Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Задачи:
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
- метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Ход урока:
Мир и Любовь!
Добро и Чистоту!
Покой и Свет!
Улыбку и Участье
Хочу я видеть
В каждом существе
И знаю: в этом мое счастье.
Когда тепло сердец,
Их нежность ощущаю,
С надеждой я
К Всевышнему взываю
И, как молитву,
Я твержу одно:
"Творите, люди,
На Земле добро!
- как вы думаете, о чём пойдет сегодня разговор на нашем уроке?
Тема: «Зачем творить добро»
. Педагог -Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «добро» или «зло»?
Педагог – В словарях Ожегова и Даля даны такие определения добру и злу:
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;(Ожегов)
Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу; (Даль)
Зло - Нечто дурное, вредное ;(Ожегов)
Зло - худое, лихое; (Даль)
Педагог Попробуйте их восстановить пословицы с помощью стрелочек и объяснить смысл каждой пословицы (Каждая группа зачитывает по одной пословице.) Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово и кошке приятно.
За недобрым пойдешь - на беду набредешь.
Злой плачет от зависти, добрый - от радости.
Педагог – А как вы думаете, каких людей на свете больше добрых или злых?
Мир такой, каким ты его видишь.
В один оазис пришел молодой человек, попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника:
- Какие люди здесь живут?
Старик, в свою очередь, спросил у юноши:
- А какие люди живут там, откуда ты пришел?
- Куча эгоистов с плохими помыслами, – ответил молодой человек.
- Таких же и найдешь здесь, – сказал старик.
В тот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду с дороги. Увидев старика, он поздоровался и спросил:
- Какие люди живут в этом месте?
Старик в ответ задал тот же вопрос: - А какие люди живут там, откуда ты пришел?
- Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними.
- Таких же и найдешь здесь, – сказал старик.
Один мужчина, слышавший оба разговора, спросил: - Как ты мог дать два таких одинаковых ответа на один и тот же вопрос?
На что старик ответил: (КАК ВЫДУМАЕТЕ, ЧТО ОТВЕТИЛ СТАРИК? Обсудите в группах и дайте ответ)
- Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце.
Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет отыскать ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.
А теперь посмотрите на свои ответы, сделайте для себя выводы, а мне скажите, как вы поняли, чему учит притча.
5. Педагог – Все люди на свете знакомы с золотым правилом этики: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
«У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»
Словарная работа.
Кто такие эгоисты?
ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. (Ожегов)
Перваяи главная причина по которой Христиане творят добро – это благодарность за подвиг Христа.
Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
М. Исаковский
Вишня
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
- Что решил сделать старик?
- Для кого он решил посадить вишню?
- ждал ли он благодарности?
- как называют людей, которые совершают добрые дела и не ждут за это ничего? (бескорыстными)
- как вы думаете, что чувствовал старичок, когда решил посадить вишню (радость)
- вот это чувство радости и заставляет нас совершать добрые дела бескорыстно, от всего сердца, жертвовать собой и своими интересами ради других.
Давайте рассмотрим такую ситуацию «Ученик не готов к уроку»
1уч. - По очереди просит списать домашнее задание
Ответы одноклассников
1- Вот еще, сам думай! Я весь вечер трудился, а ты как всегда бездельничал. Вот теперь и получай двойку! Так тебе и надо.
2- Я тебе списать дам, а ты мне за это на сотовом поиграть.
3- На списывай, только отстань.
4- Списать не дам, а как правильно решить объясню, пойдем помогу.
Педагог – как вы считаете, кто из одноклассников действительно совершил добрый поступок.
Подведение итогов.
- С какими понятиями мы познакомились на данном уроке?
- Нужна ли сегодня самоотверженность, бескорыстность? Зачем творить добро?
Ну что ж, наше занятие подошло к концу! Будьте добрее, терпимее друг к другу! Идите по жизни только дорогой Добра.