Литературный цикл. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева: жанровое своеобразие цикла, проблематика.




Под литературным циклом обычно подразумевается группа произведений, составленная и объединенная самим автором и представляющая собой художественное целое. Литературный цикл распространяется на все роды словесно-художественного творчества («Снежная маска» А.Блока- поэма, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина-цикл небольших драматических произведений) и исторически является одной из главных форм художественной циклизации (тенденции к группировке) произведений наряду с другими формами: традиционным сборником, антологией, книгой стихов и т.п. Как поэтологическое понятие «цикл» возник в европейской теории искусства на рубеже XVIII-XIX вв. – «на самом водоразделе между гетевской эстетикой и эстетикой позднейшей, психологической, психологизированной, вобравшей в себя все романтические импульсы начала XIX века». Один из теоретиков немецкого романизма, А.В. Шлегель, в статье «О рисунках к стихотворениям» писал, что в циклической форме могут выступать такие явления, которые, «только благодаря предшествующему или последующему становятся полнозначными».

Многие произведения явно относящиеся к циклическим образованиям, собственно циклами не назывались. И.В. Гете, например, свои стихотворные объединения никогда не называл словом «цикл», хотя оно и присутствовало в его богатейшем лексиконе. То, что мы называем теперь циклами, в первой половине XIX в. предпочитали называть чем-то вроде «особых поэм» или «лирических романов». Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что различные обозначения циклических форм в литературе в общеевропейском контексте могли иметь и свои национальные языковые варианты. Например, во французской и русской поэзии первой половины XIX в. собственно циклические образования именовались чаще всего «ансамблями стихотворений». Это относится и к «Стихотворениям в прозе» Тургенева.

Нам хорошо известен, с одной стороны, Тургенев – поэт – автор многочисленных лирических стихов и поэм («Параша», «Помещик», «Разговор»), с другой стороны, Тургенев-прозаик – автор классических романов, повестей и рассказов. Не надо забывать и Тургенева – драматурга. И он же, Иван Сергеевич Тургенев, создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стиха. «Стихотворения в прозе» являются не произвольным соединением стихов и прозы, а принципиально новым видом творчества.

Иван Сергеевич создал целую книгу стихотворений в прозе, которым свойственнытакие характерные черты.

Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В большинстве случаев- прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер.

Философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнь и смерть, любовь и ненависть, правда и ложь. При решении их-г лубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос ни решался – сугубо личный, общественный или планетарный. Предельная краткость каждого стихотворения в прозе, каждой миниатюры. От двух-трех строк до полутора – двух страниц, не более.

Стихотворение в прозе дает возможность сгустить, стиснуть огромные временные и пространственные величины до одной фразы (к примеру, «проходят тысячи лет: одна минута…» - в «Разговоре»). Острейшая наблюдательность, позволяющая обыкновенную бытовую деталь превращать в символы. Таков, например, закоптелый горшок со щами в миниатюре «Щи» или камень на морском прибрежье в миниатюре «Камень».

Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен, целиком подчинен авторской интонации.

Каждая фраза, строка, абзац, целая вещь выдержана в определенном музыкальном ключе. Мелодичность эта подчас доходит у Тургенева до сладкогласия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое, плавное пение.

Лирический поток от одной миниатюры к другой движется по книге, дополняя и варьируя друг друга. В композиции каждого в отдельности стихотворения в прозе и всего сборника в целом много от композиции музыкального в целом.

В «Стихотворениях в прозе» находим отборное зерно слова, русскую речь в ее весеннем разливе, в тихом очаровании осени, в буйстве и нежном лепете ее.

Написаны тургеневские миниатюры между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни Тургенева.

«Стихотворения в прозе» состоят из двух частей.

Первая часть была напечатана еще при жизни автора, в 1882 году, в журнале «Вестник Европы» (лишь миниатюру «Порог» пришлось опустить из-за предцензурных предосторожностей).

Вторая часть («Новые стихотворения в прозе») сохранилась в черновиках писателя и впервые опубликована французским ученым-славистом А. Мазоном в Париже только в 1930 году. Сюда включено стихотворение уже не в прозе, а собственно стихи «Я шел среди высоких гор» (1878), - по строю чувств и образам органически входящее в состав сборника. Вообще эти произведения для печати не предназначались, слишком уж интимны были переживания в некоторых из них. Однако Стасюлевичу, близкому другу Тургенева и редактору журнала, во время одного из последних свиданий с Иваном Сергеевичем, удалось уговорить последнего напечатать часть «Старческих раздумий» (так их называл сначала сам Тургенев) …

Почему - то принято считать, что заголовок и окончательный вариант названия стихотворений придумал Стасюлевич. Хотя известно, что Тургенев отправлял рукопись в «Вестник Европы» уже с подзаголовком «40 стихотворений в прозе»…

Материал «Стихотворений в прозе» в тематическом и жанровом отношении многообразен. Что ни миниатюра, то новая тема, новая мысль, новый образ, новый способ изображения. Здесь жанровая зарисовка («Деревня»), сказка («Старуха»), сатира («Довольный человек», «Житейское правило», «»Черепа»), легенда («Восточная легенда»), диалог («Рабочий и белоручка»), философская миниатюра («Истина и правда»), некролог («Памяти Ю.П. Вревской»), послание («Н. Н.»).Мы встречаемся здесь со сравнительными характеристиками («Два четверостишия» и «Два богача»), с философской и публицистической трактовкой строк Пушкина («Услышишь суд глупца…»), Гоголя («О моя молодость!О моя свежесть!»), латинских присловий.

Под заглавиями некоторых миниатюр мы встречаем подзаголовки: «Сон», «Барельеф», «Разговор», определяющие жанровые оттенки той или иной вещи. Все это в пределах сравнительно небольшой книги создает глубокое и необычное впечатление. Образы ярки и грандиозны, а слов, пошедших на их создание, мало.

Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозаикой, создающей цельную картину.

Примечательно, что сам Тургенев подчеркивал отдельность, автономность каждой миниатюр, указывал на возможность прочитывать ее не в ряду других, а самостоятельно. Рукопись Тургенева состояла из отдельных листиков, на каждом из них было по одному законченному стихотворению в прозе. Автор предпослал им свое слово «К читателю», гласившее: добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое: и 0кторое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.

Почему же именно стихотворения в прозе? А не просто – философские рассказы? Наверное, потому, что слишком уж гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы … “ это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма,отмеченные печатью необыкновенного стилистического изящества”.

«Стихотворения в прозе»-это сборник оригинальных философских высказываний, жизненных выводов …Это своеобразный итог,черта,точка, которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений..в конце своей жизни. Здесь отразилось всё то, что было “разлито” по всем произведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время, все они неразрывно связаны между собой, связаны в один общий мотив. Казалось бы, такие совершенно разные по своей тематике стихотворения, как: “Старуха”,”Старик”,”Собака”,”Сон” и т.д.,-а связаны между собой единым мотивом:размышлением о неотвратимости смерти.

Приведем главные и преобладающие темы:

-воспоминания о давней любви

-размышления о неотвратимости смерти

-раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы

Может показаться,что все “Стихотворения … проникнуты пессимистическими настроениями, но это не так. Своим мрачным,тёмным, “пасмурным” стихотворениям (“Старик”)Тургенев противопоставляет светлые,радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями(“Лазурное царство”).Обычно они всё о той же любви, красоте, её силе.В этих стихотворениях чувствуется,что автор всё же верит в силу прекрасного..в счастливую жизнь..которой у него,к сожалению, не было.(“Воробей”)

Да, этот цикл- это противопоставление, противопоставление жизни и смерти,молодости и старости…,добра и зла, прошлого и настоящего.Эти мотивы “вступают в борьбу” между собой …Тургенев часто сталкивает их,переплетает …всё противоречивое в конце концов автор стремится слить воедино(“Двойник”) ….

Добролюбов писал о тургеневской прозе: «…и грустно и весело это ощущение:там светлые воспоминания детства,невозвратно мелькнувшего,там гордые и радостные надежды юности..Всё прошло и не будет больше;но ещё не пропал человек,который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грёзам …И благо тому,кто умеет пробуждать такие воспоминания,вызвать такое настроение души». Можно отметить,что многие стихотворения в прозе,которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны,на самом деле пробуждают в человеке «состояние душевной высоты и просветлённости».Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениям писателя необычайную задушевность.Сталкивая прошлое и настоящее,писатель «играет» со временем и «извлекает из этого бездну поэзии,эстетического наслаждения, мудрости понимания,примирённости противоречий ». Тургенев упивается поэзией времени…

В “Стихотворениях в прозе” с особой теплотой Тургенев пишет о родине. Прозвучав впервые, эта тема никогда не исчезала из творчества писателя.

Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра “Русский язык”. Наизусть С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения.

Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в стихотворениях: “Довольный человек”, “Писатель и критик”, “Дурак”, “Эгоист”, “Враг и друг”, “Гад”, “Корреспондент”, “Житейское правило” и др. (наизусть по выбору).

До сих пор тургеневские “Стихотворения в прозе” остаются образцом мастерского владения русским слогом. Писатель знал тайну и художественного и одновременно этического внушения и умел волновать не только красотою, но и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей и красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию произведения, простота при глубине – все это читатель находит в “Стихотворениях в прозе”.

По словам Льва Озерова, «Стихотворения в прозе» Тургенева – это наше собственное детство, наша юность, наша зрелость – все то, что неотделимо от нас самих, от нашего восприятия жизни и родной речи».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: