Криминалистическое исследование письма и письменной речи




Криминалистическое исследование письма – раздел криминалистического исследования документов, в котором изучаются закономерности формирования, развития и функционирования письменной речи и почерка, разрабатываются методы исследования письменной речи и почерка с целью идентификации исполнителя рукописи, установления авторства, а также других фактов, имеющих значение для расследования и судебного разбирательства.

Письмо является средством запечатления мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Письменная речь отражает смысловую сторону письма. Почерк – это зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которых лежит письменно-двигательный навык.

Таким образом, криминалистическое исследование письма охватывает два комплекса признаков – признаки письменной речи, характеризующие языковые и интеллектуальные навыки, и признаки почерка, характеризующие графическое исполнение письменных знаков.

В свою очередь, эти признаки в зависимости от объема и идентификационной значимости делятся на общие и частные и образуют идентификационные признаки письма, которые определяются как совокупность признаков письменной речи и почерка, используемых для установления исполнителя или автора рукописного текста.

Признаки письменной речи, отражающие смысловую сторону письма и определяющие уровень владения письменной речью, как уже отмечалось, делятся на общие и частные.

К общим признакам, характеризующим письменную речь в целом, относятся: признаки, отражающие степень развития: а) стилистических; б) лексических и в) грамматических навыков.

Признаки, характеризующие степень развития стилистических навыков, определяются стилем (манерой) изложения и общим построением письменной речи.

Стиль изложения чаще всего подразделяют: на официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический, литературно-художественный, разговорно-бытовой.

Общее построение письменной речи (архитектоника) характеризуется наличием или отсутствием логической связи между отдельными элементами текста и определяется правильностью, полнотой и последовательностью изложения мыслей; наличием или отсутствием абзацев; преобладающим типом предложений; наличием символов, сокращений, исправлений.

Кроме того, к общим стилистическим признакам относятся навыки акцентирования – выделение главных положений различными способами (подчеркиванием, другим шрифтом, разрядкой и т.п.), использование в тексте восклицательных знаков, многоточий, скобок.

Степень развития лексических навыков определяется общим словарным запасом исполнителя (автора) текста.

В свою очередь, лексические признаки, характеризующие словарный запас, делятся на две группы. Первая группа таких признаков – это использование исполнителем (автором) текста общенародных слов, употребляемых всеми или большинством говорящих. Ко второй группе относятся слова ограниченного употребления, свойственные конкретному коллективу или определенной социальной группе людей. К таким словам относятся:

– диалектизмы – слова, обороты, выражения, характерные для лиц, проживающих в определенной местности;

– профессионализмы – особенности письменной речи, характерные для определенных профессий и специальностей;

– арготизмы – слова и выражения с особым значением ("хата" – квартира, "нал" – наличные деньги и т.п.);

– вульгаризмы – слова и выражения, употребление которых не отвечает общепринятым нормам морали и этики (грубые слова и нецензурные выражения);

– архаизмы – устаревшие слова и выражения, которые большинством людей не используются ("верста" – старинная мера длины, "картуз" – головной убор и т.д.);

– неологизмы – новые слова и выражения, не вошедшие в полной мере в повседневное употребление (например, луноход);

– варваризмы – слова, заимствованные из других языков и имеющие аналог на русском языке ("консенсус" – понимание, согласие, "плюрализм" – сосуществование нескольких мнений и т.п.);

– экзотизмы – слова и выражения, характеризующие быт и национальные особенности других народов (аксакал, пан, фазенда и т.п.);

– жаргонизмы – слова и выражения, используемые в преступной среде ("ксива" – документ, "котлы" – часы и т.д.).

Степень развития грамматических навыков письма характеризуется овладением исполнителем правилами русского языка и определяется количеством и характером ошибок на пяти-семи страницах рукописного текста; различают высокую степень грамотности, среднюю и низкую.

Частные признаки письменной речи проявляются в индивидуальных лексических, грамматических и стилистических навыках, свойственных конкретному исполнителю рукописного текста (автору).

К лексическим индивидуальным навыкам относятся: неверное употребление слов, выражений из-за непонимания их значения; повторение одних и тех же слов (бедность словарного запаса); употребление лишних слов; неправильное использование фразеологизмов; признаки авторской лексики (употребление определенных слов, профессионализмов, диалектизмов и т.п.).

К грамматическим индивидуальным навыкам исполнителя текста относятся: повторение однородных орфографических и пунктуационных ошибок; неправильное употребление глаголов, местоимений и т.п.

Стилистические индивидуальные навыки характеризуются стилем изложения, особенностями построения письменной речи, акцентирования, свойственными конкретному исполнителю (автору).

Следующим подразделом криминалистического исследования письма является криминалистическое исследование почерка. Почерк – это система привычных движений при выполнении письменных знаков, для которой характерны индивидуальность и относительная устойчивость, позволяющие идентифицировать исполнителя рукописи.

Под индивидуальностью почерка понимается совокупность особенностей письменно-двигательного навыка, присущих данному лицу. Относительная устойчивость означает сохраняемость в почерке индивидуальных особенностей на протяжении долгого времени, а зачастую на протяжении всей жизни.

К общим признакам почерка относятся признаки: характеризующие пространственную ориентацию движений; отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка; отражающие структуру движений по траектории.

В число общих признаков почерка, характеризующих пространственную ориентацию движений (иногда их называют топографическими признаками), входят: размещение текста в целом; размещение самостоятельных фрагментов; наличие или отсутствие полей; форма линии письма в строке; размещение движений при выполнении знаков препинания; размер красной строки; размер интервалов между строками; размер интервалов между словами и т.д.

Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка. Эти признаки характеризуются выработанностью почерка и степенью сложности движений при выполнении отдельных знаков и строением почерка в целом.

Выработанность почерка определяется уровнем владения техникой письма и характеризуется темпом и координацией движений. В зависимости от этого различают маловыработанный почерк, средневыработанный и высоковыработанный.

Степень сложности движений определяется уровнем владения техническими и графическими навыками и особенностями письменно-двигательных навыков при выполнении письменных знаков. В соответствии с этим различают: простой почерк, упрощенный, усложненный.

Общие признаки почерка, отражающие структуру движений по траектории, характеризуются формой, направлением, наклоном, размером и разгоном, связностью, нажимом.

Частные признаки почерка характеризуют особенности выполнения письменных знаков, их элементов и соединений между ними конкретным лицом, т.е. в них отображаются особенности письменно-двигательных навыков этого лица. Именно частные признаки, главным образом, позволяют по почерку установить исполнителя рукописи.

К частным признакам почерка относятся: форма движений; их направление; протяженность; связность письменных знаков и их элементов; количество движений (определяется сравнением с существующими стандартными прописями) и т.д.

Частные признаки характеризуются наибольшей степенью устойчивости и на протяжении всей жизни человека остаются в принципе неизменными. Правда, некоторые изменения в почерке конкретного лица все-таки могут наблюдаться. Они объясняются как объективными, так и субъективными факторами. Эти изменения можно разделить на естественные и умышленные. Естественные изменения почерка (и письменной речи) определяются как необычными условиями письма (измененная поза пишущего, необычный материал письма, непривычный пишущий инструмент, недостаточное освещение), так и внутренним состоянием пишущего (возрастные изменения, различные заболевания, функциональное состояние – утомление, опьянение).

Умышленные изменения почерка заключаются в скорописной маскировке почерка пишущего, подражании печатному шрифту, перемене пишущей руки, подражании почерку другого лица.

Важное значение в практике расследования по уголовным делам имеет правильное описание рукописного документа в протоколе следственного действия, а также розыск исполнителя этого документа.

Схема описания рукописного документа в протоколе такова. Указываются название документа (квитанция, письмо, акт и т.п.); его номер и дата составления; место обнаружения документа; характеристика материала документа – вид материала (бумага, картон, ткань и т.д.), его цвет, размер, наличие складок, повреждений, загрязнений; характеристика текста – его размещение, цвет красителя; начальные и заключительные слова в документах произвольной формы; краткая характеристика общих и частных признаков почерка; наличие отдельных реквизитов – надписей, оттисков печатей и штампов; дополнительные способы фиксации (фотографирование, видеозапись, зарисовки и т.п.); упаковка.

Следующей важной задачей является установление исполнителя документа. Различают четыре стадии этой работы.

1. Осмотр и изучение документа-вещественного доказательства. Сюда входят: определение материалов письма; выяснение цели и содержания документа; выявление признаков маскировки; анализ признаков письменной речи и почерка.

2. Составление розыскной таблицы. В ней отображаются особенности письменной речи; дастся характеристика общих и частных признаков почерка с их графическим изображением; при этом указываются не все признаки, а лишь наиболее значимые для розыска исполнителя (автора) рукописи.

3. Проверка почерков предполагаемых исполнителей документа (сопоставление признаков, включенных в розыскную таблицу, с почерками проверяемых лиц).

4. Назначение криминалистической почерковедческой экспертизы или исследования. В содержание этого этапа входят: подготовка материалов, необходимых для проведения почерковедческой экспертизы или исследования; вынесение постановления о назначении экспертизы или подготовка письма (отношения) о проведении исследования.

К объектам, необходимым для проведения почерковедческого исследования, относятся, прежде всего, исследуемый рукописный документ (документы) и образцы почерка предполагаемых исполнителей. Важное значение при этом отводится подбору образцов для сравнительного исследования. В криминалистике выделяют свободные и экспериментальные образцы почерка, а также условно-свободные образцы[1].

К свободным образцам почерка относятся рукописные тексты, выполненные вне связи с уголовным делом и, как правило, до его возбуждения (личная и служебная переписка, заявления, анкеты, автобиографии и т.п.).

Основные требования, предъявляемые к свободным образцам почерка: достоверность (несомненность) происхождения, т.е. исполнение документа именно проверяемым, а не другим лицом; соответствие исследуемому документу – образцы должны быть близкими по времени написания, форме и содержанию, исполнены на том же языке, однотипной бумаге и аналогичными орудиями; достаточность образцов в количественном отношении – две-пять страниц рукописного текста и 10-15 подписей.

Экспериментальные образцы почерка – это рукописные тексты, специально выполненные предполагаемыми исполнителями по предложению следователя в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Получение экспериментальных образцов осуществляется на основании постановления следователя и оформляется протоколом.

Правила получения экспериментальных образцов: условия, в которых выполняются образцы, должны быть привычными (обычными) для пишущего, однако в случае необходимости образцы отбираются и в необычных для пишущего условиях (с изменением позы, непривычным для него пишущим прибором и т.д.) или с умышленным изменением почерка (подражание печатному шрифту, выполнение текста с переменой пишущей руки и т.п.); образцы, как правило, выполняются под диктовку, при этом составляется специальный текст, в который включаются слова и словосочетания из исследуемой рукописи; исследуемый текст не должен показываться исполнителю образцов; образцы получают с разрывом во времени на разных листах бумаги; объем экспериментальных образцов должен быть не менее пятидесяти страниц и нс менее пяти страниц образцов подписей по 10-20 на каждой странице.

После того, как все необходимые для проведения экспертизы материалы собраны, следователь выбирает экспертное учреждение или эксперта и выносит постановление о назначении почерковедческой экспертизы, где кратко указываются обстоятельства дела, имеющие отношение к исследованию, подробно перечисляются материалы, направляемые на экспертизу, и формулируются вопросы, которые необходимо решить в процессе исследования. В вопросах, поставленных перед экспертом, необходимо указать наименование и реквизиты документа, подлежащего исследованию (номер, дата и т.п.). Если исследованию подлежит рукопись, не имеющая заголовка или каких-либо реквизитов, то необходимо указать, какими словами она начинается и заканчивается. Указывается также, что именно исследуется (текст, часть текста, отдельная запись, подпись, текст и подпись одновременно), фамилии, имена, отчества предполагаемых исполнителей.

Перед почерковедческой экспертизой ставятся такие вопросы: кем из числа указанных в постановлении лиц выполнены рукописные записи (подписи) в исследуемом документе; кем выполнена подпись от имени определенного лица – им самим или другим лицом; лицом какого пола выполнен рукописный текст; в обычных или необычных условиях выполнен текст; выполнен ли рукописный текст искаженным почерком; является ли автором документа конкретное лицо; каковы характеристические данные автора текста (родной или преобладающий язык, место формирования речевых навыков, уровень грамотности, профессия и т.п.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: