Дисциплина МДК.02.01Конструкция и управление тепловозом
Преподаватель Вовк В.В.
Гр.№36 Машинист локомотива
Занятие №9
Тема программы: Тема№2 Организация работы и отдыха локомотивных бригад.
Тема занятия №9: Изучение инструкции локомотивных бригад ЦТ 0106
Цель занятия: Изучить инструкцию локомотивных бригад ЦТ 0106
План урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового теоретического материала.
ИНСТРУКЦИЯ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЕ
1. Общие положения
1.1 - Работниками локомотивных бригад есть лица, назначенные для управления и обслуживания электровозов, тепловозов, паровозов (далее - локомотива), электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы (далее - мотор-вагонного подвижного состава или МВПС):
- машинист;
- помощник машиниста;
- лица, которые работают их дублерами.
В своей работе
локомотивные бригады руководствуются:
- Правилами технической эксплуатации железных дорог Украины (ПТЭ);
- Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Украины;
- Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Украины;
- Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава;
- Инструкцией о порядке пользования АЛС и устройствами контроля бдительности машиниста;
- законодательными и другими нормативными актами по безопасности движения и охраны труда;
- правилами и инструкциями по техническому обслуживанию и ремонту локомотивов (МВПС);
- действующими приказами, указаниями и инструкциями:
- Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины (Укрзалізниці);
- управлений железных дорог;
- дирекций железнодорожных перевозок;
- локомотивных депо;
- требованиями этой Инструкции.
При выезде на участки сопредельных железных дорог и железной дороги других государств локомотивная бригада руководствуется действующими на этих железных дорогах нормативными документами.
Работники локомотивных бригад относятся к профессиям, которые связанны с движением поездов, и на них распространяются все требования и положения Укрзалізниці, которые касаются этой категории железнодорожников.
1.4 - Помощниками машинистов локомотивов назначаются лица, которые имеют профессионально-техническое образование или общее среднее образование и курсовую профессиональную подготовку с отрывом от производства, и получили удостоверение помощника машиниста локомотива (МВРС) соответствующего вида тяги, успешно сдали установленные испытания при назначении на должность в комиссии локомотивного депо. Порядок назначения на должность помощника машиниста приведен в приложении 1 к этой инструкции.
1.14 - С целью повышения ответственности локомотивных бригад в выполнении своих обязанностей для машинистов и помощников машинистов установлены талоны предупреждения № 1, № 2 и № 3.
При изъятии талона №3 машинист (или помощник машиниста) подлежит внеочередной проверке знаний порядком, установленным приказом Министерства транспорта и связи, а машинист, кроме того, подлежит повторному практическому испытанию на одном из участков обслуживания с машинистом -инструктором для получения разрешения на право самостоятельной работы.
Порядок изъятия и возвращения талонов предупреждения устанавливается отдельным положением Укрзалізниці.
1.15 - Машинист локомотива (МВПС) не имеет права передавать управление локомотивом (МВРС) другим лицам, за исключением:
- машиниста-инструктора;
- машинисту, который учит его передовым методам вождения поездов.
С целью подготовки помощника машиниста для получения удостоверения на право управления локомотивом (МВПС), а также при переквалификации машиниста на другой вид тяги, машинист, который имеет стаж работы не менее 1-го года, может доверять управления локомотивом (МВПС) под своим наблюдением и под личную ответственность:
- помощнику машиниста со стажем работы
не менее 6-ти месяцев;
- дублеру машиниста.
При этом:
- период общей работы машиниста и помощника машиниста должен быть не менее 1-го месяца.
Порядок передачи управления локомотивом (МВПС) при практических испытаниях помощника машиниста кандидата на должность машиниста указывается в положении, разработанном Главным управлением локомотивного хозяйства Укрзалізниці о подготовке помощника машиниста для работы машинистом локомотива (МВРС).
Машинисту запрещается передавать управление локомотивом (МВПС) своему помощнику при работе:
- в нестандартных и аварийных ситуациях;
- при неисправности локомотивной сигнализации;
- а также других приборов безопасности движения;
- следования с: - пожарными;
- восстановительными;
- сдвоенными поездами;
- при следовании по неправильному пути;
- в других случаях, когда требуется повышенное внимание;
- ЗАПРЕЩАЕТСЯ отлучаться из кабины локомотива (МВПС), когда локомотивом (МВПС) управляет помощник машиниста.
Разрешение на допуск к управлению локомотивом помощнику машиниста предоставляет машинист-инструктор с записью об этом в формуляре помощника машиниста.
2. Формуляры машиниста и помощника машиниста
2.1 - При назначении на должность машиниста или помощника машиниста, начальником депо или заместителем начальника депо по эксплуатации им выдается служебный формуляр установленного образца.
2.2 - В служебный формуляр машиниста и помощника машиниста вносятся записи:
- о проведение практических испытаний;
- о наличии в личном деле письменных выводов на право самостоятельной работы на участках;
- о результатах контрольно-инструкторских поездок;
- о проведенных собеседованиях;
- о предоставлении заданий;
- изъятии талонов предупреждения;
- наложении дисциплинарныхх взысканий;
- результаты внезапных проверок и сопровождения;
- а также другую работу, которая проводится с машинистом или помощником машиниста.
2.3 - Формуляр во время поездки или смены должен находиться у машиниста и его помощника, а после рейса - сохраняться в депо установленным порядком.
2.4 - Для внесения выписок из руководящих документов, документов по безопасности движения, инструкций, технических бюллетеней о порядке действия бригады в отдельных ситуациях, проведения инструктажей о причинах и обстоятельствах допущенных нарушений безопасности движения, наличия отдельных мест на участках работы, которые требуют повышенного внимания и внимательности, локомотивные бригады должны иметь и систематически вести технический формуляр установленным порядком.
Порядок ведения технического формуляра, указанный в приложении 3 к этой инструкции, а служебного - в инструкции машиниста-инструктора локомотивных бригад.
3 Обязанности локомотивной бригады
Работники локомотивных бригад должны:
3.1 - Знать и четко выполнять требования:
- Правил технической эксплуатации железных дорог Украины;
- Инструкции по сигнализации железных дорог Украины;
- Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Украины;
- Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава на железных дорогах Украины;
- действующих инструкций, приказов, указаний и других нормативно-правовых актов, отнесенных к кругу обязанностей работников локомотивных бригад;
- правил и инструкций по:
- безопасности движения;
- охраны труда;
- пожарной безопасности;
при эксплуатации и ремонте локомотивов (МВПС).
3.2 - Постоянно повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство, посещать в установленном порядке технические занятия с зачетной проверкой знаний, проходить обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.
3.3 - Приходить на работу после отдыха одетыми по форме в сроки, которые определяются графиком работы и по вызову дежурного по депо.
Если нет возможности явки на работу в указанное время, об этом необходимо срочно сообщить дежурному по депо или нарядчику локомотивных бригад.
3.4 - Проходить установленным порядком:
- предрейсовый медицинский осмотр;
- инструктажи по безопасности движения;
- инструктажи по охране труда;
- знакомиться под роспись с документами по безопасности движения.
- Проходить предрейсовый медицинский осмотр в пунктах оборота, где это установлено, и после поездки (смены) в соответствии с разработанными графиками.
Во время отдыха в пункте оборота полноценно использовать предоставленное время для отдыха.
3.5 - При нахождении на работе иметь при себе:
машинисту:
- удостоверение на право управления локомотивом (МВПС);
- удостоверение личности;
- маршрут;
- служебный и технический формуляры машиниста;
- талон предупреждения;
- удостоверение о допуске к работе с электроустановками;
- удостоверение о проверке знаний по вопросам охраны труда;
- расписание движения поездов;
- выписку о допустимых скоростях движения на участках;
помощнику машиниста:
- удостоверение помощника машиниста;
- служебный и технический формуляры;
- талон предупреждения;
- выписку о допустимых скоростях движения на участках;
- удостоверение личности;
- удостоверение о допуске к работе с электроустановками;
- удостоверение о проверке знаний по вопросам охраны труда.
3.6 - Выполнять оперативные распоряжения:
- руководителей депо;
- машинистов-инструкторов;
- дежурных основного или оборотного депо пункта смены локомотивных бригад;
- поездного и локомотивного диспетчера;
- энергодиспетчера;
- дежурного по станции;
- или другого лица, которое отвечает за организацию движения поездов и выполнения маневровой работы.
3.7 - Проводить приемку и сдачу локомотива (МВРС);
- точно придерживаясь требований:
- ПТЭ;
- действующих инструкций;
- правил и положений из технического обслуживания локомотивов и МВРС;
- требований правил охраны труда;
- требований местных инструкций.
Локомотивная бригада несет ответственность за сохранение инструмента и инвентаря, который находится на локомотиве (МВПС).
3.8 - При ведении поезда и маневровой работе выполнять установленный регламент переговоров:
- между машинистом и помощником машиниста;
- между локомотивной бригадой и поездным диспетчером или с дежурными по станциям.
3.9 - Придерживаться рациональных режимов вождения поездов, которые обеспечивают выполнение графика и безопасность движения соответственно требованиям ПТЭ.
Не допускать:
- вождения поездов, которые имеют вес или длину свыше установленных норм для данного участка;
- перегрузки узлов и агрегатов локомотива (МВПС) свыше установленных техническими нормативами.
- При вождении пассажирских и моторвагонных поездов обеспечивать:
- качественное обслуживание пассажиров;
- плавность ведения поезда;
- не допускать нарушений:
- режима электроотопления и вентиляции вагонов;
- условий посадки и высадки пассажиров.
3.10 - Контролировать установленным порядком работу:
- приборов безопасности;
- узлов и агрегатов локомотивов (МВПС);
периодически проверять их состояние, в том числе противопожарное.
Особое внимание уделять проверке состояния деталей экипажной части и буксового узла при остановках на промежуточных станциях.
Придерживаться периодичности контроля за работой машин, - механизмов и агрегатов локомотива (МВПС) в пути следования поезда порядком и в местах, установленных начальником депо:
- для тепловозов, электровозов и дизель-поездов -
не реже чем через 30 минут;
- для электропоездов - не реже чем через 1 час.
При продолжительности остановки поезда:
- 2 - 5 минут помощник машиниста должен проводить осмотр ходовых частей локомотива с обеих сторон, проверяя при этом температуру нагревания и состояние буксовых узлов.
- Более 5 минут - осмотр ходовых частей выполняет машинист.
По прибытии на конечную станцию локомотивная бригада должна провести:
- осмотр ходовых частей;
- проверку буксовых узлов на нагрев.
Контроль записей параметров на скоростемерной ленте локомотивная бригада обязана проводить с периодичностью не реже, чем 30 минут.
3.11 - При выявлении неисправности локомотива употреблять все необходимые меры по ее устранению, с обеспечением:
- выполнения требований правил обслуживания;
- безопасности движения;
- личной безопасности.
Если неисправность не может быть устранена в установленный норматив времени, употребить все необходимые меры для сохранения от повреждений локомотива и освобождения перегона.
3.12 - Экономно расходовать:
- топливно-энергетические ресурсы;
- обтирочные и прочие материалы;
удерживать в исправном состоянии:
- вверенный инвентарь;
- инструмент;
- средства индивидуальной защиты.
3.13 - Не вмешиваться в работу приборов безопасности, которые установлены на локомотиве и МВПС.
3.14 - Не оставлять кабину управления локомотивом (МВПС) во время движения поезда (локомотива):
- на запрещающий сигнал светофора;
- по станции;
- проявлять при этом особую внимательность.
3.15 - При выполнении маневровой работы:
- проявлять особое внимание и внимательность;
- исключить всякую поспешность;
- выполнять установленный регламент переговоров по радиосвязи.
- Перед началом движения локомотива получить:
- необходимый план работы;
- разрешение и информацию от лиц, которые руководят маневрами и распоряжаются маневровой работой на станции, о готовности маршрута следования и свободности пути.
3.16 - После выполнения поездки (смены) локомотивная бригада должна:
- осуществить запись в журнале технического состояния локомотива:
- о работе узлов и агрегатов;
- состоянии приборов безопасности;
- внести замечания относительно содержания локомотива;
- сдать локомотив с инвентарем дежурному по депо или сменной бригаде;
а при их отсутствии:
- привести локомотив (МВПС) в нерабочее состояние;
- закрепить его от самовольного движения;
- закрыть внешние двери на замок;
- сдать установленным в депо порядком:
- заполненные маршруты;
- скоростемерные ленты за выполненную поездку (смену);
- формуляр машиниста;
- бланки предупреждений об ограничении скорости движения;
- справки о тормозах (за исключением случаев смены локомотивных бригад без смены локомотива);
- а также другую документацию, которую машинист получил за поездку;
- ключи от пульта управления локомотивом (МВПС);
- ключи от кабины машиниста;
- сделать запись в книгу замечаний машиниста о всех выявленных во время поездки (смены) недостатках, которые угрожают безопасности движения поездов;
- при допущенных случаях:
- транспортных происшествий в поездной и маневровой работе;
- повреждениях узлов и агрегатов локомотива (МВПС);
- нарушениях графика движения;
Машинист должен сообщить дежурному по депо об обстоятельствах случая, со станции, где произошел случай, или немедленно после прибытии - из пункта оборота, а после поездки - подать через дежурного по депо письменный рапорт или объяснение начальнику депо, в которых отметить обстоятельства и причины случая.
3.17 - Принимать участие в подготовке локомотива (МВРС) к комиссионному осмотру.
3.19 Помощник машиниста обязан:
3.19.1 - Обеспечивать безопасность движения на основе тщательного выполнения требований ПТЭ, действующих нормативных актов (инструкций, приказов, указаний и т.п.).
3.19.2 - Своевременно и точно выполнять поручения машиниста относительно:
- ухода за локомотивом (МВПС) и его техническим обслуживанием;
- контроля за состоянием поезда, который обслуживает бригада и встречного поезда;
- узлов и агрегатов локомотива (МВПС);
- закреплению локомотива (поезда) от самовольного движения.
3.19.3 - При следовании к запрещающему сигналу светофора:
- перейти на сторону машиниста;
- повторять вместе с ним показания сигнала;
убедиться в том, что:
- контролер находится в нулевом положении;
- в достаточной величине давления в тормозной магистрали.
- При отсутствии действий со стороны машиниста относительно остановки поезда (локомотива) самому принимать меры относительно предупреждения проезда запрещающего сигнала.
3.19.4 - Если машинист внезапно утратит способность руководить локомотивом, самому:
- остановить поезд (локомотив, МВПС);
- закрепить его установленным порядком от самовольного движения;
- по радиосвязи передать об этом машинистам ближайших поездов;
- поездному диспетчеру или дежурному по станции.
Порядок дальнейших действий в этих случаях определяет поездной диспетчер, исходя из конкретных условий. При наличии у помощника машиниста удостоверения на право управления локомотивом и по его согласию, поездной диспетчер может разрешить помощнику машиниста довести поезд до ближайшей станции.
4.3 - Помощник машиниста локомотива (МВРС) имеет право:
4.3.1 - По кругу своих обязанностей пользоваться служебной связью, нормативной и технической документацией.
5 Ответственность.
Локомотивная бригада несет ответственность за обеспечение:
- безопасности движения поездов и маневровой работы;
- требований нормативных документов по охране труда;
- выполнения графика движения поездов;
- правильного режима работы локомотивов (МВРС) и их узлов, своевременного устранения неисправностей, достоверности информации о неисправностях локомотива;
- качества выполнения технического обслуживания локомотивов (выполнение ТО-1);
- сохранение оснащения, инструмента, средств индивидуальной защиты и сигнальной принадлежности;
- установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов;
- выполнение установленных по кругу обязанностей требований относительно обеспечения сохранения грузов, которые перевозятся;
- достоверности заполнения учетных документов;
- выполнения требований этой Инструкции.
Работники локомотивных бригад за невыполнение или нарушение своих обязанностей несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. С какой целью для локомотивных бригад установлены талоны предупреждения?
2. Какие документы должен иметь при себе помощник машиниста?
3. С какой периодичностью локомотивные бригады контролируют работу машин, механизмов и агрегатов локомотива (МВПС) в пути следования поезда?
4. Когда помощник машиниста проводит на остановках осмотр ходовых частей локомотива с обеих сторон, проверяя при этом температуру нагревания и состояние буксовых узлов?
5.Через какой промежуток времени локомотивная бригада обязана проводить контроль записей параметров на скоростемерной ленте?
III. Домашнее задание:
Проработать текст лекции, выучить наизусть обязанности помощника машиниста, ответить письменно, в конспекте на контрольные вопросы для самопроверки. Фото домашнего задания отправить сообщением в группе в В контакте https://vk.com/club194189853
( Гр.36 ЯЦПТО. Дистанционное обучение) или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе
Литература:
1. С.П. Присяжнюк Управление тепловозом, М.Транспорт,1987. 312с.;