Процедурные аспекты осуществления налогового контроля




1. Решение о назначении выездной налоговой проверки:

- насколько возможна замена членов комиссии, осуществляющих выездную налоговую проверку? В случае замены, должна ли такая проверка начинаться с начала?

- возможно ли изменение перечня налогов, подвергаемых выездной налоговой проверке? Возможно ли изменение периодов, подвергаемых выездной проверки (в сторону увеличения или уменьшения их числа)?

- возможно ли истребование или выемка документов, относящихся к периоду, не включенному в перечень проверяемых (с точки зрения даты принятия к учету соответствующего документа)? Если такое истребование при определенных обстоятельствах возможно, то каковы эти обстоятельства, дающие основания налоговым органам для подобных действий?

- возможно ли получение объяснений или допрос лиц налоговым органом относительно обстоятельств, не относящихся к периоду, подвергаемому налоговой проверки?

- Как должно толковаться понятие «обстоятельства, не относящиеся к периоду, подвергаемому налоговой проверке»?

2. Представление доказательств по налоговым спорам:

- может ли налоговый орган представить в суд, рассматривающий налоговый спор, документы, не включенные в материалы налоговой проверки? Если при определённых обстоятельствах у него есть такое право, то в чем конкретно должны состоять эти обстоятельства?

- каковы последствия непредставления налоговым органом налогоплательщику копий документов, приобщенных к материалам налоговой проверки (в ходе ознакомления налогоплательщика с материалами соответствующей налоговой проверки)?

- могут ли быть приобщены к материалам налоговой проверки документы, которые не упомянуты в Акте соответствующей налоговой проверки, и которым соответственно не давалась какая-либо правовая оценка в упомянутом документе (Акте)?

3. Мотивировка решения налогового органа по налоговому делу:

- каково значение противоречий в мотивировках, отраженных соответственно в Акте налоговой проверки и в Решении, принятом по результатам рассмотрения указанного Акта?

- каково правовое значение отсутствия детальной мотивировки вывода или правовой квалификации, содержащейся в Акте налоговой проверки или в принятом на его основании Решении?

- может ли Решении налогового органа содержаться мотивировка и обстоятельства, которые не излагались ранее в Акте налоговой проверки, который представлялся налогоплательщику?

4. Проведение экспертизы:

- каковы последствия не информирования налогоплательщика о назначения соответствующей экспертизы и непредставления ему копии постановления о назначении данной экспертизы;

- каковы последствия разночтений между постановлением о назначении экспертизы и результатами экспертного анализа в части материалов, направлявшихся на экспертизу, вопросов, поставленных перед экспертом, в части лица, определяемого в качестве субъекта, осуществляющего экспертизу и т. п.;

- каковы последствия непроведения налоговым органом конкурсных процедур по отбору эксперта, или последствия не отобрания от эксперта подписи относительно ответственности за нарушения при осуществлении экспертной деятельности либо последствия в связи с получением данной подписи уже после фактического завершения экспертизы и т. п.

 

 

5. Повторные проверки:

- каковы последствия назначения повторной выездной налоговой проверки, как трактуются основания и условия для назначения таковой?

Повторная выездная проверка может быть проведена в двух случаях (абз. 5, 6 п. 10 ст. 89 НК РФ). Во-первых, если компания представит к уменьшению уточненную декларацию. Во-вторых, если вышестоящий орган решит проконтролировать нижестоящую инспекцию и проанализировать качество проведенной ею проверки.

 

Практика показывает, что безосновательно проводить повторные проверки для контроля вышестоящего органа над нижестоящим не получается. При отсутствии явных оснований такая проверка превращается «из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности, ограничения свободы предпринимательства и права собственности» (постановление КС РФ от 16.07.04 № 14-П).

 

Интересно определение ВС РФ от 16.09.14 № 301-КГ14-1038. После повторной ревизии УФНС в новом акте проверки не привело анализ эффективности проверки, проведенной нижестоящей инспекцией. Суд подчеркнул: в акте проверки вышестоящая инспекция сделала выводы на основе документов и доказательств, собранных в ходе повторной проверки. Эти доказательства и документы не сверялись со сведениями, собранными в ходе первичной проверки. В решении по повторной проверке отсутствует не только анализ итогов первоначальной проверки, а также исследованных в ходе нее вопросов и выявленных нарушений, но и какое-либо упоминание о первичной ревизии.

 

- что считается недопустимой повторной камеральной проверкой? Каковы основания для проведения камеральной проверки поданной уточненной налоговой декларации и какие процедурные правила при этом должны быть соблюдены?

 

Проведение повторной камеральной проверки неправомерно (ст. 88 НК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.08 № А66-594/2008).

Но если компания подает уточненную декларацию, то налоговый орган может проверить этот же налоговый период в рамках проведения новой камеральной проверки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: