«История зарубежной журналистики»
Раздел 1. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: ОТ ПРАЖУРНАЛИСТСКИХ ЯВЛЕНИЙ ДО КОНЦА XVIII ВЕКА
1. Формирование системы журналистских жанров. Типы журналистики. Основные этапы развития СМИ.
2. Прообразы газеты в Древнем Риме.
3. Развитие публицистики в зарубежной истории.
4. Пи Шен и Иоганн Гуттенберг: изобретение книгопечатания.
5. Реформация. Роль типографского пресса в религиозной полемике. Мартин Лютер – публицист.
6. Возникновение цензуры в Европе: светская и духовная цензура.
7. Предпосылки оформления журналистики в социальный институт.
8. Персональный журнализм: «газета мнений».
9. Джон Мильтон и его памфлет «Ареопагитика».
10. Марчмонд Нидхэм и его журналистская деятельность.
11. Английские моральные еженедельники. Журналы Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона.
12. Публицистика Джонатана Свифта.
13. Публицистика Даниэля Дефо.
14. Журналистская деятельность Теофаста Ренодо.
15. Максимилиан Робеспьер и его публицистическое творчество.
16. Жан-Поль Марат и его журналистская деятельность.
17. История газеты «Папаша Дюшен».
18. Публицистическая деятельность Бенджамина Франклина.
19. Томас Пейн и его памфлет «Здравый смысл».
20. Наполеон I и печать.
Раздел 2.РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В XIX – ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
1. Совершенствование техники газетного дела в XIX веке.
2. Иллюстрация в периодической печати XIX века. Виды (типология), эволюция, значение (с примерами – иллюстрациями из разных европейских изданий XIX столетия).
3. Эволюция рекламы в периодической печати в XIXв.: от объявлений до «серой рекламы». Виды, этапы развития, функции.
4. Появление и развитие информационных агентств в XIX столетии (в Европе и США).
5. Концентрация печати в Европе. Концерны, возникшие в XIX – начале ХХ века, их деятельность и значение.
6. Сравнительный анализ развития партийной прессы в Великобритании, Франции, Германии и США.
7. Сравнительный анализ эволюции типологии периодических изданий во Франции, Германии, Великобритании и США в XIX веке.
8. История газеты «Times».
9. «Дело Дрейфуса» как важный этап становления гражданского общества во Франции
10. Джузеппе Мадзини и его журналистская деятельность.
11. Публицистика в творчестве Линкольна Стеффенса.
12. Сатирическая публицистика Уильяма Теккерея.
13. Издательская деятельность Чарльза Диккенса.
14. Публицистичность в творчестве Оноре де Бальзака.
15. Нелли Блай, Маргарет Фуллер и другие первые женщины-журналисты.
16. Марк Твен и его критика современного развития журналистики.
17. Публицистика в творчестве Эмиля Золя.
18. Отражение в западной прессе революционных событий в России в 1917 году. Джон Рид «10 дней, которые потрясли мир».
19. Отражение в западной прессе революционных событий в России в 1917 году. Герберт Уэллс «Россия во мгле».
20. «Journal des Debates» / «Журналь де Деба» («Газета Дебатов») братьев Бертен. Этапы его развития. Противостояние с властью. Тематика. Формирование фельетона как жанра. Влияние на общественное мнение французов и других европейцев.
21. Сравнительный анализ газет «La Presse» Э. де Жирардена и «Figaro» Ж. де Вильмессана: тематика, авторы, политическая позиция, отношение к рекламе, влияние на общественное мнение.
22. Зарубежная публицистика времен II Мировой войны.
Раздел 3.ЗАРУБЕЖНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
1. Джозеф Маккарти. Маккартизм и телевидение. Освещение в американской прессе «охоты на ведьм».
2. Война во Вьетнаме и американское телевидение.
3. Освещение в СМИ Уотергейтского скандала (США, 1972 год).
4. Журналистская деятельность Мартина Лютера Кинга (США).
5. Американские СМИ о Джоне Кеннеди.
6. Социалистическая и коммунистическая печать во Франции во второй половине ХХ века (газета «Либерасьон»).
7. Освещение в СМИ студенческих волнений во Франции в 1968 году. СМИ и студенческое радио.
8. Образ Уинстона Черчилля и Маргарет Тэтчер в СМИ Великобритании.
9. Образ России в СМИ Франции, Великобритании и Германии: общее и особенное.
10. «Массовые издания» и качественная пресса США и Западной Европы в XX веке.
11. Би-Би-Си: общественно-правовое телевидение и радиовещание в Великобритании и его эволюция
12. Ведущие информационные агентства мира: общая характеристика деятельности.
13. Ведущие транснациональные медиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв.).
- Современное состояние печатных СМИ в информационно богатых странах (основные процессы, тенденции развития, «спираль тиража», современные типы изданий, таблоидизация, распространение бесплатных газет и формирование практики неежедневного чтения, национальные модели печатных СМИ).
- Основные модели современного зарубежного ТВ (характеристика аудиовизуального сектора СМИ, коммерческое ТВ, общественное ТВ, государственное ТВ, современные национальные модели ТВ США, Британии, Германии, Франции, Италии, стран Северной Европы).
- Современное зарубежное радио (специфика СМИ, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- Средства и приемы манипулирования общественным сознанием в западном обществе, роль СМИ в создании общественного мифа. Воздействие рекламы на общественное сознание.
18. Терроризм и СМИ. Появление темы «терроризма» в зарубежных СМИ после 11 сентября 2001 года.
19. CNN и Euronews: сравнительный анализ мировых телеканалов.
20. Гражданская война на Украине 2014 года: методы информационной войны украинских, американских и российских СМИ.
Требования к оформлению и содержанию рефератов:
1) Объем – 12-15 страниц, шрифт Times New Roman, 12-14 кегль, 1,5 интервал.
2) Реферат включает в себя несколько параграфов, отражающих разные аспекты выбранной темы. Объем каждого параграфа не менее 3х страниц.
3) Список литературы должен включать в себя не менее 10 источников (учебников, монографий, статей, интернет-ссылок). Список литературы оформляется в алфавитном порядке.
4) Сноски на цитируемую литературу оформляются по тексту в квадратных скобках (например, [2; с.124]).