Валерий Фёдорович Венда - знаменитый учёный




Зорин СС

Венда Валерий Фёдорович
Дата рождения 2 августа 1937 (83 года)
Место рождения Симферополь, Крымская АССР, СССР
Страна · СССР · Россия
Научная сфера психология, эргономика
Место работы Институт психологии АН СССР
Альма-матер Московский энергетический институт
Учёная степень кандидат технических наук (1966), доктор психологических наук (1973)
Учёное звание профессор (1984)
Научный руководитель Лекторский В. А., Ошанин Д. А.
Награды и премии лауреат Международной премии за выдающиеся совместные исследования в области психологии, Академиии наук СССР совместно с Академиями наук девяти социалистических стран (ГДР, Берлин, 1984), лауреат Международной премии признанному учёному за выдающийся вклад в исследования в области человеческих факторов и эргономики США (1996).

Родился 2 августа 1937 года в городе Симферополе, Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика.

В 1954 году окончил с медалью Мужскую среднюю школу № 14 г. Симферополя Крымской области.

В 1960 году окончил Московский энергетический институт по специальности «Автоматизация производственных процессов».

С 1960 года — сотрудник ЦНИИ комплексной автоматизации; спроектировал и создал мнемосхему и пульт компьютерной системы управления энергоблоком ТЭЦ-21 Мосэнерго. Взявшись за создание компьютеризованной информационной системы, Венда понял, что инженерных знаний ему недостаточно.

На помощь пришел знаток западной психологии профессор Ошанин Д. А., долго живший ранее в Париже и работавший в Сорбонне. Ошанин и Венда начали активно синтезировать инженерные и психологические методы. Важную роль сыграло знакомство с работами Лекторского В. А. по методологии и оригинальной философской трактовке общей теории систем. Кроме того, Венда получил личное разрешение министра культуры Фурцевой Е. А. изучать находившиеся тогда в закрытых запасниках работы Малевича К. С., Кандинского В. В. и других художников. Эти знания Венда использовал при создании юзабилити и дизайне информационной техники.

В начале 1963 года, в возрасте двадцати пяти лет, возглавил отдел эргономики во ВНИИ технической эстетики.

В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методы повышения эффективности труда операторов автоматизированной системы управления энергоблоком». Старший научный сотрудник по технической эстетике (звание утверждено ВАК СССР в 1971 году).

В 1973 году, в возрасте тридцати пяти лет, защитил докторскую диссертацию по психологическим наукам на тему «Структура информационной модели и сложность оперативных задач».

С 1974 года — руководитель отдела инженерной психологии в Институте психологии АН СССР; по совместительству работал профессором Московского института инженеров транспорта (МИИТ) (1977—1988).

В 1975 году стал руководителем международной программы по Инженерной психологии и безопасности труда в Социалистических странах. По результатам этой программы Венда В. Ф. был удостоен звания Лауреата Международной премии за выдающиеся совместные исследования в области психологии, присуждённой Академией наук СССР совместно с Академиями наук девяти социалистических стран (ГДР, Берлин, октябрь (1984)).

В 1975—1980 годах руководил тремя разделами национальной программы СССР по военной эргономике «Авангард». Член президиума психологического общества СССР (1975—1980). По совместительству профессор Военно-политической академии имени В. И. Ленина (1975—1987). Профессор по специальности «Психология труда; инженерная психология» (1984 год).

С 1985 года — руководитель отдела обучения ВНИИ проблем высшей школы и Всесоюзной целевой комплексной программы по повышению качества высшего образования в СССР.

В 1980-е годы, создав трансформационную теорию динамики систем и проанализировав план горбачёвской перестройки, Венда предложил проект трансформации социалистической экономики СССР в рыночную экономику без больших рисков и потерь для страны и населения. ЦК КПСС и Правительство СССР, куда Венда обращался, отвергли проект и предложили ему выехать за рубеж и заняться преподаванием.

С 1990 года Венда В. Ф. — профессор Лойола колледжа (англ. Loyola College in Maryland),Балтимор,США-преподавал эргономику и введение в персональные компьютеры.

С 1991 года — директор первой в Канаде программы по эргономике и безопасности труда в Манитобском университете (англ. The University of Manitoba), Виннипег, Канада. C 2000 года — старший советник по инженерной психологии и юзабилити в компании USWeb, Феникс, Аризона.

С 2001 года — старший советник по эргономике и юзабилити в фирме DSТ systems, Канзас.

С 2002 года профессор эргономики в Национальном университете, Сан Диего.

С 2007 по 2009 год работал проректором Ялтинского Университета Менеджмента по международным связям, профессором в Крымском гуманитарном университете, Ялта.

С 1992 по 2002 год Венда В. Ф. был членом редакционной коллегии международного журнала «Взаимодействие человека и компьютера» (англ. International journal Human-Computer Interaction),США.

В 1996—2005 годах В. Ф. Венда был членом редакционного совета международного журнала профессиональной безопасности и эргономики (англ. International Occupational Safety and Ergonomics), Польша.Венда — Лауреат Международной премии признанному учёному за выдающийся вклад в исследования в области человеческих факторов и эргономики США (англ. The Distinguished International Colleague Award for outstanding contribution to the human factors field) (1996), Почетный член (англ. Honorary Fellow) Общества человеческих факторов и эргономики США (англ. Human Factors and Ergonomics Society)(2002).Научный обозреватель газеты «Правда» Васин М. Д. много лет популяризировал научную деятельность Венды. Процессы взаимной адаптацииВ своих работах Венда В. Ф. ввeл понятие взаимной адаптации.

Он сформулировал законы взаимной адаптации и трансформации структур систем. По его мнению, они являются общими для всех видов систем.Закон взаимной адаптации для любых систем(№ 1). Развитие любой системы включает в себя процесс взаимной адаптации между внутренними компонентами системы и между системой в целом и окружающей средой. Венда считает, что процессы взаимной адаптации наблюдаются в каждой развивающейся системе.

Он предположил, что развитие человека, общества, любой живой системы отличается от развития неживых систем тем, что оно представляет собой процесс взаимной опережающей многоуровневой адаптации клеток, внутренних органов человека (членов общества, особей) между собой и человека (общества, экосистемы) в целом с окружающей средой. Проанализировал соотношение между материальными процессами взаимной адаптации и диалектикой, между материальным миром и его идеальным отражением человеком.Закон максимума эффективности(№ 2). Эффективность системы при определённой её структуре максимальна, если значение контролируемого фактора взаимной адаптации оптимально. Следовательно, зависимость критерия эффективности от любого фактора взаимной адаптации имеет колоколообразную форму(рис. 1).

Вендой В. Ф. были проведены экспериментальные исследования влияния различных факторов взаимной адаптации на эффективность систем, в том числе деятельности человека. Выявил, что в качестве факторов взаимной адаптации может быть взята любая психическая функция, любой параметр среды или средств деятельности.Закон полиструктурности систем(№ 3) (рис. 2). Система может иметь ряд структур, каждой из которых соответствует особая колоколообразная кривая зависимости эффективности системы от избранного фактора взаимной адаптации системы со средой.

Структуры системы могут представлять собой дискретный ряд с чёткими различиями в значениях оптимальных факторов взаимной адаптации и максимумов эффективности разных структур — стратегий.Закон трансформации(№ 4). Структуры системы трансформируются одна в другую через общее для них состояние системы. Состояние системы, общее для двух структур, отражается как точка пересечения их колоколообразных кривых(рис. 3).

Венда считает, что при изучении развития в любой области принципиальным является анализ как одноструктурных, монотонных моделей, так и полиструктурных, трансформационных моделей, описывающих динамику любых сложных систем как волнообразный процесс с обязательным промежуточным спадом эффективности системы.Рис. 1. Визуализация второго закона Венды (закон максимума эффективности).S{displaystyle S}— структура системы;Q{displaystyle Q}— эффективность системы;F{displaystyle F}— фактор взаимной адаптацииРис. 2. Визуализация третьего закона Венды (закона полиструктурности систем).Q{displaystyle Q}— эффективность системы,S1{displaystyle S_{1}}иS2{displaystyle S_{2}}— первая и вторая структуры системы,F{displaystyle F}— фактор взаимной адаптацииРис. 3. Визуализация четвёртого закона Венды (закона трансформации).Q{displaystyle Q}— эффективность системы,S1{displaystyle S_{1}}иS2{displaystyle S_{2}}— первая и вторая структуры системы,F{displaystyle F}— фактор взаимной адаптации,T{displaystyle T}— времяРис.4 Схема квадриграммы Рис. 5 Пример построения динамики процесса взаимной адаптации системы и среды на квадриграммеВенда представил новый тип графических номограмм, квадриграммы, с четырьмя квадрантами, которые позволяют представлять любые экспериментальные полициклические процессы, в том числе продолжительные многоходовые процессы взаимной адаптации, и обосновал возможность их применения в психологии, физиологии, математики и других науках. Вариант структуры квадриграммы показан на рисунке 4.

Места частных моделей в квадрантах и направление переходов могут изменяться в зависимости от задач исследования, особенностей среды (объекта) и системы, удобств изображения. Пример построения динамики среды и системы на квадриграмме приведeн на рисунке 5.Ввёл понятия стратегия системы, структура — стратегия системы, дискретный ряд структур — стратегий системы, характеристическая кривая стратегии, инвариантность интегральной эффективности системы, конвергентная структура — стратегия, базовая дивергентная структура — стратегия, ассоциированность структур, реверсивная трансформация.Трансформационная теория обучения и динамики системВендой сделана попытка пересмотреть традиционный подход к психологическим процессам обучения.

В отличие от монотонной экспоненциальнойтеории обучения Германа Эббингауза (1890), Венда предложил трансформационную теорию обучения(основанную на законах трансформации), представив её как волнообразную кривую обучения с периодами спада при переходе от одной структуры деятельности к следующей (рис.3).. Трансформационная теория обучения значительно расширяет возможности анализа закономерностей и прогнозирования индивидуального развития и системного прогресса.Ввёл понятия трансформационная теория динамики систем, трансформатика (возникновение волнообразных трансформационных процессов в экономике, энергетике, науке и прочее), коадаптика (процесс взаимной адаптации в живых, неживых и комплексных системах, в частности экосистемах и системах «человек — машина — среда»).

В 1995 году опубликовал книгу «Dynamics in ergonomics, psychology, and decisions: Introduction to Ergodynamics», которая является введением в эргодинамику(процесс взаимной адаптации между обучающимся рабочим и структурно прогрессирующими орудиями труда). Предложил графические модели предсказания динамики эффективности систем. Разработал новые методы статистической обработки экспериментальных данных о процессах обучения.Венда предположил, что все участвующие в эволюционном процессе системы охвачены всеобъемлющим непрерывным процессом взаимной адаптации с периодическими трансформациями структур, порождающими новые виды, изобретения, открытия и волнообразную динамику развития.Системы гибридного интеллектаРис. 6 Пример структуры гибридной интеллектуальной системы для коллективного решения сложных задач. 1 — участники системы гибридного интеллекта, 2 — персональные компьютеры участников, 3 — индивидуальные информационные модели, 4 — групповой дисплей, 5 — координатор процесса решения, 6 — пульт координатора, 7 — психофизиологическая и другая информация о состоянии и деятельности участников системы гибридного интеллекта, 8 — дисплей координатора, 9 — ввод индивидуальной информации участников для синтеза интегральной модели решения, 10 — индивидуальное непосредственное изучение объекта, 11 — ввод индивидуальных запросов, 12 — индивидуально — адаптированная информация.Венда сформулировал принципы синтеза и функционирования естественных, эволюционно сложившихся, и искусственных, человеко-машинных и социотехнических, гибридных интеллектуальных систем. Разработал принципиально новые формы интеллектуальной деятельности в науке, проектировании, управлении, и технике — теорию гибридных интеллектуальных систем, включая естественные (биологические и социальные), искусственные (технические) и комбинированные (человеко — машинные, социотехнические),основанную на законах взаимной адаптации и трансформации.

Он рассматривал систему гибридного интеллекта как групповую экспертную систему коллективного мышления, использующую информационную технику, адаптированную к каждому участнику индивидуально и ко всей группе. Выделил главные принципы гибридного интеллекта, такие как: эволюционность, как соответствие глубинным интересам и структурам человека, животных, биосфер; демократичность как выражение равенства, общих интересов и ответственности участников, гибкого состава и гибкой иерархии, при которой каждый является лидером на тот период, когда он наиболее компетентен, полезен, дальновиден; взаимная адаптация всех участников и компонентов; трансформация стратегий как путь к творческому порождению новых стратегий; интенсивность процессов коммуникации.

При этом компьютерные программы представляют стратегии мышления скрытых участников гибридного интеллекта. Пример структуры системы гибридного интеллекта для коллективного решения сложных задач оперативного управления, проектирования, планирования, обучения на базе адаптивной информационно-вычислительной техники приведён на рис.6.Инженерная психология, эргономика и юзабилитиВенда экспериментально исследовал проблему оперативной адаптации структуры информационной системы к конкретной деятельности человека.

Для максимально эффективного использования специфических способностей человека в системе управления предложил многоуровневую адаптацию технических средств и внешних условий к деятельности оператора с целью её оптимизации, такие уровни адаптации как тотальная, контингентная, функциональная, групповая, индивидуальная и индивидуально — оперативная адаптация. Исследование инженерно — психологических проблем синтеза средств отображения информации Венда рассматривает с позиции структурно — психологической концепции, суть которой сводится к тому, что структура системы отображения информации статистически обусловливает стратегии и сложность решения человеком задач. При этом цель оптимального синтеза систем отображения информации конкретизируется как максимальное приближение реальных значений психологических факторов сложности решения задач к их оптимальным значениям.Разработал теорию, методологию и практические рекомендации по профессиональной ориентации, отбору и подготовке специалистов.

На основе разработанных психологических принципов выбора структуры многокомпонентных средств отображения информации рассмотрел инженерно — психологические и эргономические вопросы художественного конструирования информационных средств и предложил эвристики для дизайнеров. Особое внимание уделил художественно — композиционным и аналитическим методам реализации сформулированных принципов выбора структуры средств отображения информации.Была сделана попытка унифицировать и привести в терминологическое соответствие параллельные понятия информационных моделей(комплекс средств отображения информации) и психических моделей(онтогенетическое, обобщённое отражение объекта, корректируемое на основе реальных результатов решения задач).

Изучил психологические факторы сложности решения мыслительных задач и их количественные меры в зависимости от структуры представления визуальной информации и сделал вывод, что оптимально представленная задача теряет значительную часть еe сложности и становится тривиальной. Изучал теоретическую эргономику и инженерную психологию, базирующиеся на законах взаимной адаптации и трансформации. Исследовал взаимную адаптацию между структурой воспринимаемого дисплея и мышлением. Совместно с Дьяковым А. Ф. и Фроловым К. В. экспериментально исследовал динамику, эффективность и безопасность действий операторов энергетических объектов и систем. Дал психологические и эргономические рекомендации по проектированию информационных средств и обеспечению безопасности систем человек — машина — среда. Венда отстаивает приоритет российской науки в формировании теоретических и прикладных основ юзабилити информационной техники.

Изучение развития творческих способностей. Изучая биографии и творчество А. С. Пушкина, Наполеона, других выдающихся личностей, а также анализируя результаты его собственного лонгитюдного эксперимента продолжительностью более шестидесяти пяти лет, Венда выдвинул идею о возможности целенаправленного искусственного развития подсознательного творческого мышления. Венда считает, что искусственно развивая у ребёнка подсознательное творческое мышление можно воспитать интеллектуальный талант, а также привить сверхмотивацию к интеллектуальным успехам.

 

Процессы взаимной адаптации В своих произведениях Венда ввел понятие взаимной адаптации. Он сформулировал законы взаимной адаптации и трансформации системных структур. По его мнению, эти законы общие для всех типов систем. (№ 1) Закон взаимной адаптации для любой системы: Развитие любой системы включает в себя процесс взаимной адаптации между внутренними компонентами системы и между системой в целом и окружающей средой.

Венда считал, что каждая развивающаяся система предполагает процесс взаимной адаптации. Он предположил, что развитие людей, общества, любой живой системы отличается от развития неодушевленных систем тем, что представляет собой процесс взаимной продвинутой многоуровневой адаптации клеток, внутренних органов человека между собой и человека в целом с окружающая обстановка. Он проанализировал взаимосвязь между материальными процессами взаимной адаптации и диалектики, между материальным миром и его идеальным отражением человеком. (№ 2) Закон максимальной эффективности: Эффективность системы с определенной структурой оптимальна, если значение контролируемого фактора взаимной адаптации также оптимально.

Следовательно, зависимость критерия эффективности от любого фактора взаимной адаптации имеет колоколообразное распределение (рис. 1). Венда провела экспериментальные исследования влияния различных факторов взаимной адаптации на эффективность систем, в том числе деятельности человека. Он раскрыл это как фактор взаимной адаптации любой психической функции, любого параметра средств или средств деятельности. (№ 3) Закон многоструктурных систем (Рисунок 2): Система может иметь ряд структур, каждой из которых соответствует особое колоколообразное распределение зависимости эффективности системы от выбранного фактора взаимной адаптации система к окружающей среде. Структура системы может представлять собой дискретный ряд с отчетливыми различиями значений оптимальных факторов взаимной адаптации. Эти максимальные показатели эффективности для различных структур называются стратегиями. (№ 4) Закон трансформации: структуры системы трансформируются друг в друга посредством общего состояния внутри системы. Состояние системы, общее для двух структур, отражается в виде точки пересечения их колоколообразных кривых (рис. 3).

Венда считал, что изучение развития в любой области, анализ как однокомпонентных однородных моделей, так и многоструктурных трансформационных моделей, является основополагающим в описании динамики любых сложных систем как волнового процесса с обязательным промежуточным снижением эффективности системы. Венда представила новый тип графических номограмм, четырехугольников с четырьмя квадрантами, которые позволяют изобразить любые экспериментальные полициклические процессы, в том числе процессы взаимной адаптации, и впоследствии обосновала возможность их применения в психологии, физиологии, математике и других науках. Вариант структуры квадриграммы представлен на рис. 4. Расположение конкретных моделей в квадрантах и ​​направление переходов могут различаться в зависимости от задач исследования, особенностей среды и системы. Пример построения динамики системы среды на квадриграмме показан на рис.5.

Он ввел концепции системной стратегии или структуры, дискретного ряда структурных системных стратегий: характеристическая кривая стратегии, инвариантность интегральной эффективности системы: конгруэнтная структурная стратегия, базовая дивергентная структурная стратегия: объединение структур и обратимое преобразование. Теория трансформационного обучения и системная динамика Венда попытался пересмотреть традиционный психологический взгляд на процесс обучения. В отличие от единой экспоненциальной теории обучения Германа Эббингауза (1890 г.), Венда предложил теорию трансформационного обучения (основанную на его трансформационных законах).

Он представил это как волнообразную кривую обучения с периодами спада при переходе от одной структуры деятельности к другой. Его теория трансформационного обучения значительно расширяет возможности анализа закономерностей и прогнозирования индивидуального развития и системного прогресса. Он ввел концепции трансформационной теории системной динамики, трансформации (возникновение волновых трансформационных процессов в экономике, энергетике, науке и др.) И коадаптации (процесс взаимной адаптации в живых, неодушевленных и сложных системах., в частности экосистемы и системы человек-машина-среда). В 1995 году он опубликовал книгу «Динамика в эргономике, психологии и решениях: Введение в эргодинамику», которая является введением в эргодинамику (процесс взаимной адаптации подготовленного рабочего и структурно прогрессирующих орудий труда). Он предложил графические модели прогнозирования динамики эффективности системы и разработал новые методы статистической обработки экспериментальных данных по процессам обучения.

Венда предположил, что все системы, участвующие в эволюционном процессе, охвачены непрерывным всеобъемлющим процессом взаимной адаптации с периодическими преобразованиями структур, порождающими новые виды, изобретения, открытия и волнообразную динамику развития. Гибридные интеллектуальные системы Венда сформулировал принципы синтеза и функционирования естественных, эволюционно развитых и искусственных, человеко-машинных и социотехнических, гибридных интеллектуальных систем.

Он разработал принципиально новые формы интеллектуальной деятельности в науке, дизайне, менеджменте и технологиях - теории гибридных интеллектуальных систем, включая естественные (биологические и социальные), искусственные (технические) и комбинированные (человеко-машинные, социотехнические). В основе этой теории лежали законы взаимной адаптации и трансформации. Он рассматривал систему гибридного интеллекта как групповую систему коллективного мышления с использованием информационных технологий, адаптированную для каждого отдельного участника и для всей группы. Он выделил основные принципы гибридного интеллекта, такие как эволюция, соответствие глубинным интересам и структурам человека, животных и биосферы; демократия как выражение равенства, общих интересов и ответственности участников, гибкого состава и гибкой иерархии, в которой каждый является лидером в то время, когда он наиболее компетентен, полезен и дальновиден; взаимная адаптация всех участников и компонентов; трансформация стратегий как путь к творческой генерации новых стратегий; и интенсификация коммуникационных процессов. В то же время он представил стратегии мышления скрытых участников гибридного интеллекта с помощью компьютерных программ. На рис. 6 показан пример структуры гибридной интеллектуальной системы для коллективного решения сложных задач оперативного управления, проектирования, планирования и обучения на основе адаптивных информационных технологий. Инженерная психология, эргономика и удобство использования Венда экспериментально исследовал проблему функциональной адаптации структуры информационной системы к любой конкретной деятельности человека.

Он предложил многоуровневую адаптацию технических средств и внешних условий для оператора с целью максимального использования конкретных человеческих возможностей в системе управления. Эти уровни адаптации включают общую, условную, функциональную, групповую, индивидуальную и индивидуально-оперативную адаптацию. Венда рассмотрел инженерные и психологические проблемы синтеза средств отображения информации с позиции структурных и психологических концепций, суть которых сводится к тому, что структура системы отображения информации статистически определяет стратегии и сложность принятия решений человеком. С другой стороны, цель оптимального синтеза систем отображения информации задавалась как максимальное приближение реальных значений психологических факторов по сложности решения задач к их оптимальным значениям. Венда разработала теоретические, методические и практические рекомендации по профориентации, подбору и обучению специалистов.

На основе разработанных психологических принципов выбора многокомпонентных средств отображения информации структур рассмотрены инженерные, психологические и эргономические вопросы художественного оформления информационных средств и предложены эвристики для дизайнеров. Особое внимание он уделил художественным, композиционным и аналитическим методам реализации сформулированных принципов с целью выбора структуры средств отображения информации. Он попытался объединить параллельные понятия информационных моделей (сложных средств отображения информации) и ментальных моделей (онтогенетическое, обобщенное отражение объектов, скорректированных на основе реальных результатов решения задач) и привести эти понятия в терминологическое соответствие. Он изучил психологические факторы сложности решения психических проблем и их количественные показатели в зависимости от структуры представленной визуальной информации и пришел к выводу, что если проблема представлена ​​оптимально, она теряет значительную часть своей сложности и становится тривиальной.

Он изучал теоретическую эргономику и инженерную психологию, используя законы взаимной адаптации и трансформации, и исследовал взаимную адаптацию между структурой воспринимаемого дисплея и мыслительным процессом. Венда сотрудничал с А.Ф. Дьяковым и К.В. Фроловым, вместе они экспериментально исследовали динамику, эффективность и безопасность операторов энергообъектов и систем. Венда дал психологические и эргономические рекомендации по разработке информационных технологий и обеспечению безопасности систем человек-машина-окружающая среда.

Он подчеркнул важность российской науки в формировании теоретических и прикладных основ использования информационных технологий. Исследования по развитию творческих способностей Идею о возможности целенаправленного, искусственного развития подсознательного творческого мышления Венда выдвинул после изучения биографий и произведений А.С. Пушкина, Наполеона и других выдающихся личностей и анализа результатов собственного лонгитюдного эксперимента, продолжавшегося более шестидесяти лет. -пять лет. Венда считал, что искусственное развитие подсознательного творческого мышления ребенка может улучшить его интеллектуальный талант, а также привить ему превосходную мотивацию для интеллектуального успеха. Исследовательские проекты Венда был руководителем проекта по разработке и внедрению интегрированных информационных систем для энергоблока ТЭЦ-21 Мосэнерго, начальником цехов Воскресенского и Щёкинского химкомбинатов, автоматизированного слябирования 1150 для металлургического завода (Галац, Румыния), и для интегрированных энергосистем Закавказья на Урале. Был руководителем проекта по разработке операторских пультов для системы централизованного оперативного управления городским транспортом Москвы - системы «Старт». Он изобрел, спроектировал, создал и исследовал новый вид безопасного рабочего места для практической сборки электронных устройств. Особенностью его работы было косвенное наблюдение за рабочими за их работой при сборке электронных устройств. Он получил патент на это изобретение 22 июня 1995 года.

Венда разработала эргономические рекомендации по предотвращению аварий на атомных электростанциях и других технологических объектах. Он впервые применил регистрацию глазодвигательного поведения и сложных психофизиологических параметров человека для оценки информационных технологий. Научный анализ деятельности древних астрологов был в числе его сторонних интересов. Венда считал, что астрологи ошибочно полагали, что они изучают влияние звезд на жизнь людей, но на самом деле, наблюдая звездное небо как сложные часы и одновременно записывая события на Земле, они накапливали ценные данные о циклических процессах в мире. природа.

Он предложил стратегию победы в игре «Спортлото 6 из 49», пытаясь решить задачу не как традиционную математическую, а как психологическую, аргументируя это тем, что, хотя шары всплывают хаотично, после изучения для большинства игроков В стратегии игры в спортлото можно увидеть, что постоянная вероятность выигрыша намного больше, чем предписывается теорией вероятностей. Обучение Венда был профессором МИИТ, ВПА им. Ленина, колледжа Лойола, Университета Манитобы, Национального университета (Сан-Диего, США).

Он читал лекции и семинары в 56 университетах, включая Гарвардский университет, Стэнфордский университет, Массачусетский технологический институт (Кембридж), Парижский университет (Париж) (французский: Université de Paris) и многие университеты Японии, Швеции и других стран.

В 1996 году он был первым человеком, получившим новую награду «Выдающийся международный коллега» за выдающийся вклад в области человеческого фактора и эргономики от Общества человеческих факторов и эргономики США.

В 2002 году он был первым человеком, избранным почетным членом Общества человеческого фактора и эргономики США.

Награды Совместным решением Академии наук СССР и академий наук девяти социалистических стран в 1984 году Валерий Венда был удостоен Международной премии за выдающиеся исследования в области психологии.

 

Венда Автор и соавтор 23 книг и более 300 научных статей. За рубежом опубликовано более 120 его работ, в том числе 4 монографии на английском, словацком и испанском языках. Его книги использовались в качестве университетских учебников в СССР, Словакии, Испании, США и Канаде.

 

Публикации

Монографии

· Венда В. Ф. Средства отображения информации (эргономические исследования и художественное конструирование). — М.: Энергия, 1969. — 304 с.

· Венда В. Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. — М.: Машиностроение, 1975. — 396 с.

· Венда В. Ф., Нафтульев А.И., Рубахин В.Ф. Организация труда операторов (инженерно-психологические проблемы). — М.: Экономика, 1978. — 224 с.

· Венда В. Ф. Видеотерминалы в информационном взаимодействии: (инженерно-психологические аспекты). — М.: Энергия, 1980. — 200 с.

· Venda V. F. Инженерная психология и синтез систем отображения информации = Inzinierska psychologia a synteza systemov zobrazovania informacii. — Bratislava: Veda, 1980. — 240 с.

· Венда В. Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. — 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1982. — 344 с.

· B. Lómov, V. Venda. Взаимодействие человека и машины в информационных системах = La interrelación hombre - máquina en los sistemas de información / Marta González. — М.: Прогресс, 1983. — 432 с.

· Savelyev A. Y.,Venda V. F. Высшее образование и компъютеризация = Higher Education and Computerization. — М.: Progress Publishers, 1989. — 256 с. — ISBN 5-01-001138-7.

· Венда В. Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. — М.: Машиностроение, 1990. — 448 с. — ISBN 5-217-01006-1.

· Venda Valery F.,Venda Yuri V. Dynamics in ergonomics, psychology, and decisions: Introduction to Ergodynamics = Динамика в психологии, эргономике и принятии решений. Введение в эргодинамику. — Norwood, NJ.: Ablex Publishing Corporation, 1995. — 503 с.

Брошюры

· Венда В. Ф. Оператор и машина // Новое в жизни, науке, технике. Серия: Техника: брошюра. — М.: Знание, 1964. — № 5. — С. 3—48.

· Венда В. Ф. Информационная техника и эргономика // Новое в жизни, науке, технике. Серия: Техника: брошюра. — М.: Знание, 1970. — № 6. — С. 3—48.

· Венда В. Ф. Инженерная психология и труд оператора АСУ // Новое в жизни, науке, технике. Серия: Наука управления: брошюра. — М.: Знание, 1977. — № 7. — С. 3—64.

· Венда В. Ф. Обыкновенная психология «необыкновенных чудес» // Новое в жизни, науке, технике. Серия: Научный атеизм: брошюра. — М.: Знание, 1988. — № 11. — С. 3—64.

· Венда В. Ф. Волны прогресса // Новое в жизни, науке, технике. Серия: Философия: брошюра. — М.: Знание, 1989. — № 9. — С. 3—62.

Избранные статьи

· Ошанин Д. А., Венда В. Ф. О некоторых путях повышения эффективности операторского труда в системах «человек и автомат» // Вопросы психологии: журнал / под (общей) редакцией Б. М. Теплова, В. М. Соколова. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. — Май (№ 3). — С. 23—36.

· Venda V. F., Mitkin A. A. Результаты одного лабораторного объективного исследования (итал.) = Risultati di uno sdudio obiettivo sull’attivita di un operatore // La scuola in Azione: журнал. — Giugni, 1969. — N. 6. — P. 80—95.

· Венда В. Ф., Зинченко В. П., Мунипов В. М. Проективная эргономика // Техническая эстетика: журнал. — М., 1970. — № 7. — С. 1—2.

· Венда В.Ф. Эргономические проблемы централизованного управления производством // Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку. — М.: Мир, 1971. — С. 385—419. — 424 с.

· Венда В.Ф. Методологические проблемы адаптивного информационного взаимодействия // Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение / Отв. ред. Б. Ф. Ломова, В. Ф. Рубахина, В. Ф. Венды. — М.: Наука, 1977. — С. 55—66. — 304 с.

· Венда В.Ф. Многовариантность процессов решения и концепция инженерно-психологического проектирования // Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение / Отв. ред. Б. Ф. Ломова, В. Ф. Рубахина, В. Ф. Венды. — М.: Наука, 1977. — С. 67—101. — 304 с.

· Lomov B. F., Venda V. F. Human Factors: Problems of adapting systems for the interaction of information to the individual: The theory of hybrid intelligent systems (Keynote address) // Proceedings of the Human Factors Society 21th Annual Meeting. — San Francisco: Human Factors Society, 1977. — С. 1—9. — 321 с.

· Венда В. Ф., Пулькин Б. В. Методы многоуровневой адаптации информационного взаимодействия человека и машины // Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления / Отв. ред. Б. Ф. Ломова, В. Ф. Венды, Ю. М. Забродина. — М.: Наука, 1980. — С. 35—77. — 320 с.

· Ломов Б.Ф., Венда В. Ф., Забродин Ю.М. Системный анализ и организация адаптивного информационного взаимодействия человека и машины // Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления / Отв. ред. Б. Ф. Ломова,В. Ф. Венды, Ю. М. Забродина. — М.: Наука, 1980. — С. 7—34. — 320 с.

· Венда В. Ф., Зорин С. С. Экспериментальное исследование способов индивидуальной адаптации информационных средств при сложных аномалиях зрения // Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления / Отв. ред. Б. Ф. Ломова, В. Ф. Венды



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: