📜 Содержание:
☑️ Вступление.
☑️ 1 - Разбор вопроса из книги шарх «Булуг аль Марам», Мухаммада ибн Хизама.
☑️ 2 - Ответ шейха ибн База.
☑️ 3 - Использование столовых приборов из серебра или золота.
☑️ 4 - Но дозволяется для заделывания серебром.
☑️ 5 - Можно ли пить воду с рук на которых есть золотой перстень?
☑️ 6 - Какая причина запрета питья из таких сосудов?
☑️ 7 - Хукм использования посуды, которую покрыли золотом и серебром.
☑️ Вступление.
✅ Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не носите (одежду из) шёлка и дибаджа, не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из золотой и серебряной посуды, ибо, поистине, всё это предназначено для них в мире этом, а для нас — в мире вечном” ».
[Аль-Бухари 5426].
Этот хадис указывает на запрет использования посуды, сделанной из золота и серебра как для мужчин, так и для женщин, а то, что касается украшения ими, то золото запрещено для мужчин, дозволено им серебряное кольцо, а то что касается женщин, то им дозволено украшение ими обоими (то есть золотом и серебром).
______________
☑️ 1 Разбор вопроса из книги шарх «Булуг аль Марам», Мухаммада ибн Хизама:
✅ Хадис 14. Передают, что Хузейфа ибн аль-Йаман, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из таких блюд, поскольку они – для них (т.е. для неверующих) в этой жизни, а для вас – в будущей». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Слушать перевод и разбор хадиса Русланом: https://vk.cc/8bGWev
✅ Хадис 15. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В животе у того, кто пьет из серебряного сосуда, клокочет адское пламя». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Слушать перевод и разбор хадиса Русланом: https://vk.cc/8bGWhX
✔️ 64 Пить или есть из серебряной или золотой посуды –
Краткий ответ: запрещено.
Довод –
1) со слов Хузейфы марфу’ан: «Не пейте из золотых и серебреных сосудов, и не ешьте из них. Ведь они для них в этой жизни, а для вас в Последней жизни» (согласованный).
2) со слов Умм Салямы марфу’ан: «Тот, который пьет из серебреной посуды, тот клокочет у себя в животе Огонь Ада» (согласованный).
Слушать разбор этого вопроса: https://youtu.be/pMfn6yEyuNQ
✔️ 65 Использование серебряной или золотой посуды не для еды и питья –
Краткий ответ: разрешено.
Довод – пришло от Умм Салямы, что у нее был маленький сосуд, в котором она держала волос пророка (аль-Бухари). Это и есть использование серебреной посуды, а она – передатчица хадиса о запрете питья из серебреной посуды.
Слушать разбор этого вопроса: https://youtu.be/GJKEbtrSYtQ
✔️ 66 Серебряная или золотая посуда не для использования, а для красоты –
Краткий ответ: разрешено. Довод – отсутствие довода на запрет. К тому же, частично на это указывает хадис Умм Салямы о волосе.
Слушать разбор этого вопроса: https://youtu.be/DgkUYp4Us3w
✔️ 67 Пить или есть из посуды из драгоценных материалов –
Краткий ответ: разрешено. Довод – отсутствие довода на запрет.
Слушать разбор этого вопроса: https://youtu.be/qEWhbBB3Hd4
✔️ 68 Действительно ли омовение из золотой или серебряной посуды –
Краткий ответ: Да.
Довод – пришло от Умм Салямы, что у нее был маленький сосуд, в котором она держала волос пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) (аль-Бухари). Это и есть использование серебреной посуды, а она – передатчица хадиса о запрете питья из серебреной посуды.
Слушать разбор этого вопроса: https://youtu.be/jCmmPU6gHCY
✔️ 69 Причина запрета использования золотой и серебряной посуды для еды и питья –
Краткий ответ: - Не установлена контекстом.
Слушать разбор этого вопроса: https://youtu.be/TlWmFscbW34
____________________
☑️ 2 Ответ шейха ибн База.
Вопрос: «В настоящее время распространено использование посуды из золота и серебра, особенно среди богатых людей. Некоторые из них дошли до того, что покупают золотую сантехнику, и не платят Закят с этого золота и не обращают внимания на их стоимость. Известно, что это запрещено. Каково ваше мнение об этом? Можно ли запретить продажу подобных вещей мусульманам, которые не знают хукм этого?»
Ответ шейха ибн База:
Хвала Аллаху…
Посуда из золота и серебра запрещена священным текстом и единогласным мнением ученых (иджма’). Доказано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал : «Не пейте из золотой и серебряной посуды, и не ешьте из золотых и серебряных блюд. Поистине, они пользуются ими в этом мире, а вы будете пользоваться в Мире грядущем». Согласованный в достоверности хадис от Хузейфы, да будет доволен им Аллах.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «В животе того, кто пьет и кушает из золотой и серебряной посуды, будет бушевать огонь Ада». Согласованный в достоверности хадис от Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах. Здесь приводится версия Муслима.
Запрещено использовать золото и серебро в качестве посуды, — нельзя из них ни пить, ни есть. Так же нельзя делать из них большое или малое омовение. Все это запрещено текстом хадиса посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Необходимо запретить продавать эти изделия, чтобы мусульмане не могли пользоваться ими. Аллах запретил пользоваться этой посудой, пить и есть из нее, и использовать ее в других целях. Нельзя пользоваться такими ложками, чашками для кофе или чая, потому они являются разновидностью посуды.
Мусульмане должны остерегаться того, что запретил Аллах, и избегать расточительства и злоупотребления богатством. Если у него изобилие денег, есть и бедные люди, которые нуждаются в милостыне. Есть муджахеды на пути Аллаха, которым он может пожертвовать на пути Аллаха. Пусть отдаёт на благотворительность, а не играет со своим богатством, ведь есть люди, которые нуждаются в этих средствах.
Верующий должен расходовать свое имущество в благих целях, таких, как поддержка нуждающихся, строительство мечетей и школ, ремонт дорог и мостов, помощь муджахедам и бедным эмигрантам. А также погашение долгов тех, кто находится в трудном положении, помошь в женитьбе тому, кто не в состоянии жениться, — все это благие дела, на которые следует расходовать.
Что касается того, чтобы тратить свое богатство, покупая посуду из золота и серебра, а также чашки, ложки, сантехнику и т.п. – все это относится к порицаемому, которого нужно сторониться и предостерегать от этого. Те, кто имеет влияние в странах, где происходит подобное, такие, как ученые и правители, должны препятствовать этому и запрещать расточительство и подобное злоупотребление. И Аллах источник сил.
Источник: "Сборник фетв и разных статей Шайха Ибн База" (6/378).
____________________
☑️ 3 Использование столовых приборов из серебра или золота.
Сказал ан-Навави в «Шарх на Муслим»:
«Последователи нашего (шафи’итского) мазхаба сказали: - Образовалась иджма о том, что запрещено есть и пить, а также совершать другие действия в использовании сосудов из золота и серебра, кроме того, что было передано от Дауда и слов аш-Шафи’и в старом мазхабе. Мухакики не обращают внимание на расхождение (хиляф) с Даудом, а что касается старого слова имама аш-Шафи’и, то этим словам делается таъвиль как сказал об этом автор книги «ат-Такриб», так как аш-Шафи’и отошел от «кадима» (старого мазхаба)»
[См. «Шарх ‘аля Сахих Муслим» 6/287-288]
Ибн Къудама сказал: «Не дозволено использовать сосуды из золота и серебра для очищения (омовения) или чего-либо еще, по причине слов посланника Аллаха (ﷺ): “Не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из таких блюд, поскольку они – для них (т.е. для неверующих) в этой жизни, а для вас – в будущей” (аль-Бухари 5426, Муслим 2067)».
См. «‘Умдатуль-фикх» 14
Известно, что Посланник Аллаха ﷺ запретил есть и пить из золотой и серебряной посуды, так как в этом действие есть уподобление неверным и чрезмерность, которая порицается в Исламе.
Однако запрет в хадисе пришёл на еду и питьё из золотой и серебряной посуды, а не на полное их использование.
Об этом говорил шейх ‘Усаймин (да будет милостив к нему Аллах):
«Из польз, извлекаемых из этого хадиса:
… 4 – дозволенность использовать посуду из золота и серебра кроме как в еде и питье, так как запрет пришёл именно на еду из неё (этой посуды) и питьё.
И если человек будет использовать посуду из золота и серебра как, например, для того, чтобы держать в ней лекарства, хранить в ней мелочь, или в какой-то другой своей нужде, кроме еды из неё и питья, то в этом нет проблем.
Это потому, что пророк, мир ему и благие приветствия, самый красноречивый из людей, и самый искренний в наставлениях, и самый знающий, и если было бы запрещено использовать посуду из золота и серебра также помимо еды и питья, то разъяснил бы это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ясным разъяснением, дабы не остались сомнения.
Также, слова Хузейфы (да будет доволен им Аллах): «Поистине я сообщаю вам, что запрещаю поить меня из неё (золотой и серебряной посуды)!» И это указывает на то, что такая посуда имелась у Хузейфы, однако он не использовал её в еде и питье. Это понятно.
И не дозволено нам обобщать то, что упомянул шариат в частном порядке. Так как это будет означать, что мы сужаем то, что сделал широким шариат. И мы поклоняемся (Аллаху) следуя указания пришедшим в Коране и Сунне, и не делаем ограничений рабам Аллаха».
(См.: «шарх булюгъ аль-марам», 1/146).
Далее, шейх ‘Усаймин (да будет милостив к нему Аллах) сказал:
«Некоторые из обладающих знанием говорят, что есть единогласное мнение относительно использования золотой и серебряной посуды даже вне еды и питья, (то есть во всём). Однако это неправильно! Нет тут никакого единогласного мнения!
И это сильно порицал аш-Шаукани (да будет милостив к нему Аллах), в «Нейль аль-аутар». И говорил: «Поистине Сунна указывает на то, что запрещено использование её только в еде и питье! И сравнение этого (къыяс) с другими делами запрещено!»
(См.: «шарх булюгъ аль-марам», 1/146-147).
________________________
☑️ 4 - Но дозволяется для заделывания серебром:
В Сахих аль-Бухари ‘Асим бин Ахваль говорит: «Я видел чашу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, у Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Я поил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из этой чаши больше чем столько-то раз”. В эту чашу было вделано железное кольцо, а когда Анас хотел заменить его золотым или серебряным, Абу Тальха сказал ему: “Не меняй ничего сделанного посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” — и Анас оставил (всё как было)».
(Сахих аль-Бухари №5638)
Многие мухаддисы считали, что версия у аль-Бухари и Муслима указывает на то, что сделал это сам пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Имам ас-Санани сказал к этому хадису: «Нет разногласий на дозволенность этого, о чем уже говорилось, однако разногласие было в том, кто именно скрепил чашу — пророк (мир ему и благословение Аллаха) или Анас». См. «Субулю-Ссалям» 1/47.
Шарх шейха ас-Саади на этот хадис:
Из этого хадиса вытекает 3 шурута (условия):
1) Чтобы заделывалось немного.
2) Заделывалось именно из серебра.
3) Чтобы это было по необходимости и не для украшения.
Шейх Ибн Усеймин добавил:
4) Чтобы это было именно заделывание.
Т.е. нельзя, чтобы: этого было много серебра или золота, не по причине заделывания, и без необходимости в этом.
В «аль-Фикх аль-муяссар фи ду’ аль-Китаб ва ас-Сунна» («Облегчённый фикх в свете Корана и Сунны») приходит:
"Абсолютно запрещается использовать посуду, запаянную золотом, так как она попадает под общий запрет. А что касается посуды, запаянной серебром, и в пайке использовано незначительное количества серебра, то эту посуду разрешается использовать. Доказательство на это хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Сломалась чашка посланника Аллаха, и он заделал место трещины проволокой из серебра». аль-Бухари".
________________________
☑️ 5 Можно ли пить воду с рук на которых есть золотой перстень?
Сказал имам ан-Науауи: «Если у человека на руке есть перстень из серебра, то можно ли с неё пить? Да, можно. Потому, что серебра мало и пророк, алейхи саляту уа салям, носил такой перстень и ел с этой руки и брал омовение, также сподвижники пили с его рук. И нет запрета на обратное».
_____________________________________________
☑️ 6 Какая причина запрета питья из таких сосудов?
Шейх Усеймин ответил:
Люди приводят некоторые доводы в попытках объяснить:
1) Излишняя дороговизна. (Говорит шейх: - Теперь нам нельзя покупать то, что является дорогим?)
2) Бедные будут в обиде. (Теперь, всё то, что вызывает обиду у бедных придётся запретить? Машины, дом, одежда, — всё это запретить?)
3) Лучше это всё сплавить в деньги. (И что мы теперь должны запретить всем носить украшения?)
4) Исраф. (Если человек что-то приобрёл из золотых посуд и использует их, например стирать, то это конечно можно. И на основании этого можно много чего под исраф сделать).
Надо лишь терпеть, ибо эта посуда нас ждёт в будущей жизни.
См. «Шарх Булюг аль-Марам».
От Умм Саламы, да будет ею доволен Всевышний Аллах, которая передала, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, серебряная посуда будет шуметь, словно огонь ада в животе того, кто пьет из нее» (текст согласован).
Выводы из хадиса:
Ученые выделяют следующие возможные причины, по которым Аллах запретил использование серебряной и золотой посуды:
а) использование такой посуды является признаком гордыни, а те, кто пользуется ею, тем самым показывают свою неприязнь к бедным людям;
б) запрет на использование такой посуды носит воспитательный и нравственный характер;
в) данный запрет защищает мусульманина от духовного разложения, привязанности к роскоши;
г) известно, что золото и серебро выступают в качестве общепризнанного средства финансового взаиморасчета, с помощью которого люди оценивают различные предметы, предназначенные для торговли, и на которые приобретаются необходимые товары, и, естественно, использование золота и серебра в качестве материала для изготовления посуды или произведений искусства только наносит вред торговому обмену, не принося каких-либо положительных результатов;
д) сердце человека, пользующегося золотой или серебряной посудой, приобретает пренебрежительное отношение к поклонению;
Ничто не мешает принять все из вышеперечисленных доводов как верные, хотя Аллаху ведомо лучше, ведь у Него в установленных Им законах тайный смысл и решения, неведомые нам.
Источник: книга очищения шарх Булюгъуль-Марам мин Адиллятиль-Ахкам шарх Мухсина Абу Мухаммада аль-Бармауи.
________________________
☑️ 7 Хукм использования посуды, которую покрыли золотом и серебром.
Если хранить посуду из меди и ему подобное, и покрыть посуду золотом либо серебром. Если при нагревании этой посуды огнём с неё не будет стекать то, чем её покрыли, то запрещено использовать эту посуду по достоверному мнению, а если при нагревании этой посуды огнем, и с нее не будет ничего стекать, то более предпочтительное мнение (ар-Раджих), что не является запретным использовать эту посуду. В разделе «Закат с золота и серебра» предпочтительное мнение, что запрещено.
Сказал ан-Навави в «Маджму’»:
«Если покрыть меч, либо другое оружие золотом, покрыть его так, что даже если при нагревание огнем и ничего не вытекает из него. Есть два метода в этом вопросе. Наиболее верный - это метод иракских ученых шафи’итов - безусловный запрет из-за хадиса. Также сюда можно отнести перстень, перо, емкость для песка. И необходимо остерегаться от этого».
Сказал ан-Навави в «Маджму’» также:
«Покрывать потолок дома, его стены золотом или серебром – однозначно запрещается. А если куплен дом, затем при нагревании огнем и что-то вытекает - то запрещается оставлять его в таком виде, а если не вытекает, то не запрещается. И последовал за этим мнение и утвердил его ибн Риф’а».
Аллах знает лучше