Человек как предмет изучения анатомии и физиологии.




Тема 1. Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека.

Человек как предмет изучения анатомии и физиологии.

Человек - высокоорганизованный представитель животного мира, занимает высшую ступень эволюционной лестницы, отличающийся от животных своей социальной сущностью.

Его сформировали трудовая деятельность и социальные потребности. Анатомия изучает человека с учетом биологических закономерностей. В процессе общения людей возникла речь, интеллект, сознание. Жизнедеятельность человека сознательна. Человек в отличие от животных, не стремится к равновесию с внешней средой, он желает разрушить это равновесие в целях самоактуализации, формирования личности. Самосознание отличает человека от животных.

Анатомо-физиологичекие особенности формирования потребностей человека.

Потребность – психологический или физиологический дефицит,который испытывает человек на протяжении всей жизни и требующий постоянного роста и развития.

Удовлетворение потребностей вызывает у человека чувство комфорта., и наоборот при неудовлетворении – дискомфорта. Для удовлетворения потребностей является нормальное функционирование органов и систем в организме. Заболевания нарушают функционирование органов и систем и мешают удовлетворению потребностей.

У человека много потребностей, он различны и связаны с возрастом, состоянием здоровья и внешней среды. Маслоу выделил 14 жизненно важных потребностей: дышать, есть и пить, выделять, отдыхать и спать, быть чистым, одеваться и раздеваться, поддерживать температуру, поддерживать состояние здоровья, избегать опасности, двигаться, общаться, иметь жизненные ценности, играть, учиться и работать. Согласно концепции Маслоу, человек по мере взросления поднимается по ступеням потребностей: от физиологических, врожденных до высших, приобретенных. Маслоу их расположил в виде пирамиды.

1 ступень – низшие потребности – дышать, есть, пить, выделять.

2 ступень – потребности безопасности – защита от стихий, болезней, неудач, стрессов, спать, отдыхать, быть чистым, одеваться и раздеваться, поддерживать температуру тела, двигаться.

3 ступень – потребности в принадлежности, опоре: необходимо принадлежать обществу, человеку нужна информация, общение.

4 ступень – потребности, возникшие при жизни в обществе: успех в работе, семье, жизни, стремление к гармонии, справедливости, красоте, порядку. Появляются жизненные ценности.

5 ступень – потребности служения обществу: самореализация, развитие, потребность учиться, работать.

Пока человек не удовлетворит потребности низших ступеней, он не сможет реализовать высшие. Способ удовлетворения человеком своих потребностей называют образом жизни. Он зависит от возраста, окружения, экологии. знаний, умений, желания и здоровья.

Человек как предмет изучения анатомии и физиологии.

Анатомия и физиология человека – фундаментальная дисциплина, составляющая основу теоретической и практической подготовки медспециалистов. Нельзя проводить квалифицированное обследование и лечение пациента, не зная основ этих важнейших наук.

Анатомия – наука, изучающая строение и формы организма человека во взаимосвязи с его происхождением и развитием, во взаимосвязи с окружающей средой, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Основные методы анатомии – наблюдение, осмотр тела, вскрытие трупа, изучение наружного и внутреннего строения отдельного органа и систем органов.

Систематическая (нормальная) анатомия изучает тело нормального человека по системам, органам и тканям. Показатели нормы (масса, рост, особенности телосложения и т.д.) зависят от индивидуальных особенностей. Нормальными считаются показатели, лежащие в пределах минимальных до максимальных значений. Выраженные врожденные отклонения от нормы называют аномалиями. Резко выраженные аномалии, изменяющие внешний вид называют уродствами.

На индивидуальные особенности влияют наследственные факторы, внешняя среда, питание, физическая нагрузка.

В зависимости от длины тела и других антропометрических признаков в анатомии выделяют типы конституции: астенический – преобладание продольного размера; гиперстенический – с преобладанием поперечного размера; нормостенический – приближенный к возрастной норме.

Пластическая анатомия – изучает формы и пропорции человека.

Топографическая анатомия – строение тела по анатомическим областям с учетом расположения органов, проекций внутренних органов и сосудисто-нервных магистралей.

Патологическая анатомия – изменения клеток, тканей и органов при болезни.

Современная анатомия – рассматривает строение тела с учетом функций жизнедеятельности.

В онтогенезе человека выделяют несколько периодов:

1. Эмбриология – изучает пренатальный период – рост и развитие эмбриона человека до рождения.

2. Возрастная анатомия – изучает после рождения.

3. Геронтология – изучает закономерности старения организма.

Физиология – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и в целом организме. Появилась после анатомии.

Основные методы физиологии – наблюдение и эксперимент.

Общая физиология – изучает сущность общих процессов жизнедеятельности, например, метаболизм клеток, тканей, органов, систем органов; реакцию организма на окружающую среду.

Частная физиология – изучает особенности отдельных тканей и органов.

Прикладная физиология – изучает закономерности функционирования организма человека в специальных условиях (спорт, труд и т.д.)

Патологическая физиология – изучает процессы жизнедеятельности организма при заболеваниях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: