Продолжалась мелиорация. Однако около 1/3 всех мелиорированных площадей оказались пересушенными и малоэффективными для земледелия. Значительно улучшилось обеспечение сельского хозяйства соответствующей техникой.
Однако темпы роста продукции сельского хозяйства не соответствовали потребностям республики и тем денежным средствам, которые направлялись в эту отрасль народного хозяйства. Показатели производства ряда видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения ухудшились. В 1982 г. была даже разработана и принята Продовольственная программа СССР.
Постепенно улучшались условия труда населения БССР. В 1967 г. рабочие и служащие были переведены на 5-дневную рабочую неделю с двумя выходными днями, стали распространяться стиральные машины, холодильники и пылесосы, газовые и электрические плиты. Вместе с тем производство цветных телевизоров, персональных компьютеров, видеотехники только начиналось.
К началу 1980-х гг. не удалось в полной мере обеспечить высокий уровень жизни населения БССР. Острой оставалась, например, жилищная проблема. Однако по сравнению с другими советскими республиками БССР считалась одной из лучших в плане обеспечения продовольственными и промышленными товарами.