Признаки вестибулярной дисфункции:
1. Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность):
– избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей);
– предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»;
– избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним;
– в буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет;
– испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска;
– боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки;
– боится отрывать ноги от земли;
– боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям;
– боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной;
– пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле);
– в младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков;
– боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами);
– в младенчестве не любит переворачиваний на живот;
– легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим;
– боится действий, требующих хорошего равновесия;
– избегает быстрых или вращательных движений.
2. Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность):
– постоянно двигается, никогда не стоит на месте;
– страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения;
– обожает, когда подбрасывают вверх;
– может часами кружиться и не испытывать головокружения;
– любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений;
– постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами;
– обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу;
– является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью;
– всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;
– когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой;
– любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке).
3. Слабый мышечный тонус и/или координации:
– имеет слабое, «вялое» тело;
– часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом;
– с трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»);
– часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела;
– быстро устаёт;
– компенсирует «слабость», крепко хватая предметы;
– с трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости;
– с трудом удерживает равновесие при начале падения;
– с трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы;
– не ползал в младенчестве;
– плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок;
– испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.);
– испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.;
– возможно, одинаково владеет обеими руками – часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д. Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет;
– испытывает трудности при лизании мороженого;
– не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие;
– трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения.
Проприоцептивные чувства: информация от мышц и суставов о положении тела, массе тела, давлении, растягивании, движении и изменении положения тела в пространстве.
Признаки проприоцептивной дисфункции:
1. Поведение, направленное на поиск сенсорных контактов:
– старается прыгать, сталкиваться, разрушать что-либо;
– топает во время ходьбы;
– стучит ногами по столу или по стулу, сидя за партой/столом;
– кусает или сосёт пальцы и/или часто хрустит костяшками;
– любит быть плотно укутанным в одно или несколько тяжёлых одеял, особенно перед сном;
– предпочитает максимально тесную одежду (максимально сильно затягивает ремни, капюшон, шнурки);
– любит/с энтузиазмом относится к играм, предполагающим хлопающие звуки;
– любит обниматься;
– слишком сильно стучит игрушками или предметами;
– любит «шумные», энергичные игры/возню;
– часто нарочно падает на пол;
– может часами прыгать на батуте;
– в течение дня скрипит зубами;
– любит толкать/тянуть/тащить вещи;
– любит прыгать с мебели или высоких мест;
– часто ударяет, толкает, пихает других детей;
– грызёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.
2. Испытывает трудности с «дифференциацией движений»:
– неправильно оценивает степень сокращения и растягивания мышц при выполнении заданий/действий (например, при продевании рук в рукава рубашки или при подъёме);
– не контролирует степень давления при письме/рисовании – получает либо слишком бледный рисунок, либо от усилия ломает карандаш;
– письменные работы делает неопрятно, часто рвёт бумагу до дыр, стирая ластиком ошибки;
– постоянно ломает предметы и игрушки;
– неправильно оценивает массу предмета (например, стакана сока), который поднимает со слишком большим усилием, из-за чего сок проливается, либо со слишком слабым усилием, жалуясь на то, что предмет слишком тяжёлый;
– путает «тяжёлое» и «лёгкое». Держа два предмета, может не понимать, какой из них тяжелее;
– делает всё со слишком большими усилиями: хлопает дверями, слишком сильно нажимает на вещи, захлопывает крышки;
– играет с животными, прилагая слишком большую силу, зачастую причиняя им боль.