Урок 85. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа




Урок 85. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа

Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи: создать условия для повторения и обобщения материала раздела; способствовать развитию умений делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах
Планируемые результаты
Предметные: научатся: делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных произведениях раздела «Люби живое» Метапредметные: Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и в инсценировании. Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Мы продолжаем наш разговор о замечательной, счастливой, невозвратимой поре детства. Вы, наверное, не удивились, что в начале урока прозвучала «Колыбельная». Она нас вернула к тому прекрасному времени, когда вы были совсем маленькими и засыпали под мамину колыбельную. Эта песня пронизана нежностью и любовью, которые хранятся в мамином сердце. Воспоминание о детства – одна из самых любимых тем писателей и поэтов. Проверим ваше домашнее задание – найти строчки о детстве знакомых нам писателей Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают строчки произведений о детстве. 1. Самым близким и дорогим человеком для Александра Сергеевича Пушкина была няня Арина Родионовна. Именно она открыла поэту мир сказки, пела ему народные песни, объясняла поговорки и пословицы… Мастерица ведь была, И откуда что брала! А куда разумны шутки, Приговоры, прибаутки. 2. Лев Николаевич Толстой очень любил свою маменьку. В повести «Детство» писал: «Как не любить, не лелеять воспоминания о детстве, которые освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Звуки голоса ее так сладки, так приветливы, так много говорили его сердцу. Когда он повторял молитву, то любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство. 3. Детство Ивана Алексеевича Бунина прошло в доме, где царил дух Пушкина. Мать читала детям его стихи и сказки. Воспоминания о детстве поэт называл «сладчайшими». Чем жарче день, тем радостней в бору Дышать сухим, смолистым ароматом. И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам. 4. Габдулла Тукай очень рано лишился родителей, жил у разных людей. С малых лет испытывал голод и нужду. О детстве он писал так: Терзаем стужей и жарой, я в муках жил, я все видал! Бродил по миру сиротой, среди могил, я все видал! Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке вспомним произведения раздела «Поэтическая тетрадь»   Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Обобщение и систематизация знаний по теме урока Проводит беседу по теме урока. – Какое название вы бы дали этой «Поэтической тетради»? – Связано ли содержание стихотворения «Детская» с его ритмом? Отличаются ли по звучанию первая и последняя строфы от других строф? – Составьте словарь настроений к стихотворению М. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка...». – Какие картины вы представляете, читая стихотворения этого раздела? – Какими чувствами проникнуты эти картины? – В каких стихотворениях используется прием сравнения? – Какими другими произведениями можно дополнить раздел? – Репродукции каких картин можно включить? Какие произведения они могут иллюстрировать? – Сравните стихотворения, которые вы прочитали в этом разделе. Одинаковые ли чувства они вызывают? Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Составляют словарик настроений.
Позитивное настроение Негативное настроение
Торжественное; восторженное; очарованное; радостное; радужное; веселое; светлое; восхищается; восторгается; восторженно-радостное; легкое; светлое; нежное; игривое; умиротворенное; теплое; спокойное. приподнятое Печалится; жалеет о … сожалеет о… поэту жаль … переживает за… негодует; расстроен; поэту больно от… с болью в сердце пишет о… грустно, с грустью говорит о… сердито; тоскует по… с волнением говорит о… испытывает чувство горечи
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре
– В каком стихотворении дети мечтают попасть в волшебную страну? – В каком стихотворении говорилось о том, с какой любовью и вниманием дети слушали сказки, рассказанные им бабушкой? Кто автор этого стихотворения? – А из какого стихотворения мы узнали о любимой детской игре «палочке-выручалочке»? Кто рассказал об этом? – Какое другое стихотворение этого поэта мы с вами читали». О чем оно? Организует работу в парах. – Определите автора стихотворения и его название по данному отрывку. Карточка 1. Мне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь. Карточка 2. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет. Карточка 3. Куда ушли, в какую даль вы? Что между нами пролегло? Карточка 4. Раз, два, три, четыре, пять, Бегом тени не догнать. Карточка 5. Ах, этот мир и счастье быть на свете Еще не взрослый передаст ли стих? – М. Цветаева «Наши царства».   – С. Есенин «Бабушкины сказки».   – В. Брюсов «Детская».     – В. Брюсов «Опять сон».   Работают в парах.     Карточка 1. В. Я. Брюсов «Опять сон».     Карточка 2. С. А. Есенин «Бабушкины сказки».     Карточка 3. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка».   Карточка 4. В. Я. Брюсов «Детская».     Карточка 5. М. И. Цветаева «Наши царства». В заключение урока учащиеся читают полюбившиеся им строки из изученных стихотворений
IV. Самостоятельная работа Проводит самостоятельную работу по кар- точкам. Карточка 1.
1. Кто авторы этих стихотворений?
а) «Бабушкины сказки» М. И. Цветаева
б) «Наши царства» А. С. Пушкин
в) «Опять сон» В. Я. Брюсов
г) «Бежит тропинка с бугорка» Б. С. Житков
д) «Детская» С. А. Есенин

Карточка 2.

2. Словарная работа.
а) Дебри Бегемот
Надоесть
б) Гиппо- потам Место, заросшее непроходимым лесом
Хвойный лес
в) Опостылеть Сказочное животное
Опустеть

 

Выполняют самостоятельную работу. Ответы: Карточка 1. С. А. Есенин «Бабушкины сказки». В. Я. Брюсов «Опять сон». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». В. Я. Брюсов «Детская». М. И. Цветаева «Наши царства».   Карточка 2. Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Гиппопотам – бегемот. Опостылеть – надоесть Осуществлять анализ произведения. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи
V. Домашнее задание Объясняетдомашнее задание. Выучить стихотворение Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VI. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: