· Врожденные виды поведения взаимодействия младенцев – сосание, цепляние, следование, плач, улыбка. Они способствуют социальному обмену и установлению эмоциональной связи с матерью.
· Чувствительность, отзывчивость и доступность для ребенка объекта привязанности (матери), качественное выполнение им своих функций (защита от всех форм дискомфорта, способность побуждать к игре) на ранних этапах развития.
«Чуткое поведение» значимого взрослого состоит в том, что он в состоянии воспринять сигналы ребенка (например, его плач), правильно интерпретировать их (например, как поиск близости и телесного контакта), а также подобающим образом быстро удовлетворить их. Это происходит бесчисленное количество раз в многообразном повседневном взаимодействии.
С точки зрения теории привязанности, чуткость человека, ухаживающего за ребенком, составляет важную основу для типа привязанности, который формируется у младенца в течение первого года жизни.
Мэри Эйнсворт – канадский психолог, специалист в области психологии развития. Эйнсворт разработала концепцию чуткости. Под заботливым уходом она понимает следующие модели поведения.
· Мать должна быть в состоянии очень внимательно воспринимать сигналы ребенка.
· Она должна правильно толковать эти сигналы с позиции младенца (понимать значение плача ребенка - от голода, недомогания, боли, скуки).
· Она должна подобающим образом реагировать на эти сигналы (догадываться о нужной дозировке пищи, успокаивать или, наоборот, поощрять ребенка к игре, не портя отношений с ним избыточной или недостаточной стимуляцией).
· Реакция должна быть быстрой, (начинаться в течение еще приемлемого для ребенка времени фрустрационной толерантности). Так, промежуток времени, в течение которого младенец может подождать, пока его не покормят, в первые недели очень короткий, но за первый год жизни становится все длиннее.
Фазы привязанности
Фаза 1 (рождение - 3 месяца) неразборчивая реакция на людей.
· В первые 2-3 месяца жизни малыши демонстрируют различные виды реакции на людей.
· Сразу же после рождения малыши любят слушать человеческие голоса и разглядывать человеческие лица.
· В течение первых 3 недель или около того малыши иногда улыбаются с закрытыми глазами, обычно перед тем как заснуть. Эти улыбки еще не являются социальными; они не направлены на людей.
· Примерно в 3-недельном возрасте младенцы начинают улыбаться при звуке человеческого голоса. Это социальные улыбки, но они по-прежнему мимолетны.
· Наиболее впечатляющие социальные улыбки появляются в возрасте 5-6 недель. Малыши улыбаются счастливо и широко при виде человеческого лица, и их улыбка включает в себя контакт глаз. В жизни родителя этот момент часто оказывается окрыляющим; родитель теперь имеет "доказательство" любви малыша.
· Фактически, примерно до 3-месячного возраста малыши будут улыбаться любому лицу, даже его картонной модели. Главное условие состоит в том, чтобы лицо было видно полностью или в фас.
· Улыбка является средством, которое способствует взаимному проявлению любви и заботы - поведению, которое повышает шансы ребенка на то, что он будет здоровым и жизнеспособным.
· Лепет. Дети лепечут в основном при звуке человеческого голоса, и особенно при виде человеческого лица. Как и в случае улыбки, лепет первоначально не избирателен; малыши лепечут, почти независимо от того, какой человек находится рядом. Лепет малыша радует родителя, побуждая его что-то говорить в ответ. "Лепет, как и улыбка, является социальным стимулом, который выполняет функцию удержания материнской фигуры рядом с младенцем, обеспечивая социальную интеракцию между ними".
· Плач также сближает родителя и ребенка. Плач подобен сигналу бедствия; он оповещает, что малышу требуется помощь. Малыши плачут, когда испытывают боль, дискомфорт, голодны или озябли. Они плачут, даже когда человек, на которого они смотрели, удаляется из их поля зрения, причем в первые недели жизни не имеет особого значения, кто этот человек. Малыши также позволят почти любому человеку успокоить их, покачав или удовлетворив их потребности.
· Цепляние. Новорожденный наделен двумя удерживающими реакциями. Одна - это рефлекс хватания; когда открытой ладони малыша касается любой объект, рука автоматически его сжимает. Другой - рефлекс Моро, который имеет место либо когда малышей пугает громкий звук, либо когда они внезапно теряют опору (например, когда кто-то приподнимает им голову, а затем неожиданно ее отпускает). Они реагируют, простирая руки, а затем притягивая их назад и обхватывая свою грудь. Это действие похоже на то, как если бы малыш что-то обнимал.
· Поисковый и сосательный рефлексы. Когда кто-то касается их щеки, они автоматически поворачивают голову в ту сторону, откуда последовала стимуляция, и затем "ищут" или ощупывают, пока их рот не касается чего-то, что они затем начинают сосать. Поисковый и сосательный рефлексы, очевидно, облегчают кормление грудью, но Боулби также рассматривал их как паттерны привязанности, поскольку они приводят к взаимодействию малыша с матерью
Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев): фокусирование внимания на знакомых людях.
· Социальные реакции малыша становятся намного более избирательными.
· Между 3 и 6 месяцами младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомыми людьми, когда они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него.
· Малыши также становятся более разборчивыми в своем лепетании; к возрасту 4-5 месяцев они воркуют, гулят и лепечут только в присутствии людей, которых знают к этому возрасту (и, возможно, задолго до него).
· Их плач намного быстрее успокаивает предпочитаемая фигура.
· Малыши сужают свои реакции на знакомые лица.
Фаза 3 (от 6 месяцев до 3 лет): интенсивная привязанность и активный поиск близости.
· С 6-месячного возраста привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной.
· Младенцы громко плачут, демонстрируя тревогу разлучения, когда мать покидает комнату.
· Увеличивается интенсивность, с которой малыш приветствует мать, после того как она отсутствовала некоторое время. Когда мать возвращается, малыш, как правило, тянется к ней, чтобы она взяла его на руки, и когда она это делает, он обнимает ее и издает радостные звуки.
· Около 7-8 месяцев, когда у малыша возникает боязнь незнакомцев Эта реакция простирается от легкой настороженности до громкого плача при виде незнакомого человека.
· К 8 месяцам малыши обычно способны ползать и поэтому могут начать активно следовать за удаляющимся родителем.
· Как только у младенца появляется способность активно следовать за родителем, его поведение начинает консолидироваться в систему, корректируемую целью. М алыши следят за местонахождением родителя, и, если тот собирается уйти, настойчиво следуют за ним, "корректируя" или регулируя свои движения, пока снова не оказываются рядом с ним.
· К окончанию первого года жизни важной переменной становится появление у ребенка общей рабочей модели объекта привязанности. То есть у ребенка на основе повседневных интеракций начинает формироваться общее представление о доступности и отзывчивости родителя.
Фаза 4 (3 года - окончание детства): партнерское поведение.
· До 2-3-летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к родителю; они еще не принимают в расчет его планы или цели. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях.
Список использованной литературы
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М. Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо. 2004.
Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. –М.: Академический проект, 2001 г.
Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
Малер М.С. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация. – М. Когито центр. 2011.
Шарфф Д.С. Основы теории объектных отношений. – М. Когито центр. 2009.
Bright Futures: Guidelines for Health Supervision of Infants, Children, and Adolescents. Edited by Hagan Jr. J., Shaw J.S., Duncan P.M. – Third Edition. – American Academy of Pediatrics, 2008.
Caring for Your Baby and Young Child: Birth to Age 5. Edited by Shelov St., Remer Altmann T. – Fifth Edition. – American Academy of Pediatrics, 2009.
Cohen J. et al. Helping Young Children Succeed. Strategies to Promote Early Childhood Social and Emotional Development // National Conference of State Legislators. – September 2005.
Dunst, C. J., & Kassow, D. Z. Caregiver sensitivity, contingent social responsiveness, and secure infant attachment // Journal of Early and Intensive Behavior Intervention, 5(1). – 40-56.