Особенности обучения слабоподготовленных и слабоуспевающих младших школьников




 

План

 

1. Психолого-педагогическая типология неблагополучий в учебной деятельности младших школьников.

2. Диагностика и коррекция общего отставания в учении младших школьников.

3. Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике и их психологические причины.

4. Диагностика и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике.

5. Принципы консультативной работы с родителями, имеющими детей с неблагополучиями в учебной деятельности.

Список литературы

[1], [2], [7], [9], [11], [16], [17], [21], [27], [33] - [35].

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки

 

1. Какова природа дислексии и дисграфии? Какова роль эндогенных и экзогенных факторов в возникновении трудностей обучения письму и чтению в младшем школьном возрасте? На основании каких признаков можно сделать заключение о наличии у школьников дислексии и дисграфии?

2. каково проявление синдрома гиперактивности и дефицита внимания на разных уровнях психики человека – индивидном, субъектном, личностном?

3. Какие психолого-педагогические мероприятия будут способствовать предотвращению появления вторичных нарушений у детей с гиперактивностью – неуспеваемости, непослушания, конфликтности, агрессивности?

4. Как могут учитель и родители способствовать адекватному развитию чувства соперничества, появляющегося у ребенка в школе?

5. Каким образом развивается взаимосвязь между Я-концепцией младшего школьника и его учебной мотивацией?

6. Какие условия развития и индивидуальные особенности ребенка могут спровоцировать развитие школьной фобии?

7. Что выступает основными причинами трудностей и неуспешности обучения у младших школьников?

8. Составьте рекомендации родителям по обнаружению признаков отставания ребенка в учебе.

9. Определите, какие дефекты семейного воспитания становятся причиной школьных бед ребенка.

10. Сформулируйте принципы педагогической работы с детьми, имеющими отставание в учебе.

11. Составьте рекомендации родителям по оказанию помощи ребенку в преодолении неблагополучий в учебной деятельности.

 

 

Вопросы к зачету

1. Проблемы дифференциации обучения в аспекте исторического опыта педагогики и школы

2. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения за рубежом.

3. Сущность дифференциации обучения. Дифференцированный подход в обучении.

4. Сущность индивидуализация обучения. Индивидуальный подход в обучении.

5. Концепции индивидуальности в отечественной психологии.

6. Концепции индивидуальности в зарубежной психологии.

7. Общие принципы организации дифференцированного обучения.

8. Формы дифференцированного обучения в современной отечественной школе.

9. Гендерные аспекты индивидуального подхода к развитию младших школьников.

10. Основные принципы изучения индивидуально-психологических особенностей школьников.

11. Характеристика психолого-педагогических методов изучения индивидуальных особенностей школьников.

12. Организация мониторинга учебно-воспитательного процесса при реализации дифференцированного подхода в обучении.

13. Особенности обучения одаренных детей в младшем школьном возрасте.

14. Основные принципы работы со слабоподготовленными и слабоуспевающими детьми младшего школьного возраста.

15. Особенности формирования самостоятельной учебной деятельности младших школьников.

16. Технологии дифференцированной работы с младшими школьниками.

17. Технология стратовой дифференциации обучения младших школьников.

Список литературы

1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция: учеб. пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2002

2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002

4. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2001

5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград, 2000

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, 2004

7. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская. – М.: Изд-во Юрайт, 2015

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М: Академия, 2000

9. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009

10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М., 2000

11. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – М.: Ось-89, 2003

12. Мониторинг управления качеством образования на основе личностно-ориентированного подхода. Пособие для руководителей образ. учр-й. В 3-х частях. /Под ред. Л.И.Буровой и Е.В.Яковлевой. – Череповец: ЦПКУ, 2001

13. Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. – 2004. - № 5. – С.30-35

14. Немов Р.С. Психология. Кн. 1 - 3. – М., 1995

15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991

16. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения в современной школе. – М., 2000

17. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. – М.: Сентябрь, 2002

18. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003

19. Петрова Л.И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. – Ростов н/Д., 2007

20. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004

21. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: Изд-во Юрайт, 2014

22. Психология индивидуальности. Факторные теории личности. Р. Кэттелл, Г. Айзенк и Г. Оллпорт. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

23. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие / Ю.Д. Бабаева и др.; под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2000

24. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: БРЭ, 1999

25. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург, 2004

26. Степанов Е.Н., Горелик И.Ф., Ильина М.Б. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1998

27. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990

28. Хабриева О.А. Индивидуально-психологические особенности. – М., 2002

29. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. – М., 2006

30. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004

31. Щебланова Е.И. неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. – М.: ИГ – СОЦИН, 2008

32. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение, 1996

33. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа. – 2004. - № 5. – С.69-74

34. Яковлева Е.В. Система стратовой дифференциации обучения и воспитания младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода. Монография. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2004

35. Яковлева Е.В. Технология стратовой дифференциации обучения младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода // Вестник ЧГУ. – 2004. - № 1. – С.101-106

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: