Урок 85. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа
Тип урока: обобщение и систематизация знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для повторения и обобщения материала раздела; способствовать развитию умений делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных произведениях раздела «Люби живое» | Метапредметные: Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и в инсценировании. Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме | Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | |||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Мы продолжаем наш разговор о замечательной, счастливой, невозвратимой поре детства. Вы, наверное, не удивились, что в начале урока прозвучала «Колыбельная». Она нас вернула к тому прекрасному времени, когда вы были совсем маленькими и засыпали под мамину колыбельную. Эта песня пронизана нежностью и любовью, которые хранятся в мамином сердце. Воспоминание о детства – одна из самых любимых тем писателей и поэтов. Проверим ваше домашнее задание – найти строчки о детстве знакомых нам писателей | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают строчки произведений о детстве. 1. Самым близким и дорогим человеком для Александра Сергеевича Пушкина была няня Арина Родионовна. Именно она открыла поэту мир сказки, пела ему народные песни, объясняла поговорки и пословицы… Мастерица ведь была, И откуда что брала! А куда разумны шутки, Приговоры, прибаутки. 2. Лев Николаевич Толстой очень любил свою маменьку. В повести «Детство» писал: «Как не любить, не лелеять воспоминания о детстве, которые освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Звуки голоса ее так сладки, так приветливы, так много говорили его сердцу. Когда он повторял молитву, то любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство. 3. Детство Ивана Алексеевича Бунина прошло в доме, где царил дух Пушкина. Мать читала детям его стихи и сказки. Воспоминания о детстве поэт называл «сладчайшими». Чем жарче день, тем радостней в бору Дышать сухим, смолистым ароматом. И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам. 4. Габдулла Тукай очень рано лишился родителей, жил у разных людей. С малых лет испытывал голод и нужду. О детстве он писал так: Терзаем стужей и жарой, я в муках жил, я все видал! Бродил по миру сиротой, среди могил, я все видал! | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | |||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке вспомним произведения раздела «Поэтическая тетрадь» | Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||||
III. Обобщение и систематизация знаний по теме урока | Проводит беседу по теме урока. – Какое название вы бы дали этой «Поэтической тетради»? – Связано ли содержание стихотворения «Детская» с его ритмом? Отличаются ли по звучанию первая и последняя строфы от других строф? – Составьте словарь настроений к стихотворению М. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка...». – Какие картины вы представляете, читая стихотворения этого раздела? – Какими чувствами проникнуты эти картины? – В каких стихотворениях используется прием сравнения? – Какими другими произведениями можно дополнить раздел? – Репродукции каких картин можно включить? Какие произведения они могут иллюстрировать? – Сравните стихотворения, которые вы прочитали в этом разделе. Одинаковые ли чувства они вызывают? | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Составляют словарик настроений.
| Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре | |||||||||||||||||||||
– В каком стихотворении дети мечтают попасть в волшебную страну? – В каком стихотворении говорилось о том, с какой любовью и вниманием дети слушали сказки, рассказанные им бабушкой? Кто автор этого стихотворения? – А из какого стихотворения мы узнали о любимой детской игре «палочке-выручалочке»? Кто рассказал об этом? – Какое другое стихотворение этого поэта мы с вами читали». О чем оно? Организует работу в парах. – Определите автора стихотворения и его название по данному отрывку. Карточка 1. Мне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь. Карточка 2. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет. Карточка 3. Куда ушли, в какую даль вы? Что между нами пролегло? Карточка 4. Раз, два, три, четыре, пять, Бегом тени не догнать. Карточка 5. Ах, этот мир и счастье быть на свете Еще не взрослый передаст ли стих? | – М. Цветаева «Наши царства». – С. Есенин «Бабушкины сказки». – В. Брюсов «Детская». – В. Брюсов «Опять сон». Работают в парах. Карточка 1. В. Я. Брюсов «Опять сон». Карточка 2. С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Карточка 3. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». Карточка 4. В. Я. Брюсов «Детская». Карточка 5. М. И. Цветаева «Наши царства». В заключение урока учащиеся читают полюбившиеся им строки из изученных стихотворений | |||||||||||||||||||||||
IV. Самостоятельная работа | Проводит самостоятельную работу по кар- точкам.
Карточка 1.
Карточка 2.
| Выполняют самостоятельную работу. Ответы: Карточка 1. С. А. Есенин «Бабушкины сказки». В. Я. Брюсов «Опять сон». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». В. Я. Брюсов «Детская». М. И. Цветаева «Наши царства». Карточка 2. Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Гиппопотам – бегемот. Опостылеть – надоесть | Осуществлять анализ произведения. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи | |||||||||||||||||||||
V. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Выучить стихотворение | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи | |||||||||||||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |