Принцип единства сознания и деятельности.
Сознание и деятельность не тождественны и не противоположны – они представляют собой единство. Принцип развития психики. Психику можно адекватно интерпретировать только в том случае, если она рассматривается как продукт развития и как результат деятельности.(филогенез,антропологенез.онтогенез) Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Принцип активности-сущ-ет детерминация поведения. Принцип системности
Эмпирические методы:
- Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)
- Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)
- Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)
- Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
- Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)
По способу обработки данных:
- Методы качественного описания
- Методы математико-статистического анализа данных
Интерпертационные методы:-генетически,структурный. Объективность,валидность-мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.,надежность
Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.
Психическиепроцессы:
- являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральнойнервнойсистемы;
- выступают в качестве первичных регуляторов поведения.
Можно выделить 3 основные функции психики:
- отражение воздействий окружающего мира
- осознание человеком своего места в окружающем мире
- регуляция поведения и деятельности
Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Классификация ощущений:слухрвые,обанятельные,зрительные,осязательные,вкусовые
Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться.
Восприятие - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств В результате восприятия формируются образы окружающей действительности.
Особенности восприятия:наличие разных единичных ощущений,наличие двигательных компонентов,существование обратной связи,наличие у человека прошлого опыта.
Виды восприятия:-по анализаторам, -по формам сущ-я материи:а)восприятие пространства б)восприятие времени.необратимо! в)восприятие движения –сложные виды-вопр.предметов,музыки,речи и тд
Инд.хар-ки воспр-я:объем воспр.,скорость.точность восприятия
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Непроизвольное внимание (пассивное)
Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное.
Произвольное внимание
Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Послепроизвольное внимание
Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека
Организационные методы включают в себя:
- Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)
- Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)
- Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)