Гигиена и экология человека




Для специальности 30.05.01 Медицинская биохимия

 

Модуль «Гигиена и экология окружающей среды»

1. Гигиена как основная профилактическая дисциплина; предмет, цели, задачи гигиены. Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача.

2. Экология человека: определение. Природные, антропогенные и социальные факторы среды обитания человека. Классификация экологических ситуаций.

3. Окружающая среда (природная, антропогенная, социальная) и здоровье человека. Основные направления решения экологических проблем.

4. Источники и причины загрязнения биосферы. Механизмы действия экотоксикантов на организм человека. Токсические факторы малой интенсивности, понятие.

5. Влияние загрязнения биосферы на здоровье человека (ближайшие и отдаленные эффекты неблагоприятного действия); профилактика.

6. Источники загрязнения атмосферного воздуха; влияние на здоровье населения.

7. Основные загрязнители атмосферного воздуха, механизм действия на организм человека. Направления охраны атмосферного воздуха.

8. Физические свойства воздуха, влияние на теплообмен и здоровье человека.

9. Погода и климат, понятия. Классификация погодных и климатических условий.

Влияние на организм человека. Гигиенические аспекты акклиматизации.

10. Солнечная радиация, физиологическое и гигиеническое значение. Географические и антропогенные очаги рахита: понятия, профилактика.

11. Качество воздушной среды жилых и общественных зданий, влияние на здоровье человека. Антропотоксины, “синдром больного здания”, понятия.

12. Источники антропогенного загрязнения воздуха закрытых помещений. Вентиляция помещений.

13. Микроклимат жилых и общественных зданий: классификация, влияние на человека, нормирование параметров микроклимата.

14. Естественное и искусственное освещение жилых и общественных зданий; значение для здоровья человека; нормирование параметров.

15. Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды.

16. Методы очистки и обеззараживания воды.

17. Заболевания населения, связанные с употреблением нестандартной воды. Профилактика водных эпидемий.

18. Эндемические заболевания, связанные с нестандартным солевым и микроэлементным составом воды; профилактика.

19. Гигиенические требования к питьевой воде; методы улучшения её качества.

20. Сравнительная характеристика источников водоснабжения. Зоны санитарной охраны водоисточников.

 

Модуль «Гигиена питания»

1. Питание как социально-гигиеническая проблема и фактор, формирующий здоровье человека. Виды питания.

2. Алиментарно-зависимые заболевания, меры профилактики.

3. Принципы рационального питания человека. Сбалансированное питания, понятие.

4. Энергетический баланс человека, виды энергетических затрат. Нормирование питания лиц 1-ой профессиональной группы.

5. Современное нормированное питание различных групп населения.

6. Статус питания: понятие, основные типы, показатели для его оценки.

7. Рациональное питание людей умственного труда. Режим питания. 8.Рациональное питание людей пожилого возраста.

9. Белки в питании человека: биологическая роль, нормирование, источники. Пути повышения биологической ценности белковой части рационов.

10. Жиры в питании человека: биологическая роль, нормирование, источники.

11. Углеводы в питании человека: биологическая роль, нормирование, источники.

12. Минеральные вещества и микроэлементы в питании: биологическая роль, источники.

13. Витамины: понятие, классификация, биологическая роль. Виды витаминной недостаточности, причины, профилактика.

14. Гиповитаминозы: причины, профилактика.

15. Водорастворимые витамины: биологическая роль, нормирование, источники в питании. Способы сохранения витаминной ценности продуктов питания и готовых блюд.

16. Жирорастворимые витамины: биологическая роль, нормирование, источники в

питании. Гипервитаминозы, понятие, причины.

17. Значение оценки доброкачественности продуктов питания. Требования к качеству молока, мяса, хлеба. Болезни, передающиеся через молоко и мясо.

18. Пищевая и биологическая ценность продуктов животного происхождения.

19. Пищевая и биологическая ценность продуктов растительного происхождения.

20. Пищевая и биологическая ценность молока. Болезни, передающиеся через молоко. Требования к качеству молока.

22. Пищевая и биологическая ценность мяса. Болезни, передающиеся через мясо. Требования к качеству мяса.

23. Пищевая и биологическая ценность хлеба. Требования к качеству хлеба.

24. Значение овощей и фруктов в повседневном и диетическом питании.

25. Классификация пищевых отравлений.

26. Пищевые токсикоинфекции, патогенез, профилактика.

27. Бактериальные токсикозы, патогенез, профилактика.

28. Микробные пищевые отравления, классификация, профилактика. Тактика врача при спорадических и массовых пищевых отравлениях.

29. Немикробные пищевые отравления, классификация, профилактика.

 

Модуль «Гигиена труда».

1. Вредные и опасные производственные факторы; понятие, классификация.

2. Гигиеническая классификация условий труда по степени вредности и опасности. Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ), понятие.

3. Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть и напряженность труда. Профилактика переутомления.

4. Основные профессиональные заболевания, их причины и профилактика.

5. Вредные производственные факторы в труде медицинских работников; профилактика профессиональных заболеваний.

6. Гигиена труда медицинских работников.

7. Химические вредные производственные факторы, влияние на организм работающих, профилактика профессиональных заболеваний.

8. Пути поступления токсических веществ в организм работающих, их биотрансформация и пути выведения. Резорбтивное и местное действие токсических веществ.

9. Физические вредные производственные факторы (шум, вибрация, нагревающий и охлаждающий микроклимат), влияние на организм работающих; профилактика профессиональных заболеваний.

10. Пыль, как производственная вредность, влияние на организм работающих; профилактика профессиональных заболеваний. Предельно допустимая концентрация, понятие.

11. Виды медицинских осмотров работающих, цель проведения; регламентирующие документы.

12. Гигиена умственного труда.

 

Модуль «Гигиена детей и подростков. Здоровый образ жизни».

1. Факторы, формирующие и деформирующие здоровье детей и подростков. Группы детей по состоянию здоровья.

2. Комплексная оценка состояния здоровья детей, значение. Критерии здоровья.

3. Группы детей по состоянию здоровья, критерии оценки.

4. Физическое развитие детей и подростков; понятие, методы исследования и оценки. Прогностическая и диагностическая ценность сведений о физическом развитии ребенка.

5. Биологический возраст ребёнка; понятие, показатели и варианты оценки.

6. Физическое развитие ребёнка; понятие, показатели и варианты оценки по региональным стандартам.

7. Школьная зрелость; понятие, медицинские и психофизиологические критерии оценки.

8. Факторы, детерминирующие здоровье человека. Значение здорового образа жизни.

9. Основные элементы здорового образа жизни человека; роль врача в его формировании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: