Теории психического развития




Учет в практике обучения музыке возрастных особенностей детей

Основные положения и концепции возрастной психологии

Возрастная психология самостоятельная отрасль психологической науки возникла в конце XIX в.. Исследования науки направлены на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Таким образом, предметом возрастной психологии как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни).

Предметом возрастной психологии (по Р. Немову), является изучение основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая развернутые психологические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группам.

Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения. Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

Особое место в возрастной психологии занимает детская психология.

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце 19 в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера в том, что он ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук.

К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец 19 века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физическое наказание эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги.

Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским. Это метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского разрабатывалась в 20-30 гг. XX в. Одним из ключевых в концепции Выготского является учение об интериоризации (от лат. – «извне внутрь»).С помощью этого учения он показал, как происходит филогенез (процесс возникновения и развития психики, а также форм сознания в ходе эволюции) и онтогенез (индивидуальное развитие организма) человеческой психики. Центральным моментом в этом процессе являются возникновение деятельности, овладение словом, знаком. При этом знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков, у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь.

Теории психического развития

Сторонники биогенетической концепции развития психики полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др. Истоки «природного», «биологизаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально, - уходят в работы французских философов Р.Декарта и Жан-Жака Руссо.

Основной биогенетический закон для объяснения психического развития - закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Закон сформулирован Э. Геккелем.

Рекапитуляция (от лат. recapitulatio — повторение) (биологическая), повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов — их структуре, химизме, функциях. Рекапитуляция (от лат. recapitulatio — повторение) (биологическая), повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов — их структуре, химизме, функциях. Рекапитуляция (от лат. recapitulatio — повторение) (биологическая), повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов — их структуре, химизме, функциях.Рекапитуляция (от лат. recapitulatio — повторение) (биологическая), повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов — их структуре, химизме, функциях.Рекапитуляция (от лат. - повторение) (биологическая), повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов. Принцип Р. впервые сформулирован в 1859 в теории Ч. Дарвина.

Американский психолог С. Холл (1846-1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Им выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др.

Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: